Страница 2 из 5
Психолого-педагогический эксперимент
Эксперименты достаточно часто применяются как в психологии, так и в педагогике в научных целях для выявления закономерностей. Тем не менее, эксперимент часто используется и для диагностических целей для определения наличия того или иного свойства личности. Часто экспериментальный метод используют для диагностики познавательных процессов- восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Известны экспериментальные пробы и для диагностики других личностных характеристик - лидерства, уровня притязаний, особенностей общения и др. Эксперимент часто рассматривается как исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное создание условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием. Особенностью диагностического эксперимента является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация изучаемого явления, его индивидуальная оценка . Диагностический эксперимент предполагает специальное создание условий, ситуации (пробы), целенаправленное вмешательство испытателя для проявления и регистрации изменений в поведении или свойствах испытуемого. В процессе диагностического эксперимента также четко контролируются условия ситуации (переменные), целью его является фиксация проявления того или иного личностного качества при этих условиях. Основное достоинство такого эксперимента заключается в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс или проявление личностного свойства. Однако, следует помнить, что эксперимент имеет ограничения и не всегда может быть применим в диагностических задачах. А часто это связано с этическими нормами или невозможностью произвольно изменять переменные. В экспериментальной психологии известно несколько видов экспериментов: научный и прикладной, реальный и мысленный, проективный и ретроспективный, одпофакторный и многофакторный, констатирующий и формирующий, лабораторный, естественный, полевой, пилотажный, подтверждающий, индивидуальный и групповой, ассоциативный и др. В психолого-педагогической диагностике наиболее часто используются констатирующий и формирующий (обучающий) эксперименты. Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия па пего, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых. Формирующий эксперимент - типичный педагогический и психолого-педагогический вариант проведения исследовательской стратегии диагностики, связанный с мониторингом активного формирования определенных свойств личности в процессе обучения или воспитания с помощью различных приемов, методов, педтехнологий, психотренингов. Другие названия такого эксперимента- преобразующий, воспитывающий, созидательный, моделирующий. Также в диагностике встречается контрольный эксперимент - это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия. В последнее время в психолого-педагогической диагностике используется ассоциативный эксперимент - для диагностики скрытых аффективных комплексов, требующий от испытуемого максимально быстрой реакции на предъявляемое слово первыми пришедшими на ум словами, с которыми предъявленное слово у него ассоциируется. Широко используется при определении готовности детей к обучению, затруднений в учебной деятельности. Единицами наблюдения являются все фиксируемые внешние проявления испытуемого - замедленность реакции, смех, мимика и пантомимика. Нередко ассоциативный эксперимент используется как групповой тест для выявления наиболее типичных ответов аудитории. В качестве стимульного материала могут использоваться иностранные или бессмысленные слова, цифры, рисунки и вообще любая знаковая информация. Для проведения эксперимента важны следующие аспекты: 1) исследователь сам активно организует условия, в которых должен появиться определенный психологический факт: когда идет наблюдение, исследователь не может вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может изменять условия и определять те или иные варианты условий появления исследуемого явления (процесса); 3) в эксперименте возможно устранять определенные переменные, чтобы исследовать, какие изменения при этом произойдут; 4) можно присваивать переменным разные значения и оценивать данные по различному соотношению выбранных условий. Устный опрос: беседа, интервью В практике психолого-педагогической диагностики широко применяются методы опроса, к которым относятся беседа и интервью. Принципиальной разницы между ними нет. В основе этих методов лежит совокупность вопросов, с помощью которых осуществляется сбор информации. Отвечая на вопросы или определяя свое отношение к приведенным суждениям, человек сообщает о своем мнении, самочувствии, о возможном поведении в различных ситуациях, взаимоотношениях с окружающими и т. п. Несмотря па