На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методы в психолого-педагогической диагностике - Письменный опрос: анкетирование
Методы в психолого-педагогической диагностике - Письменный опрос: анкетирование
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Методы в психолого-педагогической диагностике
Психолого-педагогический эксперимент
Письменный опрос: анкетирование
Тестирование
Контент-анализ
Все страницы

 

Письменный опрос: анкетирование

 

Достаточно часто педагогами и психологами используются письменные опросы, в которых применяется такой инструмент диагностики, как анкета.
Анкета (от фр. enguete - список вопросов) - серия тематически взаимосвязанных вопросов. Профессионально составленные анкеты создаются на основе заранее разработанного конструкта, моделирующего диагностируемое явление, существенные признаки и формы поведения опрашиваемого. Они позволяют получать качественную и количественную информацию при массовых опросах.
В психолого-педагогической диагностике такой метод называется анкетированием. Анкетирование — технология сбора информации в массовом опросе с помощью анкет. Она предусматривает проведение предваряющих опрос расчетов выборок обследуемых, организационных мероприятий, регламентированный инструктажем стиль поведения анкетера в общении с респондентом, подготовку анкет к обработке (отбраковку, сортировку, кодирование) и определение технологии количественного и качественного анализа результатов. При анкетировании ответы учащегося заносятся в специально составленный анкетный лист.
Этот метод широко используют для массового сбора информации.
К преимуществам анкетирования относятся:
• быстрота применения (за короткое время можно получить много сведений);
• получение письменных ответов на вопросы, которые по различным субъективным причинам при устном опросе остаются без ответа.
Анкета как диагностический инструмент прежде всего используется для сбора общей информации об учащихся. Для психолого-педагогической диагностики анкеты целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо:
1) получить какие-либо фактические данные - о поле, возрасте, образовании ит. гг;
2) выяснить отношение опрашиваемого к какой-либо проблеме или явлению — интересы, ценностные ориентации и т. п.;
3) получить единственно возможные и очень конкретные ответы просмотр конкретного интернет-сайта, чтение литературы определенного жанра и др.;
4) оцепить какие-либо явления и назвать их в порядке предпочтения — личностные качества, учебные предметы, виды профессиональной деятельности и др.
Выделяют следующие виды анкетирования:
• контактное - при непосредственном участии;
• заочное - без непосредственного участия;
• прессовое - через электронную почту.
Принято выделять три типа вопросов анкет: закрытые, открытые, полузакрытые (смешанные).
Закрытые вопросы построены как выборочные задания и предусматривают необходимость обязательного выбора респондентом одного или нескольких (если это оговорено в инструкции к ответу на вопрос) вариантов ответа из предложенного веера ответов. По сравнению с открытыми вопросами они лучше поддаются количественной обработке, но могут не содержать всего спектра возможных ответов, который можно получить в открытых вопросах.
Открытые вопросы предусматривают необходимость ответа респондента в специально оставленном месте. По сравнению с закрытыми они хуже поддаются количественной обработке, так как требуют предварительного анализа и классификации полученных ответов. Зато они содержат, в отличие от закрытых, весь спектр возможных ответов, который можно получить. Применяются преимущественно для получения особо значимой информации.
Вопросы полузакрытые (смешанные) - один из основных видов вопросов анкеты, они похожи по форме построения на закрытые вопросы, но отличаются от них тем, что предусматривают для респондента возможность дописать свой ответ, если его не устраивают предложенные варианты ответов. Дописанные таким способом ответы обрабатываются по правилам, принятым для открытых вопросов.
Составной частью анкеты является паспортичка, включающая обращение к респонденту, вопросы демографического характера (пол, возраст, место проживания, образование, стаж работы, особенности социального статуса и т. п.). На основе паспортички диагностические данные распределяются по массивам обработки, проводится сравнение репрезентативности собранного материала с намеченным выборкой.
Правила составления анкеты:
1. Прежде чем запускать анкету, рекомендуется предварительно ее испытать путем пилотажа, т. е. пробного анкетирования на нескольких испытуемых, с последующей доработкой.
2. Еще на этапе разработки вопросов следует представить себе способы обработки анкеты и способы представления результатов обследования.
3. В начале анкеты обязательно должно быть помещено обращение (адресность), т. е. указание на то, кому адресована анкета. Также должна быть помещена преамбула, в которой кратко излагается цель опроса.
4. Заканчивается анкета словами благодарности за помощь и согласие участвовать в опросе.
Анкета считается падежным инструментом, если она обоснована относительно поставленных целей, дает достоверную информацию и полученные данные устойчивы при повторных опросах в аналогичных условиях.
При всей кажущейся простоте метода анкетирования составить качественную, «работающую» анкету довольно непросто. Часто анкеты разрабатываются педагогом. При разработке анкеты важно четко поставить цель - ради какой информации будет проводиться опрос, что хочет узнать педагог и где в дальнейшем результаты анкетирования будут использованы. Хорошо сформулированная цель поможет избежать лишних вопросов, избавит анкету от мнимой многозначительности.
Требования к структуре анкеты:
1. Нельзя начинать создание анкеты с разработки конкретных вопросов, необходимо прежде всего разложить тему па отдельные проблемы, блоки.
2. Важно использовать структуру «разветвленных анкет».
3. Желательно, чтобы анкета была составлена при помощи «техники воронки» (начиналась с наиболее общих вопросов, постепенно приближаясь к более узким)1.
