На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психолого-педагогическая диагностика (опрос, анкетирование)
Психолого-педагогическая диагностика (опрос, анкетирование)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Опрос - это выяснение суждений людей о каком-либо предмете, когда респондентам задают тематические вопросы и получают на них конкретные ответы. В социологии под опросом понимается способ сбора информации, основанный на выяснении у окружающих их суждений по одному либо другому вопросу, затем проводят обработку результатов и приводят заключения об увлечениях респондентов, их выборах, взглядах на определенные явления и процессы, обстоятельствах в социуме, а также о стремлении его изменить.


Опрос - наиболее известный способ сбора информации, с помощью которого получается порядка 90% всех первичных данных. В конкретных случаях опрос обращен к определенному участнику с целью раскрытия тех сторон процесса, которые практически не поддаются непосредственному слежению. Следовательно, опрос необходим, когда речь идет об изучении тех важных свойств, которые спрятаны от внешних наблюдателей и проявляются только при наступлении тех или иных жизненных ситуаций либо в заранее заданных условиях. Последовательность вопросов выстроена определенным образом, чтобы отвечающий на них человек заинтересовался, проявил активность, захотел ответить на все вопросы, отвечал честно и искренне; дал как можно больше сведений для анализа.
Данный метод направлен на исследование суждений и предпочтений определенного индивида. Важным фактором является отсутствие значимости персональных данных опрашиваемого, таких как фамилия, имя и отчество, возраст, место проживания. Весомая ценность в данном случае состоит не в источнике данных, а в общем объеме такой информации для дальнейшего анализа и обнаружения закономерностей, построения различных прогнозов.
Опрос от анкетирования отличается, например, тем, что в анкетировании присутствует блок вопросов, касающихся статуса человека, демографические характеристики.


Анкетирование - это сбор сведений либо суждений в форме листа с вопросами на отдельном бланке, на которые нужно ответить респонденту.


Примерное содержание анкеты:
1) введение - приветствие, приглашение принять участие в анкетировании; описание цели исследования (конкретная польза), указание на авторов опроса или организацию, а также примерное время, потраченное на заполнение анкеты;
2) социально-демографический блок - может быть расположен как в начале, так и в конце анкеты; вопросы, которые здесь находятся, зависят от цели и гипотезы исследования;
3) начало анкеты - простые вопросы, которые направлены на привлечение внимания респондента;
4) середина анкеты - основной блок содержательных вопросов, которые требуют подробных ответов, каких-то расчетов.
5) конец анкеты - обычные вопросы; слова благодарности, возможно, контактные данные.


В настоящее время есть много автоматизированных сервисов для создания опросов или анкет, которые не только собирают данные у респондентов, но и обрабатывают их, анализируют и предоставляют обработанные данные в графическом виде. За последние годы опросы с применением печатных материалов почти перестали использоваться. В основном в исследованиях используются электронные формы организации опросов. Печатная форма опроса может быть обусловлена, например, целями исследования или особенностями респондентов.
Например, сервис Яндекс.Формы используется с целью создания форм для квизов, анкетирования, тестирований и опросов онлайн.
Сервисов для создания опросов достаточно много, у каждого из них есть положительные и отрицательные стороны, также они преследуют разные цели, это отражается в их функционале. И многие из них имеют мало доступных и бесплатных функций, некоторые сервисы предлагают оплатить дополнительные функции для проведения опроса.
Опрос - социологический метод, цель исследования направлена на изучение общества и мнений, суждений, убеждений людей. Поэтому для социологических опросов онлайн-форма опроса увеличивает скорость получения ответов на вопросы, обработки данных, позволяет проанализировать и обработать данные сразу в электронном виде, а также сильно упрощает работу с большими объемами данных.
Примечательно, что в сфере финансов предварительные заявки на выдачу кредита создаются через опросные формы, в которые потенциальный клиент банка вносит персональные данные и иную информацию о целях своего обращения.
В образовательной сфере классическая форма опроса применяется практически везде.


Опросы в образовательной сфере применяются в нескольких случаях:
1) как средство обучения и воспитания в образовательном процессе, когда педагог применяет его на занятии;
2) как форма контроля знаний обучающегося;
3) как экспресс-опрос с целью мониторинга или исследований;
4) как обратная связь с обучаемыми или родителями.