наличие разных определений данных методов в них можно усмотреть общую сущность. Беседа - традиционный опросный метод получения информации, основанный на использовании системы вопросов, задаваемых в той последовательности, которая диктуется конкретной ситуацией опроса - отношением респондента к теме, его настроя, степенью откровенности. Интервью (от англ, interview - обозрение) — один из основных опросных методов в социальных и психолого-педагогических исследованиях, представляющий собой целенаправленную беседу профессионально подготовленного специалиста (интервьюера) с заранее намеченными по выборке опрашиваемыми (респондентами). Различают беседы (интервью) стандартизированные (по форме близкие к профессиональному психологическому или социологическому интервью) и свободные (педагогические и психологические установочные беседы при клиническом интервью в целях этиологической или типологической диагностики), а также индивидуальные и групповые беседы (проводящиеся с группой как единицей обследования, чье обобщенное мнение и фиксируется в заключении). Интервью и беседы имеют следующие преимущества: • возможность учета индивидуального уровня развития опрашиваемого для оперативной корректировки формы и стиля предъявления вопросов; • фиксация мимических реакций опрашиваемого как дополнительной информации о его отношении к проблематике опроса и отдельным вопросам; • возможность непосредственного уточнения позиции опрашиваемого (уточняющие и дополняющие вопросы, их лексическая корректировка с учетом культурного уровня интервьюируемых). В систему профессионально значимых качеств интервьюера включаются умение расположить и «разговорить» собеседника, высокая степень эмпатии, владение приемами динамичной, гибкой техники общения с представителями различных социальных и возрастных групп. Проводящий беседу или интервью должен уметь переводить прямые вопросы в косвенные, морально-психологически стимулировать откровенность обследуемого, обладать высокой способностью к самоанализу (особенно для оценки реальной ситуации опроса и фиксации возможных «смещений интервьюера» или негативных факторов воздействия на респондента). Необходимы для интервьюера также владение умениями корректной перестройки собеседникаа на актуальную проблематику опроса, умение выходить из конфликтных ситуаций и предотвращать их. В то же время в качестве негативных факторов этих методов можно указать недобросовестность или усталость интервьюера, проявление им личностного отношения к проблематике, отход от предписаний, что приводит к смещению информации. Смещение информации в процессе проведения интервью происходит из-за воздействия личности интервьюера, порою неосознанного, в силу его принадлежности к более высокому или более низкому социальному статусу, иной этнокультуре, гендеру, резкому различию семантики интервьюера и обследуемых. Смещение информации возможно также, когда ответы принимаются па веру без использования средств перепроверки, контроля. В настоящее время беседа широко применяется как диагностический метод. Распространенность эта объясняется его универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует акты реального поведения учащегося, то при беседе можно получить информацию о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее. Беседа строится на устном ответе учащегося, что не потребует от пего много времени в отличие от других методов. Беседа как диагностический метод по сравнению с другими методами психолого-педагогической диагностики обладает меньшей строгостью и большими возможностями субъективного влияния диагноста па обследуемого. Особое значение беседа имеет в парной диагностике, при работе педагога и школьного психолога с отстающими или особо способными учащимися, при определении готовности детей к обучению в школе, при отборочном собеседовании с абитуриентами, при отборе в аспирантуру или магистрату, при профотборе на ответственные должности. Особенностью опроса является то, что источником информации выступает сам учащийся, а это совсем не означает, что он стремится дать достоверную информацию. Часто подростки не расположены к беседе с педагогом. Поэтому при проведении опроса важно убедиться, готов ли учащийся искренне отвечать на вопросы. Техника проведения беседы как раз и сводится к тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность полученной информации. Для получения достоверных результатов часто используют параллельно устный и письменный опрос. Кроме того, интервью позволяет наблюдать педагогу реакцию ученика, которая также может быть информативной для педагога, подчас более важной, чем сам ответ. Наблюдатель в случае надобности может задавать дополнительные вопросы и таким образом получить