На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические особенности формирования личности юношеского возраста
Психологические особенности формирования личности юношеского возраста
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Горяникова Ирина Александровна
студентка
Липчанская Дарья Андреевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Ключевые слова: самоопределение, саморефлексия, эмансипация, самотождественность, самореализация.


На протяжении многих десятилетий уделялось большое внимание вопросам, касающихся становления личности в период юности. Эта тема остаётся востребованной и в наши дни. Многие исследователи в области психологии создают труды о данном процессе, а именно о самовосприятии и самореализации юношей и девушек.
Юношество - достаточно непростой период. Человека одолевают смешанные чувства, эмоции и желания, которыми тяжело управлять. Молодых людей «переполняют» амбиции и стремления. Каждый чувствует необходимость занять определённое место в обществе, быть востребованным среди сверстников. Всё это обусловлено мотивом самореализации и самоутверждения личности.
Юность (от 15-16 до 20 лет) - это завершающий этап формирования личности. В этот период у человека формируются ориентиры на жизнь, закладываются моральные нормы и ценности, складывается мировоззрения и мироощущение. Юность можно охарактеризовать как фазу «наращивания». В этот период личности необходимо заявить о себе, укрепить своё «Я», прежде всего, в собственных глазах, но также ей необходимо проявление уважение и со стороны окружающих. Молодым людям важно чувствовать себя взрослыми, самостоятельными и самодостаточными.
Л.И. Божович [1] очень верно охарактеризовала юношей «людьми, которые смотрят в будущее», так как перед ними уже сегодня возникают важные вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Что я хочу?». Ответить уверено на эти вопросы жизненно важно для молодых людей. Основываясь на этом, И.С. Кон характеризует юность как период «открытие Я» [3], процесс понятия своих желаний и потребностей, своих возможностей и стремлений.
Для молодых людей в этот период важно чувствовать свою значимость, быть уважаемым другими людьми. В противном случае, у людей не только понижается уровень стремлений, но и ухудшаются когнитивные показатели. Это происходит из-за чувства неполноценности, приводящего к внутреннему дисбалансу и хаосу. Тогда человек становится либо слишком пассивным, либо же наоборот ведёт себя агрессивно и даже непредсказуемо.
Самоутверждение тесно связано с понятием эмансипации, т.е. отказом от каких-либо социальных зависимостей. Это наиболее ярко проявляется в желании молодых людей найти подходящее место в окружающем их мире, осознать свои потребности и особенности.
Также для объяснения такого термина как «самоопределение» необходимо разобраться с понятием самотождественности. Оно характеризует свойство психики индивида, которое помогает ему осознать свою принадлежность к определённой группе, общности. Кризис самотождественности (идентичности) - очень интересный феномен, в котором тесно переплетаются неуверенность и амбициозность. Если юноша сможет совладать с такими диаметрально противоположными чувствами, это поможет ему взглянуть на многие моменты в своей жизни по-новому, научит правильно мыслить.
На эмоциональное состояние и стабильность личности существенное влияние оказывает необходимость выбрать будущую профессию. Когда молодые люди встают перед таким выбором, многие теряются, испытывают тревожность или даже впадают в депрессию. В первую очередь им нужно найти опору в себе самих, научиться поступать так, как хочется им, а не так, как подсказывают друзья или внушают взрослые. Именно в такие моменты формируется внутренний стержень, сила духа.
Отнюдь не редко наблюдается факт, что выбор профессии ложится, по большей степени, на плечи родителей, а если же ребёнок сам изъявляет желание, то оно, как правило, бывает неустойчивым. Юноша начинает колебаться между интересами к другим профессиям, нередко случаются конфликты между идеализированным видением будущей профессии и реальными возможностями.
Жизненные планы, ориентиры, реализация личности данного возраста определяется его личностным образованием, то есть самоутверждением. Именно благодаря самореализации происходит адекватное образование личностного «Я».
Важным признаком самосознания ребёнка в данном возрасте является самоуважение - целостное отношение к себе, принятие или не принятие своих особенностей, осознание недостатков и достоинств, определение самоценности, согласование своего внутреннего-Я с реальным-Я. Если наблюдается положительная динамика в данном процессе это свидетельствует о том, что у юноши адекватная самооценка, в противном случае - низкая.
У молодых людей появляется осознание необратимости времени. Поэтому юноши начинают серьёзно задумываться о смысле жизни, своём предназначении.
Главным в процессе самоутверждения является самораскрытие - то, как человек презентует себя в обществе. По средствам самораскрытия, человек юношеского возраста способен раскрыть себя как уникальную личность, осознать свою неповторимость и наладить межличностные отношения. Для того, чтобы устранить рутинность жизни нужно быть открытым к новым знаниям, новому опыту и расширять свой кругозор.
Новые качества приобретает и дружба. Она становится более осознанной и эмоционально зрелой. Следует также отметить, что дружба с противоположным полом перерастает во влюблённость.
Ребёнок в юношеском возрасте переходит от познания мира в его преобразование, начинает активно проявлять себя в профессиональной сфере. Актуальной проблемой зрелой юности становится создание независимой жизни. Для её решения обходимы умения организовать свою жизнь, деятельность, научиться принимать самостоятельно важные решения, претворять их в жизнь и брать ответственность за возможные последствия.
Когда люди юношеского возраста перестают быть зависимыми от оценок и мнений окружающих, они превращаются в самостоятельную и утверждённую личность. Юноши принимают себя такими какие они есть, все свои внутренние недостатки и достоинства, позволяют себе быть такими какие они, на самом деле, есть.
Данный этап также характерен тем, что личность меняет своё отношение к той или иной ситуации в своей жизни. Как нам известно, у любой проблемы может быть две концовки - хорошая и плохая. Но более важен тот факт, как человек реагирует на то или иное событие. Если положительно, то развитие личности происходит благоприятно. Склонность к негативизму приводит к внутреннему и внешнему недовольству, что в свою очередь осложняет ситуацию, так как притормаживается личностный рост.
Таким образом, в период юности начинает закладываться не только внутренняя позиция и концепция своего «Я», но и потребность занять позицию взрослого, осознать свою значимость и место в жизни. Одной из важных целей является самоопределение и самореализация. К этому моменту деятельность молодых людей меняется с познавательной в преобразующую. В данном возрасте закладываются личностные ценности и ориентиры. От данных выборов зависит успешность реализации личности и будущая взрослая жизнь. Поэтому учебные заведения должны уметь оказать психологическое сопровождения для успешного перехода ребёнка во взрослую жизнь.


Список литературы
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.
2. Жизномирская О.Я. Особенности построения жизненных планов на будущее и самоутверждения личности в период взросления / О.Я. Жизномирська // Молодежь и рынок. - 2007. - №8 (31). - С. 118-122.
3. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
4. Савчин М.В. Возрастная психология: учеб. пос. / В. Савчин, Л.П. Василенко. - К.: Академвидав, 2006. - 360 с.
5. Скрипниченко О. В. Возрастная и педагогическая психология: навч. посибник /


Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.