На главную Психология для всех Психосоматика Психосоматические расстройства детского возраста - Этиопатогенетические факторы психосоматических расстройств у детей
Психосоматические расстройства детского возраста - Этиопатогенетические факторы психосоматических расстройств у детей
Психология для всех - Психосоматика
Индекс материала
Психосоматические расстройства детского возраста
Этиопатогенетические факторы психосоматических расстройств у детей
Основные клинические проявления психосоматических расстройств у детей и подростков
Все страницы

 


3.2. Этиопатогенетические факторы психосоматических расстройств у детей


Традиционно выделяют следующие группы этиологических факторов:
1. Генетические/наследственные - психологические характеристики, соматическое здоровье, возраст, профессиональные вредности отца и матери; особенности течения беременности: психотравмирующие факторы, болезни, физические и химические воздействия, а также возможные осложнения вынашивания плода.
2. Церебрально-органические факторы риска возникновения психосоматических расстройств условно делятся на патологию пренатального, натального и постнатального периодов. К патологии пренатального периода относятся:
• хронические стрессы и заболевания матери;
• вредные привычки матери;
• алкогольная эмбриофетопатия;
• внутриутробная и перинатальная гипоксия плода;
• задержка внутриутробного развития плода;
• внутриутробная гипотрофия;
• неправильное предлежание плода;
• преждевременная отслойка плаценты;
• угроза прерывания беременности;
• различные инфекции у матери в виде уреаплазмоза, токсоплазмо- за, микоплазмоза, герпетической инфекции;
• внутриутробная пневмония;
• тяжелые гестозы беременности.
3. Психосоциальные факторы: психологическая незрелость матери, связанная с несформированной материнской идентичностью, нежелан- ностью беременности, тревожным типом отношения к беременности, сниженной стрессоустойчивостью, обусловленной иррациональными когнициями, экстернальным локусом контроля, ригидностью мышления и поведения, сенситивным, тревожным, астено-невротическим или демонстративным характером. В детском и подростковом возрасте различные сложные жизненные ситуации могут стать причиной развития психосоматических нарушений в том случае, если биологическая сопротивляемость организма и социально-психологическая защита ребенка окажутся несостоятельными. Фоном для развития психосоматических нарушений служит состояние эмоционального напряжения и хронической тревожности.
Исследователи психоаналитической школы рассматривают негативные эмоции ребенка как основу соматического неблагополучия. При этом, в зависимости от возраста ребенка, на первый план выходят различные психосоциальные факторы.
Тяжелые заболевания, операции, травмы, перенесенные в раннем детстве, также являются мощными факторами, которые способствуют развитию в последующем психосоматических расстройств. Среди них наиболее часто встречаются инфекции, тяжелые пневмонии, интоксикации, сотрясение и ушиб мозга. Нередко у детей наблюдается и резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы в виде минимальной мозговой дисфункции, что подтверждается электроэнцефалографическими данными.
Д.Б. Исаев предлагает выделять следующие элементы этиопатоге- неза психосоматических нарушений:
• неспецифическая врожденная и наследственная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами (с-м Дауна, эмбриопатии, фетопатии, внутримозговые кровоизлияния, гипоксия и т.д. При этом страдает лимбическая система, что способствует соответствующему развитию ПСР);
• наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам (гипертоническая болезнь, бронхиальная астма, аллергозы, нейродермит, экзема и т.д.);
• нейродинамические сдвиги (нарушения деятельности ЦНС приводящее к накоплению аффективного возбуждения - тревоги- и напряжению вегетативной активности);
• личностные особенности (замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому формированию разочарований, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллекта в сочетании с выраженной нормативностью);
• психическое и физическое состояния во время действия психотравмирующих событий;
• неблагоприятные семейные и другие социальные факторы;
• особенности психотравмирующих событий.
Факторы, способствующие развитию психосоматического расстройства в разные периоды детства и отрочества представлены ниже.
В период младенчества (от 0 до 1 года) - главный, определяющий психосоматическое здоровье фактор - отношения в диаде «мать-дитя».
Е Dunbar (1944) указывает, что на первом году жизни, особенно в период новорожденности, ребенок отказывается принимать пищу, если мать находится в состоянии возбуждения. Кроме того, автор указывает на возможность развития истощения ребенка при «сверхстимуляции», развитие психотравмы от воздействия сильных эмоций взрослых, а также задержку роста в связи со «сверхзаботой» и «излишним» воспитанием.
М. Fries (1944) утверждает, что глубокая тревога ребенка, приводящая к дисфункциям, связана с особенностями раннего взаимодействия матери и ребенка. М. Ribble (1945) отмечала, что у младенцев быстро развивается болезненное состояние напряжения, если они не обеспечены правильным и постоянным психологическим материнским уходом. J. Bowlby (1961) указывает, что ребенок, отторгнутый от матери, проходит три стадии: протеста, отчаяния, отрешенности.
Вместе с тем, по мнению D.Levy (1966), возникновению неврозов у детей способствует «материнская сверхзабота», проявляющаяся в потакании или властности: в первом случае формируется инфантилизм с эгоцентризмом и неумением самостоятельно решать сложные жизненные ситуации, во втором - признаки невроза: застенчивость, страх, тревога, излишняя покорность, склонность к одиночеству.


