На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социализация личности и ее адаптация в современном обществе
Социализация личности и ее адаптация в современном обществе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Григоренко Анастасия Сергеевна магистрант
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: социализация, личность, социальная среда, адаптация, социальная роль.

 


Социализация личности - это процесс вступления индивида в социальную систему путем приобретения новых навыков, знаний, правил, с помощью которых он сможет успешно функционировать в обществе.
Социализация непрерывна и протекает всю жизнь - с самого рождения и до старости.
Уже с первых дней жизни ребенок начинает познавать мир через окружающих его людей и постепенно вливается в коллективное взаимодействие. Он учится коммуницировать с другими, осваивает разнообразные социальные роли и в результате становится полноценным членом социума.
Вопрос социализации личности достаточно актуален и исследуется многими психологами, так как человек сам по себе имеет социальную сущность и его жизнь представляет собой процесс непрерывной адаптации/


Социализация подразделяется на 2 вида: первичная и вторичная.


Первичная социализация проявляется в процессе отношений с близкими людьми. Вторичная же реализуется в формально-деловом общении.
Агентами первичной социализации выступают родители, родственники, учителя и друзья.
Агенты вторичной - государство, церковь, СМИ.
Первичная социализация развивается в детстве и юности человека, при его воспитании родителями, посещении учебных заведений, кружков и секций, где он заводит новые знакомства.


Вторичная социализация характерна для более взрослого человека, когда ему предстоит контактировать с разнообразными формальными организациями.
В педагогике процесс социализации неразрывно связан с воспитанием и обучением.
Основной целью воспитания является прививание индивиду гуманистических ценностей, поскольку именно в детстве происходит самое активное формирование личности.
На сегодняшний день существует огромное количество факторов социализации. Все они объединены в две большие группы.
В первую группу включены социальные факторы, выражающиеся в социально-культурном развитии личности через семью, образование и культуру.
Во второй группе находятся индивидуально-личностные факторы, которые выражаются посредством прохождения жизненного пути каждым человеком.


Социальные факторы подразделяются на:
- макрофакторы;
- мезофакторы;
- микрофакторы.


Макрофакторы включают в себя такие понятия, как:
- государство, которое определяет особенности социализации индивида в определенном регионе;
- культура, поскольку она охватывает все сферы жизнедеятельности человека, а именно производственную, духовную и социальную.


Мезофакторы связаны с проживанием человека в составе небольших социальных групп. К ним относятся:
- Этнос - исторически сложившаяся на конкретной территории группа людей, объединенных общим языком, религией и культурой.
- Принадлежность человека к какой-либо нации определяет специфику его социализации.
- Тип поселения - в зависимости от того, проживает индивид в городе, области или поселке зависит и его социализация.
- Средства массовой коммуникации - распространяют информацию на конкретную аудиторию.


Микрофакторы - это воспитание и обучение человека в малых группах. К ним можно отнести рабочий коллектив, учебное заведение, религиозную организацию.
Традиционно выделяют две формы социализации - направленную и ненаправленную.
Направленная социализация - это специально разработанная обществом методика воздействия на личность с целью формирования у неё преобладающих в данном обществе ценностей и целей. Примером направленной социализации может выступать воспитание.
Ненаправленная - это случайное, стихийное формирование социальных качеств индивида в результате пребывания в определенном социальном окружении.
Обе формы социализации могут как согласовываться между собой, так и противостоять друг другу. Во втором случае есть вероятность возникновения трудностей, препятствующих процессу социализации.
Рассматривая направленную и ненаправленную социализацию, нельзя не затронуть проблему инклюзивного образования, которое должно способствовать социализации особых детей с ограниченными возможностями. Поэтому «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» [2, с. 173].
Существует три основных фазы социализации личности.
В первой фазе индивид осваивает социальные нормы и ценности, старается соответствовать своему обществу.
На второй фазе он старается самореализоваться, познать себя, активно влиять на членов общества.
На третьей фазе происходит вхождение индивида в социальную группу, в которой он раскрывает свои личные качества.
При последовательном развитии социализации, правильном переходе на каждую новую фазу данный процесс пройдет успешно. Как отмечает Котлярова И.О. именно «в системе непрерывного образования происходит формирование мобильности личности» [3, с. 6].


Процесс социализации проходит в несколько этапов, которые социологи называют жизненными циклами. К ним принято относить:
1. Детство - один из основных этапов социализации, в этот период личность человека формируется на 70%.
2. Юность - происходят важные психологические и физиологические изменения.
3. Зрелость - на данном этапе осуществляется сознательный выбор своего окружения, трудовой деятельности и так далее.
4. Старость - отличается угасанием физических возможностей и, как следствие, требует приспосабливания к новому этапу жизни.


Фактически речь может идти о непрерывном образовании в течение всей жизни и адаптации к меняющимся условиям, что отражено в соответствующих исследованиях отечественных авторов [1, с. 18].
На основании всего вышесказанного, можно заключить, что социализация - один из важнейших процессов в жизни каждого человека и приоритетная тема в социологии.
Социализация свойственна только человеку. Она проходит в течение всей его жизни. На каждом её этапе человеку необходимо осваивать новые умения и навыки. Это процесс, вследствие которого индивид становится личностью и полноценным членом общества, приобретая те или иные социальные роли. «Новая модель обучения в условиях цифровой экономики» призвана повысить качество социализации человека [4, с. 182].
В процессе социализации участвует все окружение человека: семья, школа, рабочий коллектив, друзья, средства массовой информации и так далее.
Именно при взаимодействии с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные ценности, то, что делает его уникальным и отличает от других.
Существует прямая зависимость между развитием личности и обществом. В связи с этим, без социализации невозможно полноценное функционирование общества.


Список литературы
1. Богославцева Л.В. Проблемы развития институциональной среды непрерывного образования в условиях развития цифрового образовательного пространства / Л. В. Богославцева // Современные проблемы науки и образования: материалы международных научных конференций (Москва, 1 мая - 30 2020 года). - М.: Академия Естествознания, 2020. - С. 1820. EDNMEWFFR.
2. Богославцева, Л. В. Инклюзивное образование: особенности и проблемы реализации / Л. В. Богославцева, О. И. Карепина, О. Ю. Богданова // Современные тенденции развития системы образования (к 85-летию Чувашского республиканского института образования): сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 25-28 апреля 2019 года) / редколлегия: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева, Н.С. Толстов. - Чебок-
сары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2019. - С. 171-175. - EDN WURZBV.
3. Котлярова И.О. Формирование мобильности личности в системе непрерывного образования: обзор / И.О. Котлярова, Ю.В. Найданова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2017. - №2. - С. 6-26.
4. Сундукова Г.М. Новая модель обучения в условиях цифровой экономики / Г.М. Сунду- кова, И.Ю. Сундукова // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин: материалы II Международного научного форума / под общ. ред. П.В. Терелянского. - 2018. - С. 182-187.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.