На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Подростковый возраст: особенности этапа развития личности
Подростковый возраст: особенности этапа развития личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Белицкий Кирилл Андреевич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: личность, индивид, подростковый возраст, развитие подростка, работа с детьми, психологические особенности, переходный возраст, этап развития личности.


Подростковый возраст - период, который является переходным между детством и юношеством. Данный период является важным и решающим в жизни подростка.
В этом возрасте у молодежи формируется характер, способы мышления и видения мира, понимания социума, привыкание к взрослой жизни. Также этот возраст можно назвать кризисным, так как поведение подростка, чаще всего, является кризисным. Этот этап жизни характеризуется изменениями в физиологии молодежи; подросток растет физически.
В психике подростка тоже происходят различные изменения. Он ищет себя, свою роль в социуме. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, а с другой стороны, не хочет выделяться, желает быть как все, принадлежать социальной группе и соответствовать его ценностям и моральным нормам.


Можно выделить основные направления развития личности подростка в этом возрасте:
1. Физическое развитие (принятие своего тела, принятие взрослой роли, мужчины и женщины).
2. Интеллектуальное развитие (развитие умственных способностей подростка, отличающегося от детских способов мышления).
3. Социализация личности (после сильного влияния в семье родителей, подросток желает развиваться сам, поэтому, освобождаясь от детской родительской связи, постепенно входит в группу сверстников, чье влияние на них впоследствии будет велико).
4. Становление идентичности (осознание своего «Я» в подростковом возрасте, отличающееся от своего «Я» в детстве) [2].


Влияние на детей в подростковом возрасте не увеличивается со стороны родителей. Напротив, если родители хотят каким-либо образом взаимодействовать с детьми, происходят споры интересов.

взаимоотношения в семье

Рис. 1. Диаграмма взаимоотношений в семье подростков
В данный промежуток времени совершается коренная перестройка прежде сформировавшихся психологических структур, появляются новообразования, закладываются основы сознательного поведения, возникает единая нацеленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.


Подростковый возраст является периодом, которому присущи следующие типы развития:
1. Первый тип, характеризующийся бурным ростом личности, когда она привыкает к взрослой жизни.
2. Второй тип, характеризующийся медленным и правильным развитием личности в соответствии с изменениями в обществе.
3. Третий тип, характеризующийся как процесс развития, осознание своих черт характера, составляющих своей личности.


В подростковом возрасте последовательно появляется особая форма становление нового уровня самосознания. Человеческое «Я», в сущности, устанавливает не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Существует три психологических составляющих человеческое «Я»:
1. Когнитивная часть (дает индивиду представление о самом себе - о характере и физиологии).
2. Оценочная часть (позволяет подростку давать себе самооценку, быть самоуверенным или пассивным).
3. Поведенческая часть (формируются определенный тип поведения, стиль действий в тех или иных ситуаций и ответная реакция социума на манеры подростка).


При рассмотрении условий развития подростка в переходный период жизни необходимо в развитии молодого поколения использовать приемы по педагогическому воздействию. Способов работы с подростками много, но не все из них действенные. Рассмотрим самые оптимальные из них.
Первым принципом в работе с подростком является оптимистические настроения в жизни. На положительный итог в возможностях личности должны верить все участники процесса развития, что построит оптимистические настроения в развитии молодежи. 
Другим принципом является понимание душевного состояния детей и подростков. Для правильного выбора приёмов психолого-педагогического воздействия необходимо разобраться в причинах, обусловивших нарушение, понять душевное состояние ребенка или подростка, а для этого педагог, психолог должен знать особенности его личности, условия жизни, конкретные причины правонарушения, проступков и вдумчиво их проанализировать.
Третьим принципом является заинтересованность и большое желание родителей и педагогов участвовать в жизни молодежи, даже если они этому сопротивляются. Взаимодействуя со взрослыми, подростка легче будет понять.
Так как подросткам в этом периоде жизни не хватает внимания со стороны взрослых, то необходимо проявлять к ним доброту и заботу, что и будет четвертым принципом в работе с подростками. Этот способ вносит коренные изменения в познании и поведении индивида.


В работе с подростками можно применять следующие меры при выполнении им тех или иных действий:
1. Поощрение (метод воспитания, при котором подростка хвалят за проделанную работу, что становится мотивацией в выполнении другой деятельности).
2. Осуждение (не одобрение действий подростка, что способствует снижению его самооценки).
3. Наказание (наложение определенного взыскания по отношению к провинившемуся подростку с целью научить его действовать правильно).


Важным способом работы с подростками является и предупреждение. Необходимо проводить с ними большую работу, где будут выясняться разнообразные вопросы жизнедеятельности. Этот способ работы с подростками называется предупредительным.
Так, по мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Таким образом, на этап развития личности подростка влияют различные внутренние и внешние факторы, от которых молодежь стремится освободиться, считая себя уже достаточно подготовленным индивидом, который сможет выжить в современном социуме.


Список литературы
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология [Текст]: учебник пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Аверин В. А. Психология детей и подростков [Текст] / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович // Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. пси- хол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с. (Психологи Отечества: избр. психол. тр.: в 70 т.). - Библиогр.: 342- 348 с.
4. Кон И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.