Институт классного руководства в России сложился более трех столетий назад. Этапы его формирования можно соотнести с досоветским, советским и постсоветским периодами. Каждый период характеризуется определенными тенденциями, взлетами и падениями. Последние годы проявляется особый интерес к этой специфической деятельности.
Учитель в начальных классах, он же — классный руководитель — это непосредственный и основной организатор учебновоспитательной работы на первой ступени образования, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления учебной и воспитательной работы в классе. Сколько бы ни говорили об усилении воспитательной функции обучения, воспитательный процесс осуществляется преимущественно в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые отношения учащихся, которые (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовнонравственное становление, требующее постоянной педагогической корректировки. Без активной деятельности классного руководителя невозможно создать психологический комфорт, творческую атмосферу, условия, в которых младшие школьники смогут себя по-настоящему адаптироваться, раскрыться и творчески реализоваться. В большинстве своем в современных условиях массовой остается деятельность классного руководителя, совмещающего учебную нагрузку по предмету с организацией воспитательной работы в классе. Институт классного руководства продолжает развиваться, меняются модели его деятельности, функции, формы и содержание работы. Классный руководитель остается центральной фигурой воспитательного процесса в образовательном учреждении. Учитель в начальных классах реализует функции обучающего и воспитывающего, организующего творческой деятельности детей, создает условия для развития их задатков и способностей, а главное осуществлять социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса (а не только мотивированных или трудных). Он защищает учащихся класса в трудных для них ситуациях, демонстрирует детям образец достойного взрослого как пример для подражания, поддерживает инициативу детей в проектировании собственной деятельности, поощряет самостоятельность, творчество, учит разрешать конфликты и является доверенным лицом учащихся, их советчиком и старшим другом. Рассмотрим особенности деятельности классного руководителя с учетом типологических и возрастных особенностей детей (табл. 6).
Таблица 6. Способы деятельности классного руководителя на первой ступени образования
Типологические и возрастные особенности учащихся
|
Способы деятельности классного руководителя
|
■ Признание авторитета взрослых, старших
|
■ Изучение личности ребенка на основе диагностики:
|
■ Желание поделиться, рассказать, поиграть
|
- интересов, положения
|
|
в коллективе;
|
■ Подражательность
|
- культуры общения;
|
■ Острое переживание обид
|
- трудовой активности;
|
■ Искренность
|
- дополнительного образования;
|
■ Быстрая утомляемость
|
|
■ Интерес ко всему окружающему
|
- самостоятельности;
|
|
- положения в коллективе;
|
■ Заниженная или завышенная
|
- самооценки
|
самооценка
|
■ Наблюдения
|
■ Произвольность в рефлексии
|
■ Система упражнений в положительном поведении
|
■ Откровенность
|
■ Доверчивость
|
■ Беседы с детьми и родителями
|
■ Стремление держать слово
|
■ Оценивание мотивов поведения
|
■ Организованность
|
|
■ Исполнительность
|
■ Поощрение и осуждение
|
■ Жизнерадостность
|
■ Показ, пример
|
■ Доброжелательность
|
■ Сплочение детского коллектива
|
■ Сострадание, стыдливость
|
|
■ Скрытность
|
■ Организация совместных
|
■ Неискренность
|
игр, досуговых мероприятий,
|
■ Мелкая вороватость
|
праздников
|
■ Капризность
|
■ Социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося класса
|
■ Своеволие
|
■ Избалованность
|
■ Непослушание
|
■ Разработка программы индивидуальной поддержки учащихся с проблемами в обучении, поведении, общении
|
Задача учителя начальной школы как классного руководителя — помочь младшим школьникам адаптироваться к социальной среде, образовательному пространству школы, что позволяет каждому из них овладеть социальными функциями, навыками, общечеловеческими ценностями, нормами и правилами законопослушного поведения. Пространственная среда образовательного учреждения представляет собой некое поле социальных отношений, где личность участвует в жизнедеятельности общества, выступая ее субъектом, самоопределяется, самоактуализируется, самоутверждается и играет не последнюю роль в своем преобразовании. Успешность учителя как классного руководителя в социальнопедагогическом сопровождении каждого учащегося на первой ступени образования определяется его конструктивной деятельностью по созданию успешной среды жизнедеятельности в классе, образовательном учреждении, предлагая детям участие в разнообразных программах системы дополнительного образования. Пути использования возможностей школьной среды видятся в разработке и внедрении программ развития социальных инициатив учащихся, реализации ими социальных проектов, участия в социальных акциях: «Старшие младшим», «Маршрут успеха», «Наш двор» «Наш класс» и др., в создании содружеств между классами на уровне образовательного учреждения, района, округа, региона.
