На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования. - Интеллект, его структура и исследования
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования. - Интеллект, его структура и исследования
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования.
Творческое мышление
Теории мышления
Интеллект, его структура и исследования
Формирование и развитие мышления
Все страницы

 


13.4. Интеллект, его структура и исследования


Лингвистической основой термина «интеллект» является латинское «intellectus», переводимое на русский язык как «понимание», «постижение» или «разумение». Чаще всего под интеллектом в психологической литературе понимается совокупность высокоразвитых умственных способностей человека, позволяющим ему успешно решать самые разные задачи. Существуют, кроме того, различные частные определения интеллекта. Типичными из них являются следующие:
1. Интеллект - это то, что измеряется при помощи тестов интеллекта.
2. Интеллект - это совокупность способностей человека.
3. Интеллект - это способность к научению, к приобретению новых знаний и умений.
4. Интеллект - это способность к абстрактному мышлению.
5. Интеллект - это то, от чего зависит успешность выполнения человеком различных видов деятельности.
6. Интеллект - то, что обеспечивает успешную адаптацию человека кокру- жающей среде.
Все частные определения интеллекта можно, согласно Ж. Пиаже, разделить на две группы: на те, которые признают сам факт развития, но рассматривают интеллект как нечто первоначально заданное, и те, которые стремятся объяснить интеллект на базе его генезиса и собственного развития. Согласно первой интерпретации интеллект определяется как совокупность внутренних структур мышления, которые регулируются на генетическом уровне, не осознаются, но постепенно проявляются в способностях в процессе развития психики человека. Вторая интерпретация интеллекта предполагает, что он и его структуры с рождения человеку не даны, а формируются и развиваются в процессе его жизни. Общим для всех определений интеллекта также является то, что он связывается с мышлением человека, с его умственными и другими способностями.
Одновременно с введением в научный оборот понятия интеллекта (это произошло в начале XX века) ученые-психологи задумались над тем, как его изучать и измерять. Одним из первых психометрическое определение интеллекта (его определение через количественную меру того, что измеряется при помощи тестов интеллекта) предложил Э. Боринг. До этого времени понятие интеллекта использовалось в научной литературе в основном как синоним мышления человека.
Первые тесты интеллекта появились раньше его точного научного определения, еще в 1905-1907 г, а коэффициенты интеллекта - стандартные числовые показатели, позволяющие давать ему точные количественные оценки, были, предложены позднее.
Одновременно с исследованиями развития интеллекта у детей, которые начались Ж. Пиаже в Швейцарии в двадцатые - тридцатые годы XX века, ученые, представляющие другие страны, в частности Англию, Францию и США, занимались созданием теоретических моделей интеллекта. Эти модели в основном касались высокоразвитого, словесно-логического мышление (интеллекта), и кроме теоретических задач преследовали практические цели. На базе этