Гречкина Ирина Николаевна бакалавр, магистрант Ярошенко Галина Васильевна канд. полит. наук, доцент Южно-Российский институт управления (филиал) ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: феноменология личности, психологические границы, временная перспектива личности.
Изменения в жизни людей напрямую влияют на характеристику личности и ее современные проблемы. Так, в течение последнего столетия постепенно утрачиваются старые человеческие идеалы и появляются новые. Прежде всего, человечество начинает иначе воспринимать свое время. В настоящее время оно воспринимается чаще всего как основной ресурс достижения собственных личных целей. Поэтому и меняются люди в контексте своего поведения, ведь для современного человека все более важным становится демонстрация своей власти и превосходства над другими, а не чувство общности в целях достижения глобальных возможностей. Отсюда возникает объективная потребность для современного человека, которая предполагает необходимость анализа феноменологии личности через призму психологических границ и временного аспекта. Данная точка зрения анализирует в том числе воздействие технического прогресса и информационных технологий на личность. Одним из первых людей, который обозначил существование фундаментальной связи между пространством и временем являлся Альберт Эйнштейн. Затем данную связь изучали представители иных дисциплин. Например, Зигмунд Фрейд разработал теорию психодинамики личности, которая также рассматривала пространственно-временную связь при анализе человеческой психики. С точки зрения пространства человек отождествляет себя от других людей посредством психологических границ, но при этом крайне важен также и временной аспект проблематики [1]. Психологические границы личности также рассматриваются в науке с помощью таких понятий как «границы Я», «границы личности». Психологические границы личности необходимо анализировать через призму структурной модели человеческой психики. В таком случае психологические границы личности помогают отождествление «Я» человека как от своего внутреннего бессознательного, так и от окружающих людей, внешнего мира в целом. Отметим, что психологические границы личности не ограничиваются лишь социальной сферой взаимодействия человека, но включают в себя всю природу в совокупности. Необходимость психологических границ для человека обусловлена тем, что таким образом он может определить свое отношение к внешним и внутренним предметам. Таким образом человек определяет какие предметы внешней среды он отождествляет с собой, а какие не отождествляет. Характеристика психологических границ зачастую напрямую зависит от возраста человека, а также от его уникальных личностных свойств. Посредством характеристики психологических границ человека возможно определить его открытость по отношению к чему-то новому, нехарактерному для него. Человек с устойчивыми психологическими границами может быть охарактеризован как негибкий, непроницаемый, дефицитарный. Поэтому так важно отмечать влияние возраста на психологические границы, ведь в период своего становления человек является наиболее открытым по отношению к внешнему миру, а уже по мере своего взросления он становится более недоверчивым по отношению к внешнему миру. Возникает вопрос о том, когда именно личность начинает ощущать свои психологические границы. Чаще всего это происходит в тот момент, когда психологические границы впервые нарушаются. Стоит отметить также те элементы личности, в которых психологические границы могут нарушаться. К ним относятся ценности, эмоции, времени, отношения. Важность временного аспекта в таком случае заключается в том, что таким образом человек начинает ощущать свои психологические границы. Например, они сформировались в прошлом, существуют в настоящем, но при этом могут измениться в будущем, но при этом чаще всего незначительно. Психологические границы человека существуют для того, чтобы он мог сформировать здоровую индивидуальность. Четкое отождествление себя от окружающего мира и при этом взаимодействием с ним позволяет личности гармонично существовать. В обратном случае человек может навредить своему психическому здоровью. Например, при отсутствии взаимодействия с внешним миром человек начинает впадать в фантазии, которые зачастую касаются желаемой формы взаимодействия человека с ним. Патологическое нарушение взаимодействия человека с внешним миром приводит к состоянию психоза, что делает невозможным формирование личности [3]. Парадоксальность проблематики психологических границ заключается в том, что человек одновременно стремится как к индивидуализации, так и к отождествлению себя с иными социальными группами. Еще Эрих Фромм отмечал, что само рождение человека направлено на развитие его сепарации от гармоничного существования в утробе матери [4]. Посредством данной сепарации человек должен обрести свою личность, индивидуальность. Но при этом существование в исключительной сепарации невозможно потому, что в процессе своей жизнедеятельности человек неизбежно сталкивается с проблемой конечности своей жизни, одиночества. В результате человек приходит в кризисные психические состояния, которые могут эффективно решаться лишь в случае взаимодействия человека с внешним миром, причем как с природой, так и с иными людьми. Временная перспектива существования личности также является достаточно сложно и неоднозначной для научного анализа. Существует, например, мотивационный подход анализа данного феномена. Согласно ему человек интерпретирует свое время исходя из своих актуальных мотивационных стимулов. То есть психика (в том числе психологические границы человека) является динамической структурой, которая удовлетворяет те потребности человека, которые ему свойственны в тот или иной период времени. Интересный подход к проблематике осуществляется топологическим методом. В рамках данного подхода применяется дихотомия взаимоотношений времени и личности. То есть одновременно время оказывает влияние на человека (тем, что с течением времени у человека меняются стимулы, интересы, ценности, окружение), а также человек оказывает влияние на время (например, посредством его использования для достижения своих целей). Также в рамках топологического подхода используется принцип гетерохронности времени при его использовании человеком. Данный принцип обозначает, что в период своей молодости у человека создается иллюзия о бесконечности времени и поэтому он преимущественное ориентируется на пространственные аспекты своей жизни (например, активно взаимодействует с внешней средой, достигает личных целей, использует время для удовольствия). Но со временем взросления человеку все более важным становится временной аспект своей жизнедеятельности (он старается использовать все меньшее оставшееся время своей жизни для достижения реально значимых для него целей). Также существует событийный подход, которые важнейшими факторами личностного поведения человека и интерпретации им совокупность значимых событий, оказывающих влияние на его последующую интерпретацию жизненных ситуаций [2]. Таким образом, в настоящее время человек находится в моменте изменения пространственного и временного аспекта интерпретации своей личности. Так, ввиду развития информационных технологий возникают новые формы взаимодействия человека с внешним и внутренним миром. В настоящее время возможно общаться, работать без внешнего контакта с миром, а посредством взаимодействия с мультимедиа удовлетворять свои социальные потребности. Результатом данной тенденции с большой вероятностью станет еще большее размытие психологических границ, появление новых психических патологий и дисфункций.
Список литературы 1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с. 2. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - М.: Смысл, 2008. - 272 с. 3. Нартова-Бочавер С.К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24, №6. - С. 27-36. Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.
|