дополнительные сведения. Среди недостатков данного метода также отмечают невозможность фиксирования ответов учащегося, но в современных условиях развития технических устройств данный недостаток утрачивает свою значимость. Однако демонстративная запись ответов учащегося может привести его к отторжению данного метода . В форме бесед можно выяснить особенности формирования личности учащегося: его характер, нравственные качества, интересы, способности, отношения и др. Стандартизированный устный опрос по предварительно подготовленным вопросам имеет свои достоинства. Так, достоинством этого метода является то, что ответы могут быть подвергнуты количественному и качественному анализу. В ходе пестандартизироваппой беседы (интервью) можно менять последовательность вопросов, что позволит создать неформальную обстановку. Как правило, такой метод используется в том случае, если учащийся отказывается отвечать на вопросы в письменной форме. Беседа, основанная на жизненной ситуации, может способствовать установлению продуктивного контакта между педагогом и учащимся и позволит последнему сообщить о себе необходимые педагогу сведения. Вопросы, используемые для беседы или интервью, следует заранее сформулировать и записать в той последовательности, в какой они будут задаваться учащемуся. Можно оставить место для записи ответов учащегося. Беседа должна быть организована так, чтобы собеседник сохранил свое естественное состояние2. По возможности он не должен знать, что с ним проводится целевая беседа, тем более не должен знать цели беседы. При подготовке к беседе кроме целевых вопросов рекомендуют продумать вопросы, поддерживающие беседу, создающие атмосферу доверия. Они должны быть интересны собеседнику, эмоционально и мотивационно значимы для него. Кроме того, вопросы не должны создавать неприятные ощущения у собеседника. Полезно ставить как можно больше косвенных вопросов. Косвенный вопрос маскирует истинные цели беседы. Например, прямой вопрос: «Нравится ли тебе уроки математики?» - можно заменить косвенным: «Сколько уроков по математике ты хотел бы видеть в расписании занятий?». Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы. Это вопросы, лично не относящиеся к самому собеседнику. Однако при ответе на него учащийся выражает, как правило, свою точку зрения. Например: «Нравится ли ребятам профессия, которую вы осваиваете?». В числе косвенных могут быть проективные вопросы. В них речь идет не о самом собеседнике, а о другом, воображаемом человеке или группе лиц. Например: «Как, ты считаешь, поступил бы молодой человек, если бы его незаслуженно обидели?». Иногда проективный вопрос представляет собой детально описанную ситуацию с вымышленной личностью, описанием того, что она будет чувствовать или делать. При ответе учащийся поставит себя на место вымышленного человека, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение. Вопросы должны обеспечивать максимальное участие учащегося в беседе. При составлении вопросов рекомендуют придерживаться следующих правил: 1. Вопрос не должен носить случайный характер, а должен быть направлен на достижение поставленной цели диагностики. 2. Более простые и понятные учащемуся вопросы задаются в начале беседы, а более трудные - позднее. 3. Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными отвечающему. 4. Задаваемые вопросы должны отвечать требованиям педагогического такта и соответствовать профессиональной этике. 5. Часть вопросов следует составить так, чтобы посредством их можно было бы проверить объективность ответов учащегося на предыдущие вопросы. 6. Следует учитывать, что при участии в беседе учащиеся могут испытывать волнение, усталость, невнимательность, проявлять браваду, что вызовет их необъективные ответы на вопросы. При проведении опроса рекомендуют также придерживаться следующих правил: 1. Опрос проводится без посторонних слушателей, наедине с отвечающим. 2. Желательно каждый вопрос сначала зачитывать в неизменном виде. 3. Отвечающий не должен видеть или иметь возможность прочитать следующие вопросы. 4. Опрос не должен быть длительным: время опроса учащегося не должно превышать 15-20 мин. 5. Опрашивающий не должен воздействовать па отвечающего каким- либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать в знак одобрения и т. п.). 6. Если опрашиваемый не понял вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз, а не разъяснять содержание вопроса. Особенно данное правило важно для группового опроса, когда опрашивается несколько человек и разъяснение может привести к неравным условиям опроса. 7. Если опрашивающий не понял ответа, он может задать уточняющий вопрос нейтрального характера типа «Объясните подробнее», «Что Вы хотите этим сказать?».
|