На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методы в психолого-педагогической диагностике - Психолого-педагогический эксперимент
Методы в психолого-педагогической диагностике - Психолого-педагогический эксперимент
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Методы в психолого-педагогической диагностике
Психолого-педагогический эксперимент
Письменный опрос: анкетирование
Тестирование
Контент-анализ
Все страницы

 

Психолого-педагогический эксперимент

Эксперименты достаточно часто применяются как в психологии, так и в педагогике в научных целях для выявления закономерностей. Тем не менее, эксперимент часто используется и для диагностических целей для определения наличия того или иного свойства личности. Часто экспериментальный метод используют для диагностики познавательных процессов- восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Известны экспериментальные пробы и для диагностики других личностных характеристик - лидерства, уровня притязаний, особенностей общения и др.
Эксперимент часто рассматривается как исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное создание условий, обеспечивающих выделение изучаемого фактора (переменной) и регистрацию изменений, связанных с его действием.
Особенностью диагностического эксперимента является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация изучаемого явления, его индивидуальная оценка .
Диагностический эксперимент предполагает специальное создание условий, ситуации (пробы), целенаправленное вмешательство испытателя для проявления и регистрации изменений в поведении или свойствах испытуемого. В процессе диагностического эксперимента также четко контролируются условия ситуации (переменные), целью его является фиксация проявления того или иного личностного качества при этих условиях.
Основное достоинство такого эксперимента заключается в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс или проявление личностного свойства. Однако, следует помнить, что эксперимент имеет ограничения и не всегда может быть применим в диагностических задачах. А часто это связано с этическими нормами или невозможностью произвольно изменять переменные.
В экспериментальной психологии известно несколько видов экспериментов: научный и прикладной, реальный и мысленный, проективный и ретроспективный, одпофакторный и многофакторный, констатирующий и формирующий, лабораторный, естественный, полевой, пилотажный, подтверждающий, индивидуальный и групповой, ассоциативный и др.
В психолого-педагогической диагностике наиболее часто используются констатирующий и формирующий (обучающий) эксперименты.
Констатирующий эксперимент включает в себя измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) до активного воздействия па пего, диагностику исходного состояния, установление причинно-следственных связей между явлениями. Целью формирующего эксперимента является применение способов активного развития или формирования каких-либо свойств у испытуемых.
Формирующий эксперимент - типичный педагогический и психолого-педагогический вариант проведения исследовательской стратегии диагностики, связанный с мониторингом активного формирования определенных свойств личности в процессе обучения или воспитания с помощью различных приемов, методов, педтехнологий, психотренингов. Другие названия такого эксперимента- преобразующий, воспитывающий, созидательный, моделирующий.
Также в диагностике встречается контрольный эксперимент - это повторное измерение состояния объекта (испытуемого или группы испытуемых) и сравнение с состоянием до начала формирующего эксперимента, а также с состоянием, в котором находится контрольная группа, не получавшая экспериментального воздействия.
В последнее время в психолого-педагогической диагностике используется ассоциативный эксперимент - для диагностики скрытых аффективных комплексов, требующий от испытуемого максимально быстрой реакции на предъявляемое слово первыми пришедшими на ум словами, с которыми предъявленное слово у него ассоциируется. Широко используется при определении готовности детей к обучению, затруднений в учебной деятельности. Единицами наблюдения являются все фиксируемые внешние проявления испытуемого - замедленность реакции, смех, мимика и пантомимика. Нередко ассоциативный эксперимент используется как групповой тест для выявления наиболее типичных ответов аудитории. В качестве стимульного материала могут использоваться иностранные или бессмысленные слова, цифры, рисунки и вообще любая знаковая информация.
Для проведения эксперимента важны следующие аспекты:
1) исследователь сам активно организует условия, в которых должен появиться определенный психологический факт: когда идет наблюдение, исследователь не может вмешиваться в ситуацию;
2) экспериментатор может изменять условия и определять те или иные варианты условий появления исследуемого явления (процесса);
3) в эксперименте возможно устранять определенные переменные, чтобы исследовать, какие изменения при этом произойдут;
4) можно присваивать переменным разные значения и оценивать данные по различному соотношению выбранных условий.
Устный опрос: беседа, интервью
В практике психолого-педагогической диагностики широко применяются методы опроса, к которым относятся беседа и интервью. Принципиальной разницы между ними нет. В основе этих методов лежит совокупность вопросов, с помощью которых осуществляется сбор информации. Отвечая на вопросы или определяя свое отношение к приведенным суждениям, человек сообщает о своем мнении, самочувствии, о возможном поведении в различных ситуациях, взаимоотношениях с окружающими и т. п.
