На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Тревожность в подростковом возрасте: поддержка семьи в период экзаменов
Тревожность в подростковом возрасте: поддержка семьи в период экзаменов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гаджимагомедов Шарухан Гаджимагомедович
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: семья, подростки, несовершеннолетние, тревожность, поддержка семьи, экзамены.


В настоящее время актуальной проблемой является тревожность школьников, с которой сталкиваются учителя и родители. Ученики старших классов утверждают, что чем ближе дата экзаменов, тем сильнее у них проявляется тревожность.


Экзамены - это дорога в будущее, но они вызывают такие чувства, как тревожность, страх, волнение, тревогу.


Рассмотрим причины возникновения тревожности в старшем подростковом возрасте перед экзаменами:
1. Неуверенность в своих знаниях.
2. Страх получить низкую оценку.
3. Боязнь родителей.


У каждого подростка по-своему проявляется тревожность. Подростки испытывают стресс, и их состояние может усугубиться, если совсем нет поддержки семьи. В любой семье ребенок должен получать любовь, понимание, уважение, сочувствие. Родители должны разделять с подростком его переживания [2].


Для того чтобы поддержать подростка, родителям необходимо [1]:
1. Не ругать и не кричать на ребенка за неудачи в школе, наоборот, попытаться найти причину этих неудач и решить их вместе. В будущем не напоминать ребенку об этих неудачах.
2. Не оскорблять ребенка грубыми словами. Родители - авторитет для подростка и любые грубые оскорбления могут засесть в его голове очень надолго, снизить его самооценку, самоуверенность, а это, в свою очередь, будет мешать не только на экзаменах, но и отложатся на всю оставшуюся жизнь.
3. Говорить подростку, что у него все получится. Заставьте поверить его в то, что он сможет с легкостью справиться с этой задачей.
4. Не угрожать подростку наказаниями за плохие результаты экзаменов. Тревожность возрастет в разы, если подросток услышит угрозы расправы.
5. Показать ребенку свою веру в него, поддержку, опору. Всегда говорить, что вы рядом в любой момент.
6. Вспомнить удачи подростка из прошлого, напомнить ему о них, похвалить. 
7. Не давать ребенку перегружаться занятиями. Усталость может сказаться на эмоциональном фоне подростка и, естественно, на его результатах на экзамене.
8. Следить за сном и питанием ребенка. Полноценный сон и здоровое питание повышают умственную способность детей.
9. Если у подростка возникают трудности в подготовке к экзаменам, помогите ему составить план занятий по дням, темам. Если вы не в состоянии это сделать, наймите репетитора, который разберет с подростком всё, что ему непонятно.


По моему мнению, поддержка семьи очень важна для подростка и влияет на результат экзамена.
Дети из благополучных семей более спокойно идут на экзамены, нежели дети из конфликтных семей [6].
Подросткам очень важно сформулировать представление о себе, сформировать мировоззрение, найти место в новой системе отношений и все это нужно делать на фоне физических изменений.
Следует отметить, что подростковый период становится кризисным из-за того, что подросток ищет свое место, свое единственное «я», которое не может быть принято внешним миром и особенно миром взрослых.


Стоит отметить важность семьи во время подготовки подростков к экзаменам. В частности, именно родители в основном вселяют уверенность детям в своих силах или же, напротив, усиливают беспокойство, помогают, волнуются и переживают из-за недостаточно высоких оценок [5].
■ проблемы в партнерских отношениях
■ тревоги и страхи
■ проблема личностного характера
■ неуверенность в себе
психосоматика
■ проблемы межличностных отношений

диаграмма2


Рис. 1. Диаграмма проблем, наиболее тревожащих молодежь


В период подготовки и сдачи экзаменов тяжело не только подросткам, но и их родителям. Сама процедура экзаменов способна вызывать определенные затруднения у определенных типов подростков. К примеру, некоторым детям сложно удерживать высокую степень выносливости в течение всего экзамена, тревожные ребята испытывают стресс от самого факта ограниченного времени.
Родители должны принимать в расчет личностные особенности своего ребенка. В процессе подготовки к экзаменам важно снизить у ребенка стресс и тревогу, а также создать соответствующие условия для занятий, оказать психологическую поддержку [3]. 
Строгие методы воспитания могут увеличить тревожность, привести к стрессу. Всем известно, что стресс приводит к эмоциональному дисбалансу. Подростки с психологическими проблемами часто сдают экзамены на низкие баллы или вовсе проваливают их.
Семьи, которые прибегают к физическому и моральному насилию, требуют от ребенка невозможного, расплачиваются будущим своих детей. Многим родителям и детям необходима помощь психолога перед экзаменами.
Психологическая и педагогическая помощь научит родителей находить для ребенка нужные слова в трудный период его жизни, выстроить ему график занятий, отдыха, контролировать свое волнение и не передавать его детям. Родители должны осознавать проблемы тревожности и попытаться решить их с помощи специалистов [4].
Подготовка к экзаменам - сложный период в жизни подростка. Поэтому необходимо создать определенную среду, в которой подросток сможет полноценно подготовиться к итоговой аттестации, не абстрагируясь, имея личное пространство для обучения.
Важно, чтобы семья оказывала поддержку ребенку не только в сам период сдачи экзаменов, но и во время всего периода подготовки.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что причины тревожности подростков перед экзаменами не беспочвенны, поэтому семья должна поддержать своего ребенка в такой трудный период его жизни и вселить ребенку веру в себя и свои знания. Ведь от результатов сдачи экзамена зависит будущее и дальнейшая жизнь подростка. В случае если тревожность подростка переходит за грань нормы, родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам.


Список литературы
1. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Перовского. - М.: Академия, 2014. - 288 с.
2. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. - СПб.: Речь, 2016. - 248 с.
3. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб., 2017. - 192 с.
4. Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. - СПб.: Сенсор, 2000. - С. 166.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. - М., 1996.
6. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психофизиологическая природа и возрастная динамика. - М.; Воронеж: Моск. психол.-соц. инт-т, Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.