С целью контроля знаний обучающихся в образовательном процессе применяются устный и письменный опрос, контрольная работа, зачетные работы, рефераты, фронтальный опрос, тестирование, диктант, изложение, коллоквиумы и т.д. Данные формы имеют как определенные достоинства, так и обладают некоторыми недостатками. Устный опрос - индивидуальная форма контроля знаний обучающихся, на которую тратится существенный объем рабочего времени. Письменные работы также весьма сложные и кропотливые. Фронтальный опрос не позволяет в полной мере побеседовать с обучающимися по теме занятия. В связи с этим онлайн-формы контроля знаний в сочетании с традиционными формами контроля помогут педагогу результативно организовать процесс обучения.
В организациях среднего и высшего профессионального образования тоже часто применяют методы опроса и анкетирования. Например, с целью исследования профессиональных компетенций обучающихся, изучения запроса будущих работодателей, для совершенствования образовательных программ, анализа качества образования, осуществления обратной связи от обучающихся.
Преподаватели, использующие онлайн-опросы, могут осуществлять контроль знаний обучающихся в больших группах, в том числе и на дистанционной форме обучения, а также аккумулировать оценку (одобрение/неприятие) обучающимися хода обучения и использованных методов преподавания.
Работа с любым онлайн-сервисом стартует со страницы регистрации. Некоторые сервисы предлагают использовать готовый шаблон либо сразу приступать к самостоятельной разработке формы анкеты с вопросами. Зачастую в сервисах имеется типовой перечень категорий и закрепленных за ними анкет.
Корректировка формы опроса в соответствии с профессиональными потребностями производится в интерфейсе визуального онлайн-редактора: смена фона, перемещение вопросов, редактура текста, добавление новых вариантов ответов.
Опросы удобно выслать на почту, в мессенджер, через социальные сети, разместить в блоге или на облаке.


Во многих сервисах примерно одинаковый набор вопросов, которые можно применять для создания онлайн-формы. Примерные виды вопросов:
- вопросы с выбором одного правильного варианта ответа;
- вопросы с выбором нескольких правильных вариантов ответов;
- вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет»;
- вопросы, на которые нужно ответить одним словом или словосочетанием;
- вопросы, на которые нужно дать развернутый текстовый ответ;
- вопросы, на которые нужно дать ответ в виде числа;
- вопросы, на которые нужно дать ответ в виде даты;
- вопросы, где нужен ответ в виде целого или дробного числа;
- вопросы, в ответ на которые нужно прикрепить к форме файлы и т.д.


Текст вопроса и варианты ответа визуально отображаются на формах.


В настройках формы преподаватель может:
- ограничить время;
- ограничить количество ответов;
- показывать результат прохождения теста;
- сортировать ответы;
- сделать вопрос обязательным;
- подставлять в форму предыдущие ответы пользователя и пр.


