Страница 1 из 5 Особенности методов психолого-педагогической диагностики: - наблюдение; - психолого-педагогический эксперимент; - устный опрос: беседа, интервью; - письменный опрос: анкетирование; - тестирование; - метод экспертных оценок; - анализ документации; - контент-анализ.
Общие требования к измерительным методикам
Особенности методов психолого-педагогической диагностики Для проведения психолого-педагогической диагностики используются различные методы и методики. Методы диагностики - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, па которой базируется валидность данного класса методик. Диагностические методики - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмете обследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования). Класс методик, объединенных родством технологического приема, называют диагностической техникой. Каждый из методов диагностики имеет свои достоинства и недостатки. Методы имеют некоторые ограничения, обусловленные их особенностями. Например, метод наблюдения - очень трудоемкий, требующий сосредоточенности наблюдателя. Отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов. Психолого-педагогические методы диагностики направлены па решение широкого круга задач, а диагностические методики - па решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами. Методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) они представляют информацию не о человеке вообще, а о тех или иных его конкретных особенностях (интеллект, тревожность, самооценка, чувство юмора, наиболее характерные личностные черты и т. п.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида . Применение методик часто ограничено возрастом испытуемых (некоторые методики используются только для лиц определенного возраста, например, для дошкольников, младших школьников, подростков).
Наблюдение
В психологии наблюдение - это преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие2. В педагогической диагностике наблюдение как метод также широко распространен. В педагогической практике объектами наблюдения являются поведение и действия учащихся, учебных групп, педагогов и других участников педагогических процессов. Однако следует различать обыденное и научное наблюдение. Обыденное наблюдение не является целенаправленным и осуществляется стихийно. Оно не предусматривает фиксирование результатов. Обыденное наблюдение часто позволяет увидеть лишь случайные проявления в поведении учащихся. Преподаватель ежедневно ведет наблюдение за поведением учащихся на уроке, но такое наблюдение часто можно отнести к обыденному, так как от него в силу разброса внимания па большое количество учеников могут ускользнуть важные моменты в поведении отдельного учащегося. Целенаправленное наблюдение позволяет педагогу лучше изучить личность ученика, быть более объективным в оценке его поступков и поведения. Целенаправленное педагогическое наблюдение роднит его с психологическим наблюдением. Основная задача психолого-педагогического наблюдения - выявление учащихся, у которых поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения других учащихся, в частности - выявление учащихся «группы риска» как в учебном, так и воспитательном процессах. Метод реализуется в широком возрастном диапазоне. Для обеспечения объективности наблюдения рекомендуется придерживаться следующих правил: 1. Наблюдение должно иметь цель - чем точнее определена цель наблюдения, тем легче регистрировать результат и получать достоверные выводы. 2. Наблюдение должно осуществляться по заранее намеченному плану— в плане детализируются отдельные вопросы, по которым желательно получить нужные сведения. 3. Количество диагностируемых признаков должно быть четко определено и быть оптимальным для анализа. Чем точнее определены характеристики для наблюдения, тем более точно можно дать их описание. Чем более точно зафиксированы эти характеристики, тем легче их анализировать и интерпретировать. 4. Психолого-педагогическое наблюдение лучше осуществлять в естественных для учащихся условиях - это даст возможность увидеть естественное поведение учащихся. 5. Наблюдатель должен знать, какие ошибки могут иметь место при наблюдении, и предупреждать их. Эти ошибки могут быть методологическими - обусловленными неправильным использованием метода наблюдений для выбранных условий и регистрационными - связанными с неточной записью данных. Часто наблюдение реализуется через заполнение карты наблюдения. Если наблюдение проводится сторонним представителем (например, практикантом), то осуществление наблюдения обязательно предусматривает договоренность с педагогами о времени и цели наблюдения. При этом учащихся пе всегда ставят в известность о проведении наблюдения. «Незаметность» наблюдения снижает вероятность демонстрации учащимися нетипичных для них форм поведения. Желательно пе проявлять живого интереса к происходящему в группе. Процедуру наблюдения рекомендуется начинать со второго или третьего посещения, когда присутствие постороннего человека станет привычным в учебной группе. Наблюдение, как правило, ведется в несколько этапов, что позволяет диагностировать устойчивость проявления личностного качества. Это связано с тем, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения. Так, наблюдать более 6-8 учащихся одновременно - задача практически невыполнимая. Карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику системно и целенаправленно. Она представляет собой авторскую разработку, в которой указываются наблюдаемые характеристики и баллы для их оценивания. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества баллов, характеризующих поведенческие проявления, свидетельствующих о наличии и уровне сформированности наблюдаемого личностного качества. Метод наблюдения предусматривает прежде всего качественную интерпретацию данных. Для наблюдения необходимо заранее заготовить бланки. Наблюдение - классический психологический и педагогический метод исследования. Его отличительные признаки следующие: • направлено на социально важные области поведения, явления жизнедеятельности; • проводится организованно, по плану; систематизировано (т.е. по обоснованно выделенным показателям и индикаторам); • требует сбора максимально возможного объема интересующей информации, в том числе с помощью аппаратуры; результаты наблюдения должны однозначно фиксироваться в форме, удобной для наблюдателя и для интерпретации; • требует высокой квалификации, специальной подготовки, способности отделять свои мнения от зафиксированных факторов, снижать субъективность собственного восприятия. Преимущества наблюдения как метода сбора информации заключаются: • в непосредственности фиксации уникальных факторов реального поведения; • естественности поведения испытуемых (при умело скрытом факте наблюдения); • возможности более адекватно характеризовать реальные ситуации, чем через собственные оценки и мнения обследуемых, и перепроверять соотношение декларируемых ценностей и реального поведения; • возможности непосредственного анализа сравнительного поведения групп и индивидов; • возможности для опытного наблюдателя синхронного многомерного охвата диагностируемых явлений, форм поведения обследуемых; • в возможности свободного изменения (расширения, углубления) поля наблюдения. К недостаткам наблюдения относят: • подверженность наблюдателя ситуативным психическим состояниям, влияющим на качество и объем собираемой информации; • значимость факторов социальной дистанции и межкультурных различий; • влияние установок наблюдателя на оценочный характер фиксируемых факторов, их восприятие и отбор; • сложность отбора необходимых, запрограммированных единиц наблюдения в реальной, живой комплексной ситуации; • однократность, неповторимость многих наблюдаемых ситуаций, единичность фиксируемых актов (что затрудняет суждение об их репрезентативности для устойчивого поведения); • скрытость ряда мотивов поведения; • существенное влияние первого впечатления (эффект первичности) при открытом наблюдении и смущающее влияние наблюдателя на поведение обследуемых; • неопределенное влияние наблюдателя на группу и отдельных ее членов при включенном наблюдении и участии наблюдателя в жизнедеятельности изучаемой группы; • возможностью влияния на восприятие наблюдателя эффекта Барнума, гало-эффекта, эффекта недавности.
|