Успешность и качество реализации функций классного руководства в системе начального образования зависят от преодоления целого ряда проблем в профессиональной подготовке и деятельности, в числе которых: ■ слабая профессиональная подготовка в вузе будущих педагогов к деятельности классного руководителя, не формируется позиция будущего педагога как воспитателя; ■ попустительство, безразличие классных руководителей начальных классов, безответственное отношение к каждому учащемуся класса; ■ низкий уровень профессиональной коммуникативной культуры (в случаях общения с учащимися, их родителями, коллегами и администрацией образовательного учреждения); ■ слабый интерес к овладению новыми технологиями в организации педагогической диагностики воспитанности, из- за чего воспитательная работа в классе не выстраивается с учетом интересов, способностей и положения учащихся в классе, их саморазвития; ■ отсутствие ответственности классного руководителя за социально-педагогическое сопровождение каждого учащегося, а не только мотивированных на учение и трудных школьников; ■ поиск новых способов, форм и содержания воспитательной работы не рассматривается большинством классных руководителей как необходимое условие учета интересов учащихся, а больше носит характер «увеселительных шоу», где нет места решению жизненных проблем учащихся. Мероприятия организуются сами по себе, а учащиеся остаются со своими проблемами наедине; ■ отсутствие системы учета повышения профессиональной квалификации классными руководителями как в условиях общеобразовательных учреждениях, так и в специальных институтах усовершенствования, которая должна осуществляться наряду с предметной переподготовкой; ■ отсутствие должного внимания к созданию условий для повышения качества профессиональной деятельности классных руководителей со стороны администрации образовательных учреждений, несоответствие качества деятельности методических объединений данной категории специалистов современным требованиям или формальная деятельность; ■ недостаточный учет качества работы классного руководителя по уровню обученности и воспитанности учащихся класса, их личностного или коллективного участия во внеклассной, внешкольной деятельности.
Таким образом, проблему качества воспитательной деятельности классного руководителя в начальной школе можно решить при условии «выращивания» его профессиональной позиции как воспитателя еще в условиях вуза. Краткий анализ положений и проблем в деятельности учителя — классного руководителя в начальной школе позволил определить ее цель и задачи.
Цели воспитательной деятельности классного руководителя в качестве социально-педагогического сопровождения каждого учащегося на первой ступени образования: ■ изменение его педагогической позиции, гуманизация воспитательного процесса на личностном, коммуникативном и компетентностном уровнях, интеграция воспитательного потенциала образовательного учреждения и социальной среды: ■ осознание своей профессиональной ответственности за совместное с родителями воспитание и развитие каждого учащегося; ■ повышение коммуникативной культуры и принятие других участников образовательного процесса: учащихся, коллег, родителей, администрации на основе сотрудничества, сотворчества, сопричастности и др.; ■ систематическое совершенствование личностной позиции и профессиональных компетенций, активности, ответственности за результат воспитания каждого учащегося, а не только отдельно взятых.
