На главную Психология для всех Психосоматика Психосоматические расстройства детского возраста
Психосоматические расстройства детского возраста
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Психосоматические расстройства детского возраста
Этиопатогенетические факторы психосоматических расстройств у детей
Основные клинические проявления психосоматических расстройств у детей и подростков
Все страницы

3.1. Значение пренатальных факторов в формировании психосоматических расстройств

Характер эмоционального реагирования формируется с участием как биологических, так и социальных факторов на протяжении всего периода детства. Биологическая основа типа эмоционального реагирования определяется генотипом и закладывается еще во внутриутробном периоде развития в тесной связи с эмоциональным состоянием матери. То есть уже в этом периоде имеет значение внешний средовой фактор, каковым является для плода организм матери, ее доминирующее психическое состояние во время беременности. То, как именно мать физически и эмоционально обращается с новорожденным, с его нарождающимся «Я», входит в состав опыта этого ребенка. Таким образом, основа эмоционального реагирования ребенка в большей мере определяется психическим состоянием матери во время беременности. Это в свою очередь будет зависеть от того, как женщина относится к беременности, от степени осознанности ее отношения к ребенку.


Эмоциональный статус женщины меняется в зависимости от срока беременности. Первый триместр - месяцы неуверенности и адаптации, когда чувства женщины еще не определились. Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.
Беременной женщине нравится ее несколько особенное состояние, порой настолько, что она становится впечатлительнее, чувствует себя более хрупкой физически и психологически; ей хочется быть предметом внимания и забот. Однако, пребывая в таком состоянии, женщина чувствует, что взрослеет, в ней теперь борются две тенденции: к инфантильности и полному взрослению. Эта двойственность, вызывающая тревогу, часто бывает причиной смены настроений. Второй триместр - месяцы равновесия. Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в своем материнстве. Присутствие ребенка благотворно влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это тесно взаимосвязано. Третий триместр - все мысли женщины концентрируются на ребенке, которого она носит. Это погружение в ребенка - основная черта третьего триместра. Мать становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, ее внимание рассеивается, ей отказывает память, процент ошибок, допущенных бухгалтерами, счетоводами, телефонистками, стремительно возрастает.
Мать - это первая вселенная ребенка. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком, непрерывно улавливающим ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери окружающий мир. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Наблюдения Коваленко-Маджуги показали, что сосредоточенность матери на ребенке - это не только гормональное, но и эмоциональное и информационное взаимодействия, реально сказывающиеся на отношениях матери и дитя. Добрые мысли, видимо, помогают рождению добрых чувств, недобрые формируют иные реакции. Замечено даже то, что нежеланный ребенок может отказаться брать грудь матери и взять грудь чужой, но жалеющей его женщины. Психика нежеланного ребенка травмируется еще до рождения. Это связано с тем, что при длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Величина и характер эмоционального контакта между матерью и еще не родившимся ребенком, возможно, являются самым решающим из всех влияющих на возникающую психику, факторов. Даже если взять нежеланность ребенка в чистом виде, отдельно от действия других факторов, то и тогда нежеланный ребенок будет почти всегда отличаться в физическом и психическом развитии от желанного. При отрицательном отношении к беременности мать не стремится ее сохранить, избегать вредных воздействий, нет радостного, приподнятого ожидания ребенка.
Большинство ученых признают, что психика ребенка не может появиться вдруг, в момент родов, что человек появляется на свет не «чистым листом», что психические особенности матери сказывается на развитии плода. Влияние на исход беременности и рождение ребенка начинается с момента зачатия. Гены матери, переданные ей родителями, через ее собственное внутриутробное развитие, опасность ее рождения, ее социальный и биологический опыт в течение младенчества, детства, юности - все это формирует базу для ее психического и физического здоровья, когда она станет взрослым человеком. Действуют на ее психосоматическое здоровье и такие факторы, как место проживания, окружение, социальный и экономический статус. Все это воздействует на ее эмоциональную сферу и передается ребенку.
Для описания переживания женщиной соматического компонента беременности, шевеления ребенка и использования этих данных в диагностических и прогностических целях. Г.Г. Филиппова выделяет «стиль переживания беременности». В него включается физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили автору описать шесть вариантов стилей переживания беременности.
Адекватный
Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16-20 недель, переживается положительно - эмоционально, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отдифференцированы от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.
Тревожный
Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния;
эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное. Во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.
Эйфорический
Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.
Игнорирующий
Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо не наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.
Амбивалентный
Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью в резко противоположных по физическим и эмоциональным ощущениям переживаниях шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.
Отвергающий
Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний. Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста.
Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения (по А. Д. Кошелевой) и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком. Таким образом, переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить агностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированного психологического вмешательства.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.