Несмотря па наличие разных определений данных методов в них можно усмотреть общую сущность. Беседа - традиционный опросный метод получения информации, основанный на использовании системы вопросов, задаваемых в той последовательности, которая диктуется конкретной ситуацией опроса - отношением респондента к теме, его настроя, степенью откровенности. Интервью (от англ, interview - обозрение) — один из основных опросных методов в социальных и психолого-педагогических исследованиях, представляющий собой целенаправленную беседу профессионально подготовленного специалиста (интервьюера) с заранее намеченными по выборке опрашиваемыми (респондентами).
Различают беседы (интервью) стандартизированные (по форме близкие к профессиональному психологическому или социологическому интервью) и свободные (педагогические и психологические установочные беседы при клиническом интервью в целях этиологической или типологической диагностики), а также индивидуальные и групповые беседы (проводящиеся с группой как единицей обследования, чье обобщенное мнение и фиксируется в заключении).
Интервью и беседы имеют следующие преимущества:
• возможность учета индивидуального уровня развития опрашиваемого для оперативной корректировки формы и стиля предъявления вопросов;
• фиксация мимических реакций опрашиваемого как дополнительной информации о его отношении к проблематике опроса и отдельным вопросам;
• возможность непосредственного уточнения позиции опрашиваемого (уточняющие и дополняющие вопросы, их лексическая корректировка с учетом культурного уровня интервьюируемых).
В систему профессионально значимых качеств интервьюера включаются умение расположить и «разговорить» собеседника, высокая степень эмпатии, владение приемами динамичной, гибкой техники общения с представителями различных социальных и возрастных групп. Проводящий беседу или интервью должен уметь переводить прямые вопросы в косвенные, морально-психологически стимулировать откровенность обследуемого, обладать высокой способностью к самоанализу (особенно для оценки реальной ситуации опроса и фиксации возможных «смещений интервьюера» или негативных факторов воздействия на респондента). Необходимы для интервьюера также владение умениями корректной перестройки собеседникаа на актуальную проблематику опроса, умение выходить из конфликтных ситуаций и предотвращать их.
В то же время в качестве негативных факторов этих методов можно указать недобросовестность или усталость интервьюера, проявление им личностного отношения к проблематике, отход от предписаний, что приводит к смещению информации.
Смещение информации в процессе проведения интервью происходит из-за воздействия личности интервьюера, порою неосознанного, в силу его принадлежности к более высокому или более низкому социальному статусу, иной этнокультуре, гендеру, резкому различию семантики интервьюера и обследуемых. Смещение информации возможно также, когда ответы принимаются па веру без использования средств перепроверки, контроля.
В настоящее время беседа широко применяется как диагностический метод. Распространенность эта объясняется его универсальностью. Если при наблюдении педагог только фиксирует акты реального поведения учащегося, то при беседе можно получить информацию о мотивах поведения индивида, его намерениях, планах на будущее. Беседа строится на устном ответе учащегося, что не потребует от пего много времени в отличие от других методов. Беседа как диагностический метод по сравнению с другими методами психолого-педагогической диагностики обладает меньшей строгостью и большими возможностями субъективного влияния диагноста па обследуемого. Особое значение беседа имеет в парной диагностике, при работе педагога и школьного психолога с отстающими или особо способными учащимися, при определении готовности детей к обучению в школе, при отборочном собеседовании с абитуриентами, при отборе в аспирантуру или магистрату, при профотборе на ответственные должности.
Особенностью опроса является то, что источником информации выступает сам учащийся, а это совсем не означает, что он стремится дать достоверную информацию. Часто подростки не расположены к беседе с педагогом. Поэтому при проведении опроса важно убедиться, готов ли учащийся искренне отвечать на вопросы. Техника проведения беседы как раз и сводится к тому, чтобы обеспечить достоверность и надежность полученной информации. Для получения достоверных результатов часто используют параллельно устный и письменный опрос.
Кроме того, интервью позволяет наблюдать педагогу реакцию ученика, которая также может быть информативной для педагога, подчас более важной, чем сам ответ. Наблюдатель в случае надобности может задавать дополнительные вопросы и таким образом получить дополнительные сведения.
