Дорошенко Ольга Михайловна магистрант Перепелица Людмила Анатольевна аспирант
Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Ключевые слова: копинг-ресурсы, личность, стресс, совладающее поведение, ресурсный подход, психологическая адаптация.
В понимании процесса преодоления трудностей и факторов, обусловливающих его эффективность, особая роль отводиться копинг-ресурсам. Во многих зарубежных исследованиях придерживаются следующей точки зрения - копинг-ресурсами именуются «характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам» [7, с. 18]. В отечественных исследованиях мы встречаем близкие по смыслу определения понятия «копинг-ресурсы». О.В. Киселева использует это понятие как совокупность условий, способствующих преодолению стресса [3]. К. Муздыбаев, описывая различные виды ресурсов, делает заключение, что ресурсы - это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Бесспорно, они образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [6].
Анализ работ по психологии совладеющего поведения показывает, что значительная часть исследований [1; 2; 5; 8] направлена на изучение ресурсов совладания. Е.В. Кожевникова, делая теоретический анализ литературы по вопросу совладания, выделяет два основных подхода к определению понятия «ресурсы»: - в узкой трактовке «ресурсы» рассматриваются в качестве элемента процесса преодоления, который представлен как совокупность механизмов активации и оперирования ресурсами (этой точки зрения придерживаются сторонники процессуальной модели совладания - Р. Лазарус, С. Хобфолл, среди отечественных ученых - В.А. Бодров, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский); - в широкой трактовке «ресурсы» рассматриваются в качестве факторов успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей, например, исследования, посвященные влиянию на эффективность преодоления интер-нальности (С. Карвер, М. Шейер); оптимизма (С. Карвер, К. Муздыбаев, К. Ол-двин, М. Селигман); самоэффективности и самоуважения (А. Бандура, Р. Моос, Д. Терри, Ш. Фолкман) [4].
Ресурсы включены в процесс преодоления через мотивационные, когнитивные, рефлексивные, поведенческие компоненты личности как субъекта, предпринимающего усилия по преодолению трудных жизненных, стрессогенных, кризисных ситуаций. Е.В. Кожевникова выделяет следующие критерии, которым должны отвечать ресурсы: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать эти средства, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость [4]. На основании теоретического анализа литературы можно выделить несколько классификаций копинг-ресурсов. По классификации С. Хобфолла ресурсы включают: 1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели); 2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональ- ные переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.); 3) психические и физические состояния; 4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [9]. К. Муздыбаев, анализируя зарубежные и отечественные исследования, отмечает, что сегодня наиболее признанной является классификация, подразделяющая копинг-ресурсы на личностные (психологические) и социальные (средовые). Однако указывает он, существуют и более детальные классификации, которые не только идентифицируют конкретные ресурсы, но и зачастую указывают на их источники. Поэтому выделяют культурные, политические и институциональные ресурсы [6]. К изучению феномена совладания психология обратилась недавно, что неизбежно способствует существованию в исследованиях терминологической «разноголосицы» - неопределенности, многозначности понятий. Это отразилось и на проблематике копинг-ресурсов. В частности, используемый в отечественных трудах термин «средовые ресурсы», имеет различное смысловое наполнение. К. Муздыбаев в это понятие вкладывает социальный смысл, по его мнению, «средовые ресурсы» отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сетки [6]. Л.И. Дементий, употребляя тот же термин, подразумевает ситуационные параметры совладания. Изучение копинг- ресурсов, приводит ее к мнению о взаимодействии двух групп факторов средовых (ситуационных) и личностных [2]. Т.Л. Крюкова, исходя из понимания ресурсов как факторов успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей, выделяет четыре группы факторов. Первый диспозиционный фактор совладающего поведения автор представляет как соотношение индивидуально-психологических особенностей и личностных стилевых качеств, являющихся субъектными. Разноуровневые диспозиционные характеристики (от нейротизма и тревожности до самоотношения), по мнению автора, могут выступать предикторами выбора определенных стилей совладания. Второй фактор - динамический - включает особенности процесса совла- дания в конкретной и изменяющейся ситуации, обладающей определенным уровнем стрессогенности для субъекта, оцениваемой им самостоятельно. Третий фактор - регулятивный проявляется в том, что совладающее поведение не только развивается и становится у субъекта, но его можно направленно формировать, ему можно научиться. И последний фактор, социокультурный, по содержанию является более широким, чем в традиционной интерпретации социальный (средовой) фактор. Т.Л. Крюкова включает в него социально-психологические качества субъекта: межкультурные различия, установки, ролевые и гендерные позиции, включенность в систему социальных отношений и социальной поддержки, в том числе, в семье [5]. Наличие и восприятие ресурсов (ценность как сама по себе и как средств достижения желаемого результата) обусловливает направление активности по преодолению и его успешность. «Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного, дезадаптивного копинг-пове- дения, социальной изоляции и дез-интеграции личности» [6, с. 77]. Большое внимание к исследованию копинг-ресурсов привело к появлению нового подхода в изучении процесса совладания - «ресурсного подхода». Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. В рамках этих представлений идет «поиск» ключевого ресурса, того главного средства, которое контролирует и организует распределение других ресурсов. Ряд авторов в качестве главного ресурса в совладании рассматривает оптимизм [5]. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness). Понятие «hardiness» отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошаба психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, также является показателем психического здоровья человека. Достоинством ресурсного подхода, несомненно, является положение о том, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стра- тегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. В случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, это приводит к ограниченности социальных ресурсов, а следовательно, может повлиять на частоту использования им социальной поддержки и предпочитаемые им копинг- стратегии. Обратная ситуация, когда у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно предположить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы.
Список литературы 1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Проблемы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, №2. - С. 113-123. 2. Дементий Л.И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения / Л. И. Дементий // Вестник КрасГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - №6. - С. 164-170. 3. Киселева О.В. Личностные особенности и стратегии совладания у учащихся с нарушениями поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Киселева. - М., 2007. - 24 с. 4. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Кожевникова. - Краснодар, 2006. - 26 с. 5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004. - 344 с. 6. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. №2. - С. 37-47. 7. Сирота Н.А. Базисные копинг-стратегии у подростков 11-12 лет из неблагополучной и благополучной среды / Н.А. Сирота // Вопросы наркологии. - 2003. - №1. - С. 36-46. 8. Ткаченко И.В. Жизненный ресурс как средство коррекции эмоциональных нарушений личности / И. В. Ткаченко, Н. Л. Варвулева, А. С. Иваненко // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2022. - С. 151-155. 9. Фоминова А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях / А.Н. Фоминова // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. - 2006. - №1. - С. 95-105. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с. |