В период раннего и дошкольного детства (от 1 года до 6 лет)
1) срыв привычного стереотипа поведения (смена обстановки или круга общения);
2) неправильное построение режима дня;
3) неправильные воспитательные приемы;
4) отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;
5) создание односторонней аффективной привязанности;
6) отсутствие единого подхода к ребенку (Модина А.И., 1971).
В период начальной школы (от 6-7 до 10-11 лет):
1. Неадекватные отношения с учителем.
2. Школьная неуспешность.
3. Формирование неадекватно заниженной самооценки.
4. Неудачи в налаживании отношений со сверстниками.
5. Неадекватное воспитание (гиперсоциальный тип воспитания или эмоциональное отвержение).
6. Нарушение внутрисемейных отношений.
В подростковом возрасте:
1. Отвержение со стороны сверстников.
2. «Несчастная любовь».
3. Комплекс Квазимодо (непринятие своего меняющегося телесного образа под влиянием социальных стереотипов).
4. Беременность.
Необходимо отметить, что для детей всех возрастных категорий психотравмирующими являются: смерть, развод, разлука родителей.
Значение депрессии в патогенезе психосоматических расстройств у детей
Основным патогенетическим фактором психосоматических расстройств в психиатрии всегда считались депрессивные расстройства невротического уровня, основные проявления которых представлены в таблице 7.


Клинические проявления невротической депрессии

Клинические формы невротической депрессия

Субдепрессия и аффект тоски

Астенические
проявления

Тревожные
проявления

Симптомы

Скука,
уныние,
грусть,
печаль

Усталость, вялость,
утомляемость,
раздражительность,
настроенность
на конфликт,
гиперестезия

Внутреннее
беспокойство,
напряжение,
тревога,
страхи (нередко
навязчивые)



Д. Н. Исаев выделяет критерии риска и факторы патогенеза «психосоматических расстройств»: неспецифическую наследственную и врожденную отягощенность соматическими нарушениями и дефектами; наследственную предрасположенность к психосоматическим расстройствам; изменения в ЦНС, приводящие к нейродинамическим сдвигам; личностные особенности; психическое и физическое состояние во время психотравмирующих событий; фон неблагоприятных семейных и других социальных факторов; особенностей психотравмирующих событий. Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.
Неспецифическая наследственная и врожденная отягощенность соматическими нарушениями и дефектами. Повышение риска заболевания психосоматическими расстройствами под влиянием этих факторов связывают, в частности, с пороками развития лимбических структур, ответственных за нормальное функционирование висцеральных органов и систем.
Наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам. В семейном анамнезе 60—80 % детей, страдающих психосоматическими расстройствами, отмечаются больные с такими же заболеваниями. Это может свидетельствовать в пользу имеющейся до психосоматического расстройства ранимости тех систем и органов, которые поражаются у детей.
Нейродинамические сдвиги способствуют накоплению аффективного возбуждения и повышению вегетативной активности, а тем самым ускорению кровотока, гормональным выбросам и т.д. Эти сдвиги, наряду с первичным поражением центральных механизмов, могут быть также следствием усилившихся или болезненно изменившихся сигналов от внутренних органов и систем.
С регуляцией эмоций и управлением внутренними органами наиболее тесно связаны лимбическая системаи гипоталамус, поэтому расстройства их деятельности, связанные с черепно-мозговыми травмами или заболеваниями, оказываются наиболее важным фактором в нарушении нейродинамики и происхождении психосоматических расстройств. При психосоматических заболеваниях происходит подавление саморегулирующихся механизмов соответствующей висцеральной системы, возникает ее относительная независимость от высшей нервной деятельности.
Личностные особенности, ответственные за определенное психосоматическое расстройство, являются предметом специальных поисков. У детей ответственными за высокий риск психосоматического расстройства являются, в первую очередь, такие стороны темперамента, как низкий порог чувствительности к раздражителям, высокая интенсивность реакций на внешние раздражители, трудности адаптации к новым впечатлениям с преобладанием отрицательных эмоций.
Трудно говорить о личностях, наиболее склонных к заболеванию той или иной болезнью. Однако у детей удается найти такие личностные особенности, которые наиболее часто в разных сочетаниях встречаются практически при всех психосоматических расстройствах. К ним относятся замкнутость, сдержанность, недоверчивость, тревожность, сенситивность, склонность к легкому возникновению фрустраций, преобладание отрицательных эмоций над положительными, невысокий уровень интеллектуального функционирования в сочетании с выраженной нормативностью (гиперсоциальностью) и установкой на достижения высоких результатов.
Глубина осознавания стрессовых событий, а также личностные особенности, от которых она зависит, определяют, станет событие стрессовым для конкретной личности или нет.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.