На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Копинг-ресурсы как средство адаптации к жизненным стрессам
Копинг-ресурсы как средство адаптации к жизненным стрессам
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дорошенко Ольга Михайловна магистрант
Перепелица Людмила Анатольевна
аспирант


Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Ключевые слова: копинг-ресурсы, личность, стресс, совладающее поведение, ресурсный подход, психологическая адаптация.


В понимании процесса преодоления трудностей и факторов, обусловливающих его эффективность, особая роль отводиться копинг-ресурсам. Во многих зарубежных исследованиях придерживаются следующей точки зрения - копинг-ресурсами именуются «характеристики личности и социальной среды, облегчающие или делающие возможной успешную адаптацию к жизненным стрессам» [7, с. 18].
В отечественных исследованиях мы встречаем близкие по смыслу определения понятия «копинг-ресурсы». О.В. Киселева использует это понятие как совокупность условий, способствующих преодолению стресса [3]. К. Муздыбаев, описывая различные виды ресурсов, делает заключение, что ресурсы - это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Бесспорно, они образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями [6].


Анализ работ по психологии совладеющего поведения показывает, что значительная часть исследований [1; 2; 5; 8] направлена на изучение ресурсов совладания.
Е.В. Кожевникова, делая теоретический анализ литературы по вопросу совладания, выделяет два основных подхода к определению понятия «ресурсы»:
- в узкой трактовке «ресурсы» рассматриваются в качестве элемента процесса преодоления, который представлен как совокупность механизмов активации и оперирования ресурсами (этой точки зрения придерживаются сторонники процессуальной модели совладания - Р. Лазарус, С. Хобфолл, среди отечественных ученых - В.А. Бодров, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский);
- в широкой трактовке «ресурсы» рассматриваются в качестве факторов успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей, например, исследования, посвященные влиянию на эффективность преодоления интер-нальности (С. Карвер, М. Шейер); оптимизма (С. Карвер, К. Муздыбаев, К. Ол-двин, М. Селигман); самоэффективности и самоуважения (А. Бандура, Р. Моос, Д. Терри, Ш. Фолкман) [4].


