На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Методы в психолого-педагогической диагностике - Тестирование
Методы в психолого-педагогической диагностике - Тестирование
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Методы в психолого-педагогической диагностике
Психолого-педагогический эксперимент
Письменный опрос: анкетирование
Тестирование
Контент-анализ
Все страницы

 

 

Тестирование

 

Тестирование широко используется как в психологии, так и в педагогике. Однако данный метод имеет как общие, так и специфические характеристики для этих двух сфер.
Общим для тестирования является наличие стандартизированных заданий, составленных по определенным правилам. Тесты как инструменты должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к их разработке и процедуре использования.
Специфика психологического тестирования заключается в том, что оно проводится с целью диагностирования и в его ходе оцениваются качества личности. Педагогическое тестирование, как правило, используется для диагностики сформированное™ результатов, полученных в процессе обучения и воспитания, - знаний, умений, навыков, а в последнее время - компетенций. Диагностика результатов, полученных в процессе обучения, получила название «дидактический контроль». Для контроля за результатами обучения используются дидактические тесты.
Тем не менее, в педагогической практике нашли широкое применение психологические тесты, позволяющие оценивать отдельные характеристики личности учащихся.
Наибольшую популярность имеют личностные опросники. Это большая группа психодиагностических методик, используемых в педагогической и психологической практике для выявления различных аспектов структуры личности в целях типологизации и характеристики достигнутого уровня развития диагностируемых личностных свойств. В литературе эти методики нередко называются также личностными тестами.
Личностные опросники конструируются в виде серии вопросов, по которым надо высказать собственные оценки или самооценку (в основном - в форме предпочтений определенных суждений, характеристик в альтернативной форме «да - нет», «соответствует - не соответствует» типичному поведению). Подсчет и анализ данных проводится либо по всем заданиям, либо по шкалам.
Рекомендуется формулировать высказывания личностного опросника с учетом следующих правил:
1. Высказывания должны быть по возможности краткими, содержать не больше одного придаточного предложения.
2. Все высказывания должны быть понятны всем обследуемым (сформулированы в простых выражениях с общеупотребительной лексикой).
3. Варианты ответов к каждому высказыванию теста желательно строить с одинаковым числом альтернатив (от 5 до 11), что позволит повысить врабатываемость обследуемого и облегчит обработку результатов.
4. В тесте (опроснике, оценочной шкале) необходимо стремиться к сбалансированному количеству высказываний с позитивными и негативными суждениями, чередуя их в случайном порядке.
5. Следует избегать оборотов с отрицанием «не», предпочтительно что-то утверждать (как позитивное, так и негативное).
6. Каждое предложение должно содержать одно, а не несколько утверждений (иначе затруднительно определить, к какому из нескольких собранных вместе утверждений относится ответ).
Высказывания личностных опросников обладают, по сравнению с вопросами анкет (интервью), рядом сильных сторон: они более соответствуют эмпирическим данным, не требуют переформулировки в вопросы. С помощью высказываний предопределяется позиция суждения, известная точка зрения, что облегчает принятие диагностического заключения. Высказывания действуют косвенно, что при личпостно значимом или интимном характере диагностируемого свойства (явления, формы поведения, мнения) повышает готовность респондента к ответам. Техника построения высказываний как индикаторов проще, их легче собрать в индикаторные комплексы — батареи (что особо важно при исследовании установок); шкалы ответов легче и рациональнее строятся с помощью высказываний, чем с помощью вопросов анкетного типа. Высказывания-индикаторы могут быть выражены несколькими фразами, альтернативами разрешения какой- либо проблемной ситуации.
