Понятие «личность» в психологии
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Существует множество психологических мнений в отношении определения понятия «личность».
Р.С. Немов приходит к выводу, что личность чаще всего определяется как человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Понятие «личность» соотносится с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность».

Понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека.
Понятие ««индивид» характеризует данного конкретного человека и включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. В это понятие
входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства.
Понятие «индивидуальность» содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
Р.С. Немов приводит следующее соотношение объемов понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» (рис. 1). Структура личности (Р.С. Немов):
— способности — индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности;
темперамент — качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства;
характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей;
— волевые качества — специальные личностные свойства, влияющие на стремления человека к достижению поставленных целей;
— эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности;
— социальные установки — убеждения и отношения людей.

 

человек
индивид
личность
индивидуальность


Рис. 1. Соотношение объемов понятий «человек», «личность»,
«индивид», «индивидуальность».


Этапы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер):

1. Дошкольный возраст. Знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.
2. Подростковый возраст. Появляются стремление и способность осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
В отечественной психологии считается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации. Социализация — процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Она осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Процесс социализации связан с общением и совместной деятельностью людей. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей знания, умения, навыки. Н.И. Шеван- дрин приводит следующие факторы социализации:
— целенаправленное воспитание;
— обучение;
— случайные социальные воздействия в деятельности и общении. В качестве ведущей характеристики личности выделяется ее
направленность. Направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как интерес, убеждение, стремление, желание и др. В основе форм направленности личности лежат мотивы деятельности.


Вопросы для контроля:

1. Дайте определение понятий «личность», «человек», «индивид», «индивидуальность» и раскройте их соотношение.
2. Перечислите этапы формирования личности.
3. Опишите процесс развития личности.
4. Охарактеризуйте элементы структуры личности.
5. Перечислите формы направленности личности.


Тест для самоконтроля:

Инструкция: заполните пробелы ключевыми словами. Ключевые слова: индивид, личность, индивидуальность, социализация, направленность, интерес.
1. Процесс усвоения индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду называется ....
2. Человеческий индивид, включенный в систему межличностных и социальных отношений, субъект сознательной деятельности обозначается понятием «...».
3. Система отношений к предметам, явлениям, которая выражается в мировоззрении личности, называется . личности.
4. Единство неповторимых личностных свойств конкретного человека — это ....
5. Факт принадлежности человека к человеческому роду фиксируется понятием «...».
6. Одна из форм направленности личности, окрашенная положительными эмоциями, связанная с проявлением познавательной потребности, называется ..
7. Человек как субъект познания и активного преобразования действительности, носитель социальных характеристик в ходе жизни становится ..
8. Совокупность устойчивых мотивов, определяющих поведение личности независимо от конкретных условий, есть — . личности.
9. В понятии «...» воплощена родовая принадлежность человека.


Задания для самостоятельной работы:
1. Подумайте и составьте перечень черт человека, характеризующих его как: а) личность; б) индивида; в) индивидуальность.
2. Приведите примеры из художественной литературы, в которых, на ваш взгляд, автор создает портрет «сильной личности».
3. Подберите прилагательные, с помощью которых можно дать характеристику понятий «личность», «индивидуальность». Например, яркая индивидуальность, неординарная личность и т.д.

Источник: Надточий, Юлия Борисовна. Психология и педагогика : учебное пособие / Ю. Б. Надточий. — Казань : Бук, 2019. — 210 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.