Ресурсы включены в процесс преодоления через мотивационные, когнитивные, рефлексивные, поведенческие компоненты личности как субъекта, предпринимающего усилия по преодолению трудных жизненных, стрессогенных, кризисных ситуаций. Е.В. Кожевникова выделяет следующие критерии, которым должны отвечать ресурсы: осознанность имеющихся средств или возможностей их достижения, готовность использовать эти средства, оптимальность, компенсируемость, конвертируемость [4].
На основании теоретического анализа литературы можно выделить несколько классификаций копинг-ресурсов. По классификации С. Хобфолла ресурсы включают:
1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели);
2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональ- ные переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и др.);
3) психические и физические состояния;
4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [9].
К. Муздыбаев, анализируя зарубежные и отечественные исследования, отмечает, что сегодня наиболее признанной является классификация, подразделяющая копинг-ресурсы на личностные (психологические) и социальные (средовые). Однако указывает он, существуют и более детальные классификации, которые не только идентифицируют конкретные ресурсы, но и зачастую указывают на их источники. Поэтому выделяют культурные, политические и институциональные ресурсы [6].
К изучению феномена совладания психология обратилась недавно, что неизбежно способствует существованию в исследованиях терминологической «разноголосицы» - неопределенности, многозначности понятий. Это отразилось и на проблематике копинг-ресурсов. В частности, используемый в отечественных трудах термин «средовые ресурсы», имеет различное смысловое наполнение. К. Муздыбаев в это понятие вкладывает
социальный смысл, по его мнению, «средовые ресурсы» отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социальной сетки [6]. Л.И. Дементий, употребляя тот же термин, подразумевает ситуационные параметры совладания. Изучение копинг- ресурсов, приводит ее к мнению о взаимодействии двух групп факторов средовых (ситуационных) и личностных [2].
Т.Л. Крюкова, исходя из понимания ресурсов как факторов успешности поведения человека в процессе преодоления трудностей, выделяет четыре группы факторов. Первый диспозиционный фактор совладающего поведения автор представляет как соотношение индивидуально-психологических особенностей и личностных стилевых качеств, являющихся субъектными. Разноуровневые диспозиционные характеристики (от нейротизма и тревожности до самоотношения), по мнению автора, могут выступать предикторами выбора определенных стилей совладания.
Второй фактор - динамический - включает особенности процесса совла- дания в конкретной и изменяющейся ситуации, обладающей определенным уровнем стрессогенности для субъекта, оцениваемой им самостоятельно.
Третий фактор - регулятивный проявляется в том, что совладающее поведение не только развивается и становится у субъекта, но его можно направленно формировать, ему можно научиться. И последний фактор, социокультурный, по содержанию является более широким, чем в традиционной интерпретации социальный (средовой) фактор. Т.Л. Крюкова включает в него социально-психологические качества субъекта: межкультурные различия, установки, ролевые и гендерные позиции, включенность в систему социальных отношений и социальной поддержки, в том числе, в семье [5].
Наличие и восприятие ресурсов (ценность как сама по себе и как средств достижения желаемого результата) обусловливает направление активности по преодолению и его успешность. «Успешность адаптации к стрессам определяется уровнем развития копинг-ресурсов. Низкое развитие приводит к формированию пассивного, дезадаптивного копинг-пове- дения, социальной изоляции и дез-интеграции личности» [6, с. 77].
Большое внимание к исследованию копинг-ресурсов привело к появлению нового подхода в изучении процесса совладания - «ресурсного подхода». Ресурсные теории предполагают, что существует некоторый комплекс ключевых ресурсов, которые «управляют» или направляют общий фонд ресурсов. В рамках этих представлений идет «поиск» ключевого ресурса, того главного средства, которое контролирует и организует распределение других ресурсов. Ряд авторов в качестве главного ресурса в совладании рассматривает оптимизм [5]. Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость» (hardiness). Понятие «hardiness» отражает, с точки зрения С. Мадди и Д. Кошаба психологическую живучесть и расширенную эффективность человека, также является показателем психического здоровья человека.
Достоинством ресурсного подхода, несомненно, является положение о том, что владение и управление ресурсами и применяемые копинг-стра- тегии могут оказывать друг на друга взаимное влияние. В случае, если ребенок рос в обедненной социальной среде, это приводит к ограниченности социальных ресурсов, а следовательно, может повлиять на частоту использования им социальной поддержки и предпочитаемые им копинг-
стратегии. Обратная ситуация, когда у подростка нет желания эффективно взаимодействовать со своим социальным окружением, у него будет мало друзей. В этом случае можно предположить, что копинг-стратегия повлияла на ресурсы.

Список литературы
1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2: Проблемы и ресурсы преодоления стресса / В. А. Бодров // Психологический журнал. - 2006. - Т. 27, №2. - С. 113-123.
2. Дементий Л.И. Ответственность личности как ресурс копинг-поведения / Л. И. Дементий // Вестник КрасГУ. Серия: Гуманитарные науки. - 2004. - №6. - С. 164-170.
3. Киселева О.В. Личностные особенности и стратегии совладания у учащихся с нарушениями поведения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.В. Киселева. - М., 2007. - 24 с.
4. Кожевникова Е.Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Ю. Кожевникова. - Краснодар, 2006. - 26 с.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2004. - 344 с.
6. Муздыбаев К. Стратегии совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. №2. - С. 37-47.
7. Сирота Н.А. Базисные копинг-стратегии у подростков 11-12 лет из неблагополучной и благополучной среды / Н.А. Сирота // Вопросы наркологии. - 2003. - №1. - С. 36-46.
8. Ткаченко И.В. Жизненный ресурс как средство коррекции эмоциональных нарушений личности / И. В. Ткаченко, Н. Л. Варвулева, А. С. Иваненко // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. - Чебоксары, 2022. - С. 151-155.
9. Фоминова А.Н. Проблема активации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях / А.Н. Фоминова // Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. - 2006. - №1. - С. 95-105.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.