В анкете сначала излагаются тема и цель опроса, затем располагаются вопросы наиболее простые и нейтральные по смыслу. Главные вопросы, требующие искренности, а также анализа и размышления, помещаются в середину анкеты. Постепенно трудность вопросов снижается. Завершается анкета персональными данными об отвечающем на вопросы (пол, возраст, образование и т. п.).
Рассмотрим особенности разработки анкеты более подробно. Рекомендуется придерживаться следующей схемы в последовательности задаваемых вопросов: адаптация, достижение поставленной цели, снятие напряжения.
В начале анкеты необходимо подготовить учащихся к преподнесению нужной информации: объяснить содержание анкеты, т. е. о чем будут спрашивать, цель опроса, правила заполнения анкеты. Не следует сразу задавать основные вопросы, так как учащиеся еще могут быть не готовы отвечать. Необходима психологическая подготовка учащихся к ответам на поставленные вопросы. Сначала задаются легкие вопросы, которые вовлекают учащихся в ситуацию опроса, вводят их в суть анкеты и приближают к основной проблематике.
Создание у учащихся мотивации к участию в опросе - также очень важная задача. У каждого человека свои интересы, ценности, потребности. Необходимо заинтересовать учащихся в участии в опросе, чтобы ответы приобрели личностный смысл. Поэтому в начале анкеты возможно обратиться к обучающимся с просьбой оказать помощь, например, в организации жизни учебной группы.
Часто в начале анкеты используются контактные вопросы, ответы на которые являются легкими и в которых затрагиваются те же проблемы, что и в обращении к учащимся. По возможности они должны быть близки к теме опроса. В любом случае вопросы не должны вызывать неприязни. Приемы, которые используются для формулировки вопросов, должны располагать учащихся к ответам на последующие вопросы.
При разработке анкет формулируют вопросы содержательные (результативные) и функциональные. Содержательные вопросы позволяют получить информацию, касающуюся особенностей личности учащегося, его поведения и деятельности; функциональные - оптимизировать и упорядочить последовательность задаваемых вопросов.
Выделяют несколько видов функциональных вопросов: функционально-психологические, вопросы-фильтры, контрольные вопросы. Функционально-психологические вопросы используют для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой, а также для снятия нежелательных установок у опрашиваемых. Это могут быть вопросы типа «Нравится ли Вам...?», «Бывают ли ситуации ...?». Для перехода к другой теме могут быть использованы обороты типа «Несколько вопросов о...».
Вопросы-фильгры позволяют выяснить, относится ли учащийся к той категории людей, для которых предназначен вопрос. Например, это могут быть вопросы такого типа: «Как часто Вы посещаете...?», «Бываете ли Вы...?» и др.
Назначение контрольных вопросов - проверка достоверности предоставляемых данных. Эти вопросы формулируются таким образом, что бы оценить искренность уже полученных ответов. Однако данные вопросы не должны следовать сразу за тем вопросом, ответ на который контролируется .
Вопросы также предусматривают открытые и закрытые ответы. Ответ на открытый вопрос предполагает свободную форму, имеет естественный характер, позволяет обнаружить совершенно неожиданные и не предполагаемые суждения. Однако часто используют закрытые вопросы, предусматривающие выбор ответа из числа готовых, так как выборочные ответы легко обрабатываются количественно. Недостатками их является ограниченность выбора, возможность несовпадения предполагаемых ответов с личной по
зицией учащегося. Чтобы избежать этого, обычно используют комбинированные ответы на вопросы, где наряду с вариантами ответов оставляется дополнительная пустая строка для собственного ответа учащегося.
Требования к вопросам анкеты:
1. Первые вопросы должны быть наиболее интересными, вызывающими желание продолжать отвечать на вопросы.
2. Вопросы не должны превышать уровень образованности участника опроса. Опрашиваемый не должен попадать в ситуацию, которая обнаруживает недостаток его общей эрудиции.
3. Желательно, чтобы вопрос начинался с вопросительного слова: кто, что, кого, кому, чему, где, когда, зачем, при каких условиях и т. п.
4. Необходимо избегать «внушающих» вопросов.
5. В анкете следует использовать четыре основные группы вопросов, выявляющих:
• фактическую информацию о личности опрашиваемого;
• отношение опрашиваемого к проблеме;
• действия опрашиваемых и других лиц (родителей, друзей);
• мнения о совершенствовании изучаемого явления.
6. Вопрос должен затрагивать лишь одну проблему.
7. При анонимной анкете для избегания подозрения в идентификации автора по почерку лучше использовать закрытые вопросы для обеспечения конфиденциальности.
8. При создании анкеты нужно избегать «тенденции одобрения», т. е. не формулировать вопросы, требующие всегда положительного ответа. Необходимо включать вопросы, при отрицательном ответе на которые можно сделать вывод о положительном выражении интересующего признака.
9. Следует избегать расплывчатых и неопределенных понятий. К ним относятся такие, как «посредственный», «в среднем», «выше», «часто» и т. п., так как у каждого участника опроса свое понимание этих слов.
В анкетах целесообразна техника «постадийного развертывания вопроса», предложенная Г. Гэллапом, по которая состоит из пяти вопросов. Первый вопрос - фильтр, позволяющий выяснить осведомленность респондента о проблеме, узнать, думал ли он о ней вообще. Второй направлен на выяснение общего отношения опрашиваемого к проблеме и ставится в открытой форме. Третий вопрос предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы и дается как закрытый. Четвертый вопрос помогает осветить причины взглядов респондента и формулируется как полузакрытый. Пятый - нацелен на выявление силы, интенсивности этих взглядов и формулируется в закрытой форме. Техника Гэллапа наиболее приемлема при постановке вопросов информационного и оценочного характера. При формулировке фактологических вопросов можно избежать выявления общего отношения опрашиваемого к проблеме и причин его поведения, что сократит «развертку» вопроса на два элемента и сэкономит место в анкете.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.