Горяникова Ирина Александровна студентка Липчанская Дарья Андреевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край Ключевые слова: самоопределение, саморефлексия, эмансипация, самотождественность, самореализация.
На протяжении многих десятилетий уделялось большое внимание вопросам, касающихся становления личности в период юности. Эта тема остаётся востребованной и в наши дни. Многие исследователи в области психологии создают труды о данном процессе, а именно о самовосприятии и самореализации юношей и девушек. Юношество - достаточно непростой период. Человека одолевают смешанные чувства, эмоции и желания, которыми тяжело управлять. Молодых людей «переполняют» амбиции и стремления. Каждый чувствует необходимость занять определённое место в обществе, быть востребованным среди сверстников. Всё это обусловлено мотивом самореализации и самоутверждения личности. Юность (от 15-16 до 20 лет) - это завершающий этап формирования личности. В этот период у человека формируются ориентиры на жизнь, закладываются моральные нормы и ценности, складывается мировоззрения и мироощущение. Юность можно охарактеризовать как фазу «наращивания». В этот период личности необходимо заявить о себе, укрепить своё «Я», прежде всего, в собственных глазах, но также ей необходимо проявление уважение и со стороны окружающих. Молодым людям важно чувствовать себя взрослыми, самостоятельными и самодостаточными. Л.И. Божович [1] очень верно охарактеризовала юношей «людьми, которые смотрят в будущее», так как перед ними уже сегодня возникают важные вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что я хочу?». Ответить уверено на эти вопросы жизненно важно для молодых людей. Основываясь на этом, И.С. Кон характеризует юность как период «открытие Я» [3], процесс понятия своих желаний и потребностей, своих возможностей и стремлений. Для молодых людей в этот период важно чувствовать свою значимость, быть уважаемым другими людьми. В противном случае, у людей не только понижается уровень стремлений, но и ухудшаются когнитивные показатели. Это происходит из-за чувства неполноценности, приводящего к внутреннему дисбалансу и хаосу. Тогда человек становится либо слишком пассивным, либо же наоборот ведёт себя агрессивно и даже непредсказуемо. Самоутверждение тесно связано с понятием эмансипации, т.е. отказом от каких-либо социальных зависимостей. Это наиболее ярко проявляется в желании молодых людей найти подходящее место в окружающем их мире, осознать свои потребности и особенности. Также для объяснения такого термина как «самоопределение» необходимо разобраться с понятием самотождественности. Оно характеризует свойство психики индивида, которое помогает ему осознать свою принадлежность к определённой группе, общности. Кризис самотождественности (идентичности) - очень интересный феномен, в котором тесно переплетаются неуверенность и амбициозность. Если юноша сможет совладать с такими диаметрально противоположными чувствами, это поможет ему взглянуть на многие моменты в своей жизни по-новому, научит правильно мыслить. На эмоциональное состояние и стабильность личности существенное влияние оказывает необходимость выбрать будущую профессию. Когда молодые люди встают перед таким выбором, многие теряются, испытывают тревожность или даже впадают в депрессию. В первую очередь им нужно найти опору в себе самих, научиться поступать так, как хочется им, а не так, как подсказывают друзья или внушают взрослые. Именно в такие моменты формируется внутренний стержень, сила духа. Отнюдь не редко наблюдается факт, что выбор профессии ложится, по большей степени, на плечи родителей, а если же ребёнок сам изъявляет желание, то оно, как правило, бывает неустойчивым. Юноша начинает колебаться между интересами к другим профессиям, нередко случаются конфликты между идеализированным видением будущей профессии и реальными возможностями. Жизненные планы, ориентиры, реализация личности данного возраста определяется его личностным образованием, то есть самоутверждением. Именно благодаря самореализации происходит адекватное образование личностного «Я». Важным признаком самосознания ребёнка в данном возрасте является самоуважение - целостное отношение к себе, принятие или не принятие своих особенностей, осознание недостатков и достоинств, определение самоценности, согласование своего внутреннего-Я с реальным-Я. Если наблюдается положительная динамика в данном процессе это свидетельствует о том, что у юноши адекватная самооценка, в противном случае - низкая. У молодых людей появляется осознание необратимости времени. Поэтому юноши начинают серьёзно задумываться о смысле жизни, своём предназначении. Главным в процессе самоутверждения является самораскрытие - то, как человек презентует себя в обществе. По средствам самораскрытия, человек юношеского возраста способен раскрыть себя как уникальную личность, осознать свою неповторимость и наладить межличностные отношения. Для того, чтобы устранить рутинность жизни нужно быть открытым к новым знаниям, новому опыту и расширять свой кругозор. Новые качества приобретает и дружба. Она становится более осознанной и эмоционально зрелой. Следует также отметить, что дружба с противоположным полом перерастает во влюблённость. Ребёнок в юношеском возрасте переходит от познания мира в его преобразование, начинает активно проявлять себя в профессиональной сфере. Актуальной проблемой зрелой юности становится создание независимой жизни. Для её решения обходимы умения организовать свою жизнь, деятельность, научиться принимать самостоятельно важные решения, претворять их в жизнь и брать ответственность за возможные последствия. Когда люди юношеского возраста перестают быть зависимыми от оценок и мнений окружающих, они превращаются в самостоятельную и утверждённую личность. Юноши принимают себя такими какие они есть, все свои внутренние недостатки и достоинства, позволяют себе быть такими какие они, на самом деле, есть. Данный этап также характерен тем, что личность меняет своё отношение к той или иной ситуации в своей жизни. Как нам известно, у любой проблемы может быть две концовки - хорошая и плохая. Но более важен тот факт, как человек реагирует на то или иное событие. Если положительно, то развитие личности происходит благоприятно. Склонность к негативизму приводит к внутреннему и внешнему недовольству, что в свою очередь осложняет ситуацию, так как притормаживается личностный рост. Таким образом, в период юности начинает закладываться не только внутренняя позиция и концепция своего «Я», но и потребность занять позицию взрослого, осознать свою значимость и место в жизни. Одной из важных целей является самоопределение и самореализация. К этому моменту деятельность молодых людей меняется с познавательной в преобразующую. В данном возрасте закладываются личностные ценности и ориентиры. От данных выборов зависит успешность реализации личности и будущая взрослая жизнь. Поэтому учебные заведения должны уметь оказать психологическое сопровождения для успешного перехода ребёнка во взрослую жизнь.
Список литературы 1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с. 2. Жизномирская О.Я. Особенности построения жизненных планов на будущее и самоутверждения личности в период взросления / О.Я. Жизномирська // Молодежь и рынок. - 2007. - №8 (31). - С. 118-122. 3. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с. 4. Савчин М.В. Возрастная психология: учеб. пос. / В. Савчин, Л.П. Василенко. - К.: Академвидав, 2006. - 360 с. 5. Скрипниченко О. В. Возрастная и педагогическая психология: навч. посибник / Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.
|