Среди недостатков данного метода также отмечают невозможность фиксирования ответов учащегося, но в современных условиях развития технических устройств данный недостаток утрачивает свою значимость. Однако демонстративная запись ответов учащегося может привести его к отторжению данного метода .
В форме бесед можно выяснить особенности формирования личности учащегося: его характер, нравственные качества, интересы, способности, отношения и др.
Стандартизированный устный опрос по предварительно подготовленным вопросам имеет свои достоинства. Так, достоинством этого метода является то, что ответы могут быть подвергнуты количественному и качественному анализу. В ходе пестандартизироваппой беседы (интервью) можно менять последовательность вопросов, что позволит создать неформальную обстановку. Как правило, такой метод используется в том случае, если учащийся отказывается отвечать на вопросы в письменной форме. Беседа, основанная на жизненной ситуации, может способствовать установлению продуктивного контакта между педагогом и учащимся и позволит последнему сообщить о себе необходимые педагогу сведения.
Вопросы, используемые для беседы или интервью, следует заранее сформулировать и записать в той последовательности, в какой они будут задаваться учащемуся. Можно оставить место для записи ответов учащегося.
Беседа должна быть организована так, чтобы собеседник сохранил свое естественное состояние2. По возможности он не должен знать, что с ним проводится целевая беседа, тем более не должен знать цели беседы.
При подготовке к беседе кроме целевых вопросов рекомендуют продумать вопросы, поддерживающие беседу, создающие атмосферу доверия. Они должны быть интересны собеседнику, эмоционально и мотивационно значимы для него. Кроме того, вопросы не должны создавать неприятные ощущения у собеседника.
Полезно ставить как можно больше косвенных вопросов. Косвенный вопрос маскирует истинные цели беседы. Например, прямой вопрос: «Нравится ли тебе уроки математики?» - можно заменить косвенным: «Сколько уроков по математике ты хотел бы видеть в расписании занятий?». Разновидностью косвенных вопросов являются безличные вопросы. Это вопросы, лично не относящиеся к самому собеседнику. Однако при ответе на него учащийся выражает, как правило, свою точку зрения. Например: «Нравится ли ребятам профессия, которую вы осваиваете?». В числе косвенных могут быть проективные вопросы. В них речь идет не о самом собеседнике, а о другом, воображаемом человеке или группе лиц. Например: «Как, ты считаешь, поступил бы молодой человек, если бы его незаслуженно обидели?». Иногда проективный вопрос представляет собой детально описанную ситуацию с вымышленной личностью, описанием того, что она будет чувствовать или делать. При ответе учащийся поставит себя на место вымышленного человека, упоминаемого в вопросе, и таким образом выразит свое собственное отношение.
Вопросы должны обеспечивать максимальное участие учащегося в беседе. При составлении вопросов рекомендуют придерживаться следующих правил:
1. Вопрос не должен носить случайный характер, а должен быть направлен на достижение поставленной цели диагностики.
2. Более простые и понятные учащемуся вопросы задаются в начале беседы, а более трудные - позднее.
3. Вопросы должны быть лаконичными, конкретными и понятными отвечающему.
4. Задаваемые вопросы должны отвечать требованиям педагогического такта и соответствовать профессиональной этике.
5. Часть вопросов следует составить так, чтобы посредством их можно было бы проверить объективность ответов учащегося на предыдущие вопросы.
6. Следует учитывать, что при участии в беседе учащиеся могут испытывать волнение, усталость, невнимательность, проявлять браваду, что вызовет их необъективные ответы на вопросы.
При проведении опроса рекомендуют также придерживаться следующих правил:
1. Опрос проводится без посторонних слушателей, наедине с отвечающим.
2. Желательно каждый вопрос сначала зачитывать в неизменном виде.
3. Отвечающий не должен видеть или иметь возможность прочитать следующие вопросы.
4. Опрос не должен быть длительным: время опроса учащегося не должно превышать 15-20 мин.
5. Опрашивающий не должен воздействовать па отвечающего каким- либо способом (косвенно подсказывать ответ, качать головой в знак неодобрения, кивать в знак одобрения и т. п.).
6. Если опрашиваемый не понял вопроса, его нужно медленно прочитать еще раз, а не разъяснять содержание вопроса. Особенно данное правило важно для группового опроса, когда опрашивается несколько человек и разъяснение может привести к неравным условиям опроса.
7. Если опрашивающий не понял ответа, он может задать уточняющий вопрос нейтрального характера типа «Объясните подробнее», «Что Вы хотите этим сказать?».

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.