На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретико-методологические основы изучения социального интеллекта старшеклассников
Теоретико-методологические основы изучения социального интеллекта старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Овчинникова Елизавета Олеговна
тьютор
МАОУ «Школа информационных технологий №26» г. Липецка
магистрант
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область Научный руководитель Дормидонтов Роман Александрович канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского» г. Липецк, Липецкая область


Ключевые слова: социальный интеллект, межличностное взаимодействие, общение, подростковый возраст, старший школьный возраст.


Социально-экономические перемены, происходящие в нашей стране, новая социальная ситуация, связанная с политическим курсом России, и многие другие стрессовые явления в жизни российского общества предъявляют повышенные требования к способностям современного человека прогнозировать развитие событий, интерпретировать поступающую информацию и поведение людей. В связи с этим в последнее время отмечается рост внимания психологов к проблеме социального интеллекта личности. Актуальность рассматриваемой проблемы, на наш взгляд, заключается в том, что все большее значение приобретает такое свойство личности, как умение эффективно общаться, объективно воспринимать информацию и адекватно реагировать на изменения окружающего мира. Человек с самого рождения окружен социальной средой и испытывает на себе ее прямое воздействие, и она, в свою очередь, диктует определенные правила мышления и поведения, формирует ценностные и нравственные ориентации. И особенно активно уровень социального интеллекта изменяется в процессе взросления. Так, подростковый период является одним из наиболее сложных и насыщенных периодов человеческой жизни, так как происходят глобальные изменения на двух уровнях: психофизиологическим (половое созревание и все сопутствующие процессы) и социальным (смена социальных ролей, появление новых зон ответственности) [1, с. 189]. Поэтому мы считаем, что особенно важное значение имеет развитие социального интеллекта у подростков, так как способность эффективно функционировать в социальном плане крайне необходима для успешного межличностного взаимодействия и адаптации к изменившимся условиям жизни, связанных со взрослением.
Феномен социального интеллекта наиболее полно освещен в англоязычной литературе благодаря исследованиям Г. Айзенка, К. Альбрехта, Дж. Гилфорда, Г. Олпорта, Э. Торндайка и некоторых других. Среди отечественных ученых разработкой проблемы социального интеллекта наиболее активно занимались К. А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Е.В. Гриб, Ю.Н. Емельянов, Н.Н. Обозов и др. Проблемам развития социального интеллекта в онтогенезе, в частности, в подростковом возрасте, посветили исследования О.В. Аршанская (Шешукова), К.Е. Манина, Е.Г. Райзвих, А.Л. Южанинова и др. Однако мы отмечаем, что при очевидной популярности и актуальности данной проблемы и наличии большого числа работ, освещающих специфику онтогенетического развития социально-коммуникативных умений, существует крайне мало исследований, изучающих становление социального интеллекта в старшем подростковом возрасте.
Проблема онтогенеза социального интеллекта в отечественной психологии базируется на необходимости учета закономерностей психического развития человека. Л. С. Выготский непосредственно не обращался к рассмотрению проблемы социального интеллекта, однако неоднократно указывал на то, что все психические функции человека выступают как результат интериоризированных социальных отношений. Рассматривая феномен мышления как сложную форму поведения, Л. С. Выготский говорил о возможностях познания психики другого человека, а также возможности существования феномена самопознания как такового. При этом автор говорил о том, что средства и методы самопознания и познания психики другого человека могут рассматриваться как тождественные [3, с. 227]. Г.С. Абрамова отмечает, что многие отечественные ученые, базируясь на методологии Л. С. Выготского, уделяют особое внимание начальным этапам онтогенеза, когда ведущим выступает непосредственное эмоциональное общение со значимыми людьми [1, с. 326].