Стандартизированный тест сопровождается в обязательном порядке руководством к тесту, содержащим основные сведения о нем и рекомендации по организации процедур тестирования, анализу и обработке данных.
Руководство к тесту - основное информационно-методическое обеспечение диагноста. Оно включает в себя следующие элементы:
• полное название теста;
• характеристика его диагностических целей, задач;
• сведения о разработчиках: кто, где работает, ученые степени и звания, иногда - чем известны в науке (являются авторами методик, книг, занимают должности в престижных профессиональных или национальных, международных организациях);
• описание структуры теста (иногда и его спецификация);
• сведения о модернизации (модификациях, версиях) теста, имеющиеся у его издателя;
• сведения о репрезентативности выборки апробации, ее сильных и слабых сторонах (какие подгруппы проектируемого контингента обследуемых отражены хуже или лучше);
• сведения о надежности и методах ее проверки (в том числе применительно к подгруппам обследованного контингента);
• сведения о валидности содержательной (соответствие содержания теста измеряемой области психических свойств или дидактических целей), критериальной (соответствие результатов обследования показателям и критериям измеряемого свойства), локальной (соответствие результатов обследования результатам для категорий людей, имеющих общий признак,- возраст, пол, успеваемость и др. или статистические параметры), конкурентной (соответствие результатов обследования результатам, полученным с помощью других стандартизированных тестов);
• указание степени секретности тайны результатов и диагноза;
• нормативы (обычно с кратким описанием процедур их выработки или даже с приложением исходных таблиц, обязательно - со ссылками на литературу, в которой отражены методологические исследования такого типа по данному тесту). Нормативы в хороших стандартизированных тестах даются не только по всему контингенту (обычно для возрастных групп или года обучения в школе), но и по специфическим подгруппам, например, национальных меньшинств, мальчиков и девочек. Это считается показателем добросовестности составителей теста, их внимания к пользователю.
В руководство теста часто включают данные о возможном распределении возрастания показателей при тестировании параллельными формами. Большинство применяемых стандартизированных тестов составлялось еще в докомпьютерную эпоху, поэтому рядом с нормативами обычно приводятся подробно описанные процедуры обработки результатов тестирования (с формами таблиц, графиков представления данных, технологией перевода «сырых» баллов в оценочные по шкалам субтестов и по тесту в целом). Хорошее руководство к тесту фиксирует внимание пользователя- диагноста на типичных противоречиях в ответах или особо симптоматичных для целей диагностики данных (наиболее информативных показателях). Многие стандартизированные тесты имеют свои компьютерные версии и почти все современные тесты - компьютерные программы обработки. Обычно компьютерные версии тестов предлагаются отдельно. Поскольку за рубежом, например в США, в большинстве штатов приняты законы об аттестации и лицензии психологов, применяющих тесты, в руководстве теста указывается необходимый уровень квалификации пользователя. Обычно требуется степень доктора философии (в бывшем СССР это уровень кандидата психологических наук) плюс определенное знакомство с практической деятельностью и удовлетворительная сдача квалификационного экзамена.

 

Метод экспертных оценок

 

Данный метод обеспечивает «внешний» взгляд на характеристику поведения учащегося.
Метод имеет широкий возрастной диапазон.
Заполняется экспертный лист.
Экспертная оценка часто используется в работе судей на спортивных соревнованиях, а также в работе жюри на артистических конкурсах. В настоящее время под экспертным методом понимается любая процедура, с помощью которой производится классификация объектов или оценка степени выраженности какого-либо качества путем опроса экспертов, т. е. лиц, хорошо разбирающихся в существе дела и способных достаточно четко и адекватно выражать свои мнения . Как правило, говоря об экспертных оценках, имеют в виду работу группы экспертов, по не исключаются случаи, когда экспертная оценка осуществляется одним специалистом.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении субъективного интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой и формальной обработкой результатов. Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как диагноз.
Педагогической экспертизой называется совокупность процедур, необходимых для получения коллективного мнения в форме экспертного суждения (или оценки) в педагогическом объекте (явлении, процессе).
Экспертные методы не являются формальными. В них остается широкое поле для творческой импровизации, где опыт и интуиция преобладают над строгими измерениями. Результаты работы экспертной группы неизбежно будут содержать отпечаток субъективизма, вносимого как самими экспертами, так и организаторами экспертного опроса.
В психолого-педагогической диагностике используются следующие экспертные методы.
Индивидуальная экспертная оценка - субъективное оценивание сформированное™ качеств личности отдельных учащихся или группы, педагогов.
Рейтинг - оценивание экспертами успешности деятельности, уровня воспитанности.
Метод самооценки - оценка субъектом собственных способностей, личностных качеств.
Метод психолого-педагогического консилиума - коллективное оценивание и диагностика учебных способностей учащихся.
Метод экспертных оценок применяется при оценке учебных действий, уровня развития личностных качеств; при прогнозировании успешности деятельности, способностей и т. п.
Метод групповых экспертных оценок - коллективная экспертная оценка психолого-педагогических явлений. В групповой экспертной оценке экспертами могут выступать педагоги, специалисты различных профессий (психолог, медицинский работник, дефектолог идр.), учащиеся, их родители, близкие друзья и знакомые, т. е. люди, хорошо знающие обследуемого.
Задача экспертов - характеристика личностных качеств учащегося и отнесение его к определенной категории людей.
Достоинством метода является возможность учета множества таких данных, которые не поддаются кодированию для обработки согласно составленной математической модели.
Недостатком метода является зависимость правильности поставленного диагноза от компетентности специалистов, проводящих обследование.
Преодоление трудностей метода, обусловленных его качественно-интуитивным характером, происходит за счет унификации диагностических процедур и разработки широкого ассортимента стандартных психометрических шкал, что позволяет минимизировать субъективные суждения там, где они оказываются слишком произвольными, неточными, ненадежными.
К разновидностям метода групповых экспертных оценок относят метод комиссии, метод Дельфи, метод мозгового штурма, метод эвристического прогнозирования и метод обобщенных независимых характеристик.
Вопрос о компетентности членов экспертной комиссии чаще всего решается путем установления соответствия знаний оцениваемой области, например профессиональной подготовки и личного опыта.
В ходе экспертизы проводится точное протоколирование высказываемых мнений. При этом в работе экспертных комиссий допускается, что мнение одного эксперта не совпадает с диагнозами других экспертов.
При проведении экспертной оценки придерживаются следующих правил:
1. Содействие всестороннему ознакомлению эксперта с информацией его сферы компетентности.
2. Обеспечение достоверности дополнительной информации, используемой экспертом.
3. Содействие формированию мнений, которые определялись бы только свойствами диагностируемого человека, личными профессиональными знаниями, опытом и интуицией экспертов.
Для любой экспертизы обязательными являются две фазы - изучение экспертами объекта экспертизы и формулирование индивидуальных суждений, затем производится обработка полученных результатов с целью определить коллективную оценку.

 

Анализ документации

Для психолого-педагогической диагностики особый интерес представляют такие педагогические документы, как классные журналы, дневники учащихся, тетради учащихся, письменные и контрольные работы учащихся, протоколы собраний, учебно-программная документация, дидактические материалы и др.
Анализ педагогических материалов часто используют для выяснения:
• отношения учащегося к какому-либо явлению учебной жизни, например, к изучаемому учебному предмету (ведение записей в тетради); отношения к другим учащимся (эссе на тему дружбы) и др.;
• уровня развития учащегося, например, сложность и скорость решения задач позволяет установить уровень умственного развития, эссе - уровень нравственного развития и т. п.;
• уровня обученности учащегося, например, высокие оценки по различным предметам позволяют оценить качество подготовки по тому или иному учебному предмету, а также уровень сложности выполняемых учащимся заданий и др.;
• уровня воспитанности учащегося, например, отсутствие опозданий на учебные занятия свидетельствует о наличии дисциплинированности, высокий рейтинг свидетельствует об ответственном подходе к учебной деятельности и др.
При анализе информации, представленной в документах, нужно относиться к ней критически, так как она может быть не всегда объективной. Поэтому надо уметь оценивать адекватность и достоверность документов. Прежде всего нужно выяснить, какие критерии использовались при оценке той или иной характеристики учащегося. Кроме того, следует помнить о защите персональных данных. Поэтому к личной информации следует относиться осторожно и деликатно.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.