На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методы в психолого-педагогической диагностике - Контент-анализ
Методы в психолого-педагогической диагностике - Контент-анализ
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Методы в психолого-педагогической диагностике
Психолого-педагогический эксперимент
Письменный опрос: анкетирование
Тестирование
Контент-анализ
Все страницы

 

Контент-анализ

 

Контент-анализ (от англ, content analysis - анализ содержимого) - метод объективизированного систематического количественного изучения содержания социальной информации - материалов прессы, научной, популярной и художественной литературы, публичных выступлений - вообще всех видов речевой и текстовой коммуникации.
От традиционных методов обработки информации в гуманитарных и социальных науках контент-анализ отличается большей степенью формализации процедур и претендует на соответствие требованиям объективности, надежности и валидности. Однако в психолого-педагогической диагностике контент-анализ относят к малоформализованным методам, так как его результаты не всегда позволяют сделать однозначный вывод об уровне развития тех или иных психических процессов, состояний и личностных качествах обучающихся.
В основе контент-анализа лежат определение круга смысловых единиц и описание в операциональных понятиях эмпирических индикаторов, на основе которых фрагмент текста относится к той или иной единице анализа. В качестве единиц контент-анализа могут выступать свойства личности, групп, организаций, экспрессивные высказывания и логические аргументы, употребляемые в различных контекстах термины. Устанавливаются единицы подсчетов (частота упоминаний слов, темы, идеи, социальной ситуации; количество строк или страниц, уделяемых теме, площадь газетной полосы, длительность выступлений). На основе определенного алгоритма па схеме (в таблице) фиксируются единицы контент-анализа и затем статистически обрабатывается информация. Таким образом, процедура контент- анализа связана с переводом качественного материала в единицы счета.
Основная сложность при работе с методом конент-анализа - нахождение категорий и смысловых единиц. Материал, подвергаемый контент- анализу, может существенно различаться в зависимости от личностных особенностей обследуемых, уровня их образования, профессиональной принадлежности, возрастных особенностей и пр. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:
1) уместными (соответствовали решению диагностических задач);
2) исчерпывающими (достаточно полно отражали смысл основных понятий);
3) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
4) надежными (не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа содержания).
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются следующие:
• классификатор контент-анализа;
• протокол итогов анализа (второе его название - бланк контент-анализа);
• регистрационная карточка или кодировальная матрица;
• инструкция регистрации и кодировки единиц счета;
• каталог (список) проанализированных документов.
В психолого-педагогической диагностике контент-анализу часто подвергается речь обследуемых при использовании проективных методик, которые позволяют выявить и объективизировать скрытые тенденции мотивации через ответы. Кроме того, контент-анализ используется в процессе воспитательных бесед, анализа сочинений и эссе обучающихся, групповых обсуждений проблемных вопросов, оценок экспертов и др., а также в процессе диагностических интервью, бесед, записей, экспертных оценок, групповых обсуждениях.

 

Общие требования к измерительным методикам

К измерительным методикам, используемым в психолого-педагогической диагностике, предъявляется ряд общих требований, которые определяют их методические и технологические стороны. Это прежде всего необходимость однозначной формулировки цели, предмета и области применения методики. Сама процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи пользователю (или компьютеру).
Процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации оценок (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы или диагностические суждения на основе полученных оценок необходимо сопровождать указанием на вероятностный уровень статистической достоверности этих выводов.
Шкалы, на основе которых построены методики, должны быть проверены на надежность и валидность в заданной области применения с возможностью воспроизведения данного стандартизированного обследования.
Процедуры, основанные на самоотчете, следует снабжать средствами контроля достоверности результатов, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные результаты и создавать базы тестовых данных с целью периодической коррекции всех стандартов методик.
Экспертные методы также должны иметь однозначную формулировку цели, предмета и области применения. Следует подчеркнуть, что для получения надежных экспертных данных необходимы определенное количество экспертов и определенный уровень их квалификации (оптимальное количество экспертов - 10).
Инструкции к методикам должны пройти испытания на однозначность их выполнения экспертами по отношению к некоторому стандартному набору данных - эталону.
Обработка результатов тоже должна быть стандартизированной, позволяющей любому эксперту однозначно интерпретировать промежуточные данные.
Исходя из вышеизложенных требований к методикам и методам экспертизы, инструментарий должен проходить соответствующую аттестацию.
Существует ряд требований, предъявляемых к пользователям методик.
Во-первых, психологи и педагоги должны знать и уметь практически применять общие теоретико-методологические принципы, представлять основы дифференциальной психометрии, методы анализа психологической и педагогической литературы.
Во-вторых, необходимо создать банк информационных данных и банк тестовых средств.
В-гретьих, психологи и педагоги должны нести ответственность за решения, принимаемые на основе тестовых данных, за обеспечение соответствия валидности методик и необходимого уровня надежности диагноза.
В-четвертых, разрабатывая комплексную методику психолого-педагогической диагностики (тестовую батарею), психологи и педагоги должны основываться на наибольшей эффективности диагностики (максимум надежности при минимуме затрат), проводить научно-исследовательскую работу по совершенствованию методик в заданной области.
В-пятых, в процессе диагностической работы необходимо соблюдать требования стандартизации методов, обработки и интерпретации данных.
В-шестых, от пользователей требуются корректное применение и распространение методических средств, обеспечение конфиденциальности информации, а также выполнение требований по охране авторских прав разработчиков диагностических методик.
Перечисленные требования, конечно, носят рекомендательный характер и, к великому сожалению, до сих пор не имеют в России статуса нормативных правовых актов, в отличие, например, ог США, где психодиагностическая деятельность исследователей законодательно регулируется. Подобные требования полностью основываются на нравственно-этических качествах психологов. И поэтому моральная ответственность каждого исследователя, каждого психолога-практика за чистоту психологического эксперимента над людьми очень велика.

Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются особенности наблюдения как диагностического метода?
2. В чем состоит разница между научным (исследовательским) и диагностическим экспериментом?
3. Каковы преимущества и недостатки методов устного опроса для психолого-педагогической диагностики?
4. Какие существуют требования к структуре и технологии разработки анкеты как диагностического метода?
5. Какая информация включается в руководство к тесту?
6. В чем состоят особенности использования метода экспертных оценок в психолого-педагогической диагностике?
7. Каким требованиям должны отвечать измерительные методы в психолого-педагогической диагностике?

Задания для самостоятельного выполнения
1. Прочитайте тему 1 «Классификация психодиагностических методик и процедур» в учебном пособии Н. С. Глухашок и Д. Е. Щипаповой «Психодиагностика (практикум)», законспектируйте рассмотренные классификации и письменно прокомментируйте возможности применения различных методов в педагогических процессах.
2. Составьте список литературных источников, в которых рассматриваются особенности применения компьютерной диагностики в сфере психологической и педагогической практики. Составьте перечень требований и правил для данных диагностических методик.


Список рекомендуемой литературы
Анастази А. Психологическое тестирование / А. Апастази, С. Урбина. 7-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 688 с.
БурлачукЛ. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурла- чук, С. М. Морозов. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Питер, 2003.528 с.
Волков Б. С. Методы исследования в психологии: учебно-практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд., испр. и доп. Москва: Пед. о-во России, 2003. 208 с.
Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений: в 3 книгах / Р. С. Немов. 4-е изд. Москва: ВЛАДОС, 2003. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 640 с.
Источник: Дудина, Марина Михайловна. Основы психолого-педагогической диагностики [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. М. Дудина, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-нед. ун-та, 2017. 189 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.