Существует множество психологических мнений в отношении определения понятия «личность». Р.С. Немов приходит к выводу, что личность чаще всего определяется как человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Понятие «личность» соотносится с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».
Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека. Понятие ««индивид» характеризует данного конкретного человека и включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. В это понятие входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства. Понятие «индивидуальность» содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. Р.С. Немов приводит следующее соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Структура личности (Р.С. Немов): — способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности; — темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства; — характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей; — волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремления человека к достижению поставленных целей; — эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности; — социальные установки — убеждения и отношения людей.
человек индивид личность индивидуальность
|
Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
Этапы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер):
1. Дошкольный возраст. Знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. 2. Подростковый возраст. Появляются стремление и способность осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. В отечественной психологии считается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Процесс социализации связан с общением и совместной деятельностью людей. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. Н.И. Шеван- дрин приводит следующие факторы социализации: — целенаправленное воспитание; — обучение; — случайные социальные воздействия в деятельности и общении. В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее направленность. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как интерес, убеждение, стремление, желание и др. В основе форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Вопросы для контроля:
1. Дайте определение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и раскройте их соотношение. 2. Перечислите этапы формирования личности. 3. Опишите процесс развития личности. 4. Охарактеризуйте элементы структуры личности. 5. Перечислите формы направленности личности.
Тест для самоконтроля:
Инструкция: заполните пробелы ключевыми словами. Ключевые слова: индивид, личность, индивидуальность, социализация, направленность, интерес. 1. Процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду называется .... 2. Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием «...». 3. Система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, называется . личности. 4. Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека — это .... 5. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием «...». 6. Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется .. 7. Человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится .. 8. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть — . личности. 9. В понятии «...» воплощена родовая принадлежность человека.
Задания для самостоятельной работы: 1. Подумайте и составьте перечень черт человека, характеризующих его как: а) личность; б) индивида; в) индивидуальность. 2. Приведите примеры из художественной литературы, в которых, на ваш взгляд, автор создает портрет «сильной личности». 3. Подберите прилагательные, с помощью которых можно дать характеристику понятий «личность», «индивидуальность». Например, яркая индивидуальность, неординарная личность и т.д.
Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с. |