На основании собранных данных пользователям по желанию формируются результаты статистического анализа в табличном либо графическом виде. Дополнительно существуют опции отправки приглашений на электронную почту участникам опроса, сохранения опросов в различных текстовых форматах либо их распечатка. Кроме того, существует возможность создания абсолютно новых анкет с определенным количеством и видом вопросов.
Полученные данные можно сохранять в различных форматах: PDF, DOCX, XLSX, CSV, HTML, XML.
В настоящее время онлайн-сервисов для анкетирования очень много, но уже долгое время наиболее популярными и интуитивно понятными в использовании онлайн-сервисами, которые используют специалисты различной производственной направленности с целью организовывать онлайн-взаимодействие с обучающимися и создавать различные вспомогательные учебные материалы, остаются сервисы от компаний Яндекс и Google - Яндекс.Формы и Google-формы, в них нет дополнительной регистрации, если у исследователя уже имеется персональный Яндекс ID или Gmail-аккаунт.
После авторизации в аккаунте пользователю открывается доступ к документам, в том числе и к формам в их составе.
Главным достоинством электронных опросов является восприятие такой формы проведения опроса, как игры, что в дальнейшем создает респонденту положительный эмоциональный фон, и, как следствие, достигается доброжелательное, максимально заинтересованное отношение к опросу в целом, формируется устойчивый интерес к обучению, усиленно развиваются навыки и тяга к сотрудничеству [28].
Подходы к классификации видов анкетирования различаются по типу контакта с респондентом: личное анкетирование, предполагающее проведение анкетирования при очном контакте с респондентом, дистанционное анкетирование, предполагающее удаленное участие в анкетировании.
Яндекс.Формы, Google Forms позволяют осуществлять сбор информации строго по вопросам анкеты и структурировать информацию в формате XLSX, что положительно влияет на обработку данных в максимально сжатые сроки. Значительной помощью для магистрантов-психологов может являться создание в открытом доступе единой базы онлайн-анкет по психологическим методикам. Основная привлекательность единой базы состоит в удобстве поиска необходимой методики на начальном этапе исследования. Кроме того, методика может направляться респондентам в виде ссылки в социальных сетях либо по электронной почте, что не потребует очного контакта с респондентом.
Использование метода онлайн-анкетирования позволяет провести массовый экспресс-мониторинг по любой интересующей нас теме и в сжатые сроки аккумулировать и обработать результаты, использовав минимальные трудозатраты и время на подготовку, проведение и обработку данных, полученных при анкетировании, а самое важное - сохранить беспристрастное отношение к респонденту.
На текущий момент метод онлайн-анкетирования уже доказал свою состоятельность и весьма лояльно принимается научными исследователями, особенно по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад.
Учитывая, что интернет-технологии повсеместно становятся доступными, сейчас гораздо легче решать и такую проблему, как репрезентативность итоговых данных.
Важно отметить, что современные информационные технологии имеют свои преимущества и недостатки. Однако про онлайн- анкетирование можно твердо сказать, что оно позволяет реализовывать возможность выбора комфортного времени и места участия, что является ощутимым сопутствием тенденциям современного общества.
И все-таки метод онлайн-анкетирования недостаточно изучен на текущий момент. Публикаций, посвященных онлайн-анкетированию, в научной литературе практически не встречается, и именно поэтому данную тему можно считать весьма актуальной в рамках развития цифровых информационных технологий в высшем образовании. Продолжает расти число онлайн-сервисов, позволяющих собирать данные с абсолютно разным функционалом публикаций форм опроса в сети Интернет [29, с. 297].
Подчеркнем, что очень важным свойством для онлайн-систем является хранение данных в табличном формате XLSX, обработка ответов и построение отчетов из которого происходит в оперативном режиме [30, с. 199].
В качестве наиболее известных интернет-сервисов можно привести следующие примеры: Яндекс. Формы, Google-формы, Survio.com, SurveyMonkey.ru, Testograf.ru, Simpoll.ru, Webanketa, LimeSurvey [31, с. 33].


Вопросы для самопроверки:


1. Что такое опрос?
2. Раскройте особенности анкетирования.
3. Перечислите достоинства и недостатки метода онлайн- анкетирования.
4. Приведите примеры цифровых сервисов, в которых можно провести онлайн-анкетирование.
5. Перечислите виды вопросов, охарактеризуйте их и приведите примеры.


Задания для самопроверки:


Составить анкету или опрос в одном из онлайн-сервисов (например, «Яндекс.Формы»), провести онлайн психологопедагогическую диагностику, данные диагностики представить в виде презентации с таблицами и диаграммами.


Примерные темы:


1. Диагностика познавательных интересов обучающихся в связи с задачами профориентации.
2. Диагностика интеллектуальных способностей обучающихся.
3. Диагностика одаренности.
4. Диагностика готовности ребенка к школе.
5. Исследование самооценки у детей.
6. Диагностика локуса контроля личности.
7. Диагностика внимания обучающихся.
8. Диагностика памяти обучающихся.
9. Диагностика эмоциональной сферы обучающихся.
10. Диагностика мотивационной сферы обучающихся.
11. Диагностика развития дошкольников.
12. Оценка личностных качеств обучающихся.
13. Диагностика эмоционально-личностной дезадаптации школьника.
14. Диагностика отклонений в поведении подростков.


Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Цифровые образовательные технологии в психологопедагогической деятельности: учебное пособие / Н.В. Иванушкина, О.В. Щипова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2023. - 72 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.