Деятельность классного руководителя в начальных классах предполагает реализацию следующих задач: ■ овладение теоретико-методологической основой воспитания как социально-педагогического сопровождения каждого учащегося и функцией проектирования воспитательной системы класса; ■ создание условий для совершенствования собственной профессиональной компетентности и обеспечение эффективного взаимодействия учащихся с социальной средой, способствующей здоровьесбережению школьников и формированию их самостоятельности и самооценки; ■ изучение и внедрение передового опыта в области воспитания и социально-педагогического сопровождения, технологий духовно-нравственного, гражданского, правового воспитания каждого учащегося, использование способов поддержки, помощи, обеспечения защиты; проектирование собственного маршрута в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии; ■ овладение такими профессиональными компетенциями как: мотивационная, диагностическая, когнитивная, проектировочная, организаторская, коммуникативная, креативная и рефлексивная; ■ владение технологиями взаимодействия с родителями по вопросам обучения, воспитания и общения с младшими школьниками; ■ владение рефлексивно-оценочной деятельностью как условием профессиональной компетентности в самооценке, выявлении удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью класса, школой как со стороны учащихся, так и их родителей. Классный руководитель в начальной школе — центральная фигура в учебно-воспитательной системы класса, в социальнопедагогическом сопровождении каждого учащегося, поэтому важно, чтобы содержание его деятельности осуществлялось по следующим направлениям: ■ научно-теоретическое обоснование процесса воспитания и социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в младших классах; ■ организация диагностики уровня воспитанности учащихся и социально-педагогического сопровождения каждого учащегося в условиях начальных классов в динамике; ■ совершенствование профессиональной компетентности по вопросам воспитания и социально-педагогического сопровождения каждого учащегося через разнообразные формы повышения квалификации; ■ проектирование технологий инновационного содержания воспитания, форм, способов и средств в воспитательной деятельности и социально-педагогическом сопровождении каждого учащегося в своей профессиональной деятельности; ■ формирование духовно-нравственной, правой и этикокоммуникативной культуры каждого учащегося с помощью содержания предметной подготовки, внеклассной и внешкольной деятельности; ■ проектирование игровых технологий как условие, средство и способа социально-педагогического сопровождения каждого учащегося; ■ проектирование воспитательной работы и социальнопедагогического сопровождения каждого учащегося на основе взаимодействия школы и семьи. В процессе педагогической деятельности и исполнения функций классного руководителя формируется профессиональная компетентность. Профессиональную деятельность учителя как классного руководителя следует рассматривать как непрерывное динамическое явление, направленное на последовательное усвоение и совершенствование профессионально-личностных качеств.
Характеризуя профессиональную компетентность классного руководителя, важно выделить следующее. Классный руководитель должен: ■ хорошо знать теоретические основы воспитания и владеть методикой воспитания и обучения младших школьников; ■ четко определять свое отношение к тем или иным методическим (воспитательным) системам и технологиям; ■ владеть педагогической диагностикой как основой воспитания и социально-педагогического сопровождения каждого учащегося, как средством и способом воспитания учащихся; ■ находиться в творческом поиске новых форм и содержания в реализации воспитательной деятельности; ■ стремиться к созданию своего стиля или авторской технологии воспитательной работы с учащимися; ■ владеть коммуникативной культурой общения как с детьми, так и с их родителями, коллегами; ■ постоянно заботиться о своем личностном и профессиональном совершенствовании.
Такая интегральная характеристика профессиональной компетентности классного руководителя является важнейшим условием его эффективной деятельности. Рассматривая компетентность как основной качественный показатель деятельности классного руководителя как профессионала, следует привести ряд компетенций, которые характеризуют его воспитательную деятельность и социально-педагогическое сопровождение учащихся.
В их числе: мотивационная компетенция — рассматривается как внутренне осознаваемая деятельность и потребность в реализации себя как воспитателя в стремлении личностного саморазвития, самообразования и совершенствования своей профессиональной позиции, культуры и мастерства в воспитательной деятельности; когнитивная компетенция — включает систематическую работу по развитию своих интеллектуальных способностей, поиску новой научно-методической информации по вопросам теории и практики воспитания младших школьников; диагностическая компетенция — характеризуется стремлением к овладению диагностическими методиками для изучения состояния личности каждого учащегося и коллектива, их интересов, потребностей, творческих способностей, ценностных ориентиров, положения в коллективе, самооценки и др.; проектировочная компетенция — направлена на освоение навыков самим классным руководителем и его воспитанниками целепо- лагания, поиску нового содержания, способов, нестандартных форм воспитательной работы, ответственного отношения к собственной деятельности и результатам общего труда, проектирования маршрутов индивидуального самовоспитания, развития своих склонностей и способностей учащихся; организаторская компетенция — умение создавать условия для объединения индивидов и групп на основе общих задач и интересов, умение ставить цели перед собой и детьми, использовать методы и средства стимулирования, оказывать доверие, предъявлять разумную требовательность, предоставлять учащимся возможности свободного выбора видов деятельности, необходимых для их развития; коммуникативная компетенция — направлена на установление контакта и взаимопонимание, обучение совместимости в групповой и коллективной деятельности, вера в возможности ребенка, корректирование межличностных отношений; креативная компетенция — выражена в поиске собственного видения будущих воспитательных мероприятий с учащимися, в стремлении уйти от шаблона, создании условий для творческого самосовершенствования и развития учащихся; рефлексивная компетенция — в деятельности классного руководителя это умение анализировать собственную деятельность и учить этому учащихся. Находить противоречия и недостатки в деятельности, видеть способы и пути их преодоления.
Формирование профессиональной компетентности классного руководителя начальных классов в системе повышения его квалификации осуществляется с помощью: ■ развития готовности и личностностной позиции студентов по вопросам воспитания младших учащихся еще в условиях учебного заведения; ■ активного участия учителя в деятельности методического объединения в образовательном учреждении; ■ системы семинарских занятий районного, окружного или городского уровня; ■ организации открытых мероприятий (мастер-классов) с целью распространения своего опыта; ■ участия в конкурсах разного уровня «Самый классный классный» (в приложении 2 предложена структура организации мастер-класса); ■ участия на заседаниях круглых столов, конференциях — как условии распространения собственного опыта, так и знакомства с передовым опытом других педагогов; ■ обучения на курсах повышения квалификации с целью совершенствования своего мастерства, достижения определенного профессионального уровня, овладения технологической компетентностью.
Технология проектирования воспитательной системы класса в начальной школе включает в себя несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
1. Диагностический этап. Диагностика каждого учащегося класса как основа воспитательной деятельности в классе. Важно проектировать воспитательную систему класса совместно с детьми, с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействовать с родителями, учитывать этнокультурные условия среды. В результате диагностики важно выделить проблемы в воспитании и социализации каждого учащегося класса, сформулировать индивидуальную траекторию воспитания и развития, определить общую цель воспитательной системы класса. Выделяя детей с проблемами (в обучении, поведении, общении и др.), которым необходимо особое внимание, важно не упустить из вида учащихся среднестатистических, которые составляют большинство в классе. Для этого важна индивидуальная поддержка каждого учащегося, которая направлена на формирование таких качеств, как: самооценка, самостоятельность, инициативность, заинтересованность, ответственность, требовательность к себе, взаимодействие с другими и проч.
2. Этап индивидуально-групповой организации деятельности. В процессе диагностики выявляются интересы каждого учащегося: чем бы он хотел заниматься или уже занимается, какое дело он хотел бы организовать сам или с другими детьми, хотят ли учащиеся создать самоуправление в классе, какие тематические классные часы они хотели бы провести сами, а на какие пригласить специалистов, какие кружки, клубы, секции и др. они хотят посещать. Не следует допускать появления в классе детей-«изгоев», важно помнить, что это происходит чаще всего по вине педагогов, взрослых. Найти в каждом ребенке достоинство и сделать его достоянием всего класса.
3. Этап ценностно-отношенческого поведения. Важно разработать совместно с детьми правила жизнедеятельности класса по воспитанию дисциплинированности и культуры общения (не допускать использования детьми прозвищ, кличек или других оскорбительных форм общения). В процессе наблюдений, бесед с детьми, их родителями, создании педагогических ситуаций, а позднее и с помощью анкет выявить ценностные ориентиры учащихся к таким понятиям, как: Семья, Добро, Красота, Человек, Природа, Окружающий мир.
4. Этап процессуально-деятельностного направления работы. Главным организующим звеном в классе является классное собрание — как орган самоуправления (3 — 4 классы). Важно учить ребят самостоятельно организовывать и проводить классное собрание, на начальном этапе ведущую роль учитель берет на себя, а в последующем эти функции переложить на актив класса, а себе оставить роль консультанта и помощника детей. Следует привлекать школьников к участию в общешкольных делах, учить ребят сопереживать за своих сверстников, радоваться за честь класса, школы, объяснять учащимся, что проявление уважения — это «утруждение себя для другого». Необходимо разрабатывать совместно с каждым систему трудовой созидательной деятельности (что в современных условиях вызывает большие трудности): уборка своего рабочего места, дежурства по классу, по школе, уборка помещений, территории.
5. Проектировочный этап. На данном этапе детям предлагают объединиться в группы по интересам для проектирования в классе коллективных творческих дел, тематических классных часов, викторин, концертов, спектаклей и кружков по изготовлению игрушек, поделок для дошкольников, клубов по интересам совместно с взрослыми (учителями, родителями) и др. Проектируя совместно с детьми разнообразные воспитательные мероприятия, важно предварительно провести тренинг по овладению навыками проектировочной деятельности и сотрудничеству в команде: как слушать и слышать друг друга, не перебивать, не критиковать выступающего; как находить позитивное в высказываниях своих товарищей. Следует предлагать новые, нестандартные идеи, высказывать их так, чтобы увлечь ими других членов команды. Предлагая идею, дети определяют пути ее реализации, учатся брать ответственность на себя. В начальной школе для проектирования широко привлекаются родители, старшие дети в семье. Если дети проявляют желание создать проект с помощью родителей, то такая деятельность должна приветствоваться со стороны учителя, но предварительно оговаривается, как они должны помочь. На основе предложенных детьми идей педагог учит формулировать тему: воспитательного дела, праздника, кружка, студии, секции и др. Чтобы проектировать воспитательные дела с учащимися, классному руководителю нужно самому быть компетентным в этом виде деятельности, знать главные идеи и последовательность этапов проектирования, уметь вести детей к реализации проекта и анализу своей деятельности. Увлекая ребят созданием коллективного проекта (команд может быть несколько), необходимо объяснить им, как осуществлять поиск информации (научной, методической в библиотеках или на сайтах Интернета) по теме проектируемого воспитательного дела или организации праздников, досугов и других форм совместной коллективной деятельности как для сверстников, так и для учителей, родителей школьников.
На начальном этапе обучения проектированию различных направлений деятельности: ■ подскажите детям, как определить цель намеченного проекта; ■ помогите сформулировать предположения (варианты) для достижения намеченной цели; ■ помогите сформулировать задачи; ■ расскажите, на какой основе (принципах) будет организована деятельность всех участников проекта; ■ объясните, как разработать направления (план) деятельности каждого члена команды и содержание проекта; ■ оформите проект в виде: сценария, программы кружка, видеофильма о школе, классе, походе и др.; ■ определите, в какой форме и какими способами будет организована презентация (защита) проекта в классе, общешкольном или городском конкурсе; ■ продумайте с детьми, как созданный проект будет реализован: в условиях школы, подшефном детском саду или в социуме. Важным кульминационным моментом созданного проекта является его реализация и анализ деятельности каждого участника проекта.
6. Этап взаимодействия с родителями учащихся класса. Особое внимание следует уделить системному подходу в изучении семьи: типам семей, особенностям воспитания детей, педагогическому просвещению родителей и уделить особое внимание технологии организации родительских собраний. Только уважительное отношение к родителям и их детям позволят этот процесс организовать на основе взаимодействия.
7. Этап оценки и самооценки деятельности классного руководителя младших классов. Осуществление социально-педагогического сопровождения каждого учащегося возможно при условии целенаправленного многообразия в деятельности классного руководителя, направленной на: ■ реализацию технологии социально-педагогического сопровождения каждого учащегося на основе овладения педагогической диагностикой в области воспитания; ■ осуществление классным руководителем проектноорганизаторской функции в воспитательной деятельности как основы создания воспитательной системы класса, формирования духовно-нравственной культуры, гражданской позиции и трудовой активности каждого учащегося; ■ изменение педагогического сознания классного руководителя на основе овладения им технологией поддержки и сопровождения: видеть каждого учащегося, изучать его и оказывать помощь в создании индивидуального маршрута в саморазвитии, самооценке, самостоятельности и др. Источник: Методика воспитательной работы : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / [В.П.Сергеева, Э.К.Никитина, М.Н.Недвецкая и др.] ; под ред. В. П. Сергеевой. — 6-е изд., доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2015. — 384 с.
|