Наибольший интерес для нашего исследования представляет периодизация развития социального интеллекта, предложенная П. Эрвином. Автор соотносил особенности развития личности ребенка с качественными сдвигами в развитии социального интеллекта следующим образом:
1. Эгоцентрический уровень (до 5 лет): ребенку еще недоступно различение внутренних и внешних психоэмоциональных состояний, он не всегда может отделить свои внутренние переживания от переживаний других людей. Дружба в данном возрасте носит характер кратковременных контактов с другими детьми в процессе стихийно возникшей совместной игровой деятельности.
2. Субъективный уровень (5-9 лет): ребенку уже доступно разграничение собственных и чужих переживаний, однако он не понимает влияния своих действий и состояний на действия и состояния других людей. Дружба в этом возрасте означает положительные или нейтральные отношения с детьми, с которыми он регулярно предпочитает общаться и осуществлять совместную деятельность.
3. Реципрокный уровень (9-12 лет): ребенок способен понимать чувства и переживания других людей, устанавливать причинно-следственные связи между собственными и чужими действиями и психоэмоциональными состояниями. Дружба в данном возрасте интерпретируется как межличностные отношения, основывающиеся на взаимных симпатиях и предпочтениях.
4. Взаимный уровень (12-15 лет): ребенок может интуитивно понять, что думает о нем и об их отношениях другой человек, может почувствовать степень его удовлетворенности данными взаимоотношениями. Дружба сейчас - это взаимный учет состояний и потребностей партнера по общению, возможность доверительно ими делиться, взаимная зависимость в действиях, целях и планах.
5. Общественно-символический уровень (старше 15 лет): ребенку доступно понимание теоретических идей и ценностей, носителем которых является партнер по общению. Дружба в указанном возрасте - это отношения, в которых существуют взаимопонимание, взаимопомощь; дружба базируется на взаимной независимости, признании права на личностные изменения и не требует систематического временного и пространственного единства [4, с. 376-277].


Таким образом, опираясь на данную периодизацию, можно сказать, что уровень развития социального интеллекта у подростка в норме приближается к уровню его развития у взрослого человека, только с возрастом социальные навыки оттачиваются, становятся более совершенными.
Ранее уже отмечалось, что особое значение для становления социального интеллекта имеет именно старший подростковый возраст, который в возрастной психологии традиционно определяется как наиболее сензи- тивный и кризисный период в жизни человека. Опыт, накопленный ребенком к данному возрасту, ввиду своей ограниченности и малоаспектности не всегда позволяет эффективно решать задачи, возникающие в ходе социального взаимодействия. Однако опыт психологического консультирования показывает, что подростки проявляют готовность к преобразованию социальной среды и инициативу в сотрудничестве окружающими с людьми. Данное условие возрастного развития качественно отличает образ жизни старшего подростка от образа жизни младшего школьника и тем самым способствует дальнейшему развитию социального интеллекта. Помимо этого, отличительной чертой жизни подростка являются предъявление повышенных требований со стороны взрослых и сверстников, мнение которых складывается уже не столько благодаря академическим успехам, сколько чертам личности подростка: его характерологическим особенностям, способностям, взглядам, убеждениям, умению следовать правилам подростковой субкультуры.
Если социализация ребенка раннего возраста формирует, главным образом, нравственные и ценностные ориентации, то социализация подростка, скорее, изменяет внешнее поведение, в том числе поэтому данный возрастной период является существенным для формирования социального интеллекта. Личность выступает в качестве субъекта жизнедеятельности, для нее характерно знание о своих желаниях и стремлениях, возможностях в преодолении социальных обстоятельств [6, с. 25]. Таким образом, важную роль здесь играет внутренняя позиции личности подростка, ее направленность.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что социальный интеллект - это весьма динамичное явление, а его становление происходит непосредственно в процессе социализации личности. Социальный интеллект в онтогенезе претерпевает несколько стадий, характеризующихся важными психическими новообразованиями, однако наиболее значимой мы считаем общественно-символический уровень, поскольку на данном этапе становится доступным интуитивное понимание других людей, основанное на теоретической подготовке и практическом опыте. Здесь также стоит отметить, что развитие социального интеллекта определяется не только индивидуально-личностными свойствами, которые проявляются в способности формировать отношение подростка к себе, прогнозировать результаты своей деятельности, понимать свое поведение и поведение других людей, но зависят и от мотивационных установок личности, ее направленности.
Мы полагаем, что на настоящий момент в теоретической разработке нуждаются критериально-уровневые характеристики социального интеллекта подростков; а также существует объективная необходимость эмпирического изучения реального уровня развития социального интеллекта подростков на современной выборке в условиях общеобразовательного учреждения. Исходный уровень сформированности социальных навыков, в свою очередь, позволит наметить направления развивающей работы, с чем мы и связываем перспективы дальнейшего исследования заявленной проблемы.

Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 672 с.
2. Белова С.С. Вербализированный и невербализированный компонент социального интеллекта: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / С.С. Белова. - М., 2004. - 56 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 1136 с.
4. Крайг Г. Психология развития. 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум; пер. с англ. А.Д. Крылова. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
5. Манина К. Е. Становление социального интеллекта в онтогенезе / К. Е. Манина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №°6 (2). - С. 63-65.
6. Шешукова О.В. Психологические условия становления социального интеллекта: история и современность: монография / О. В. Шешукова; Министерство образования и науки РФ, СахГУ. - Тамбов: Консалтинговая компания «Юком», 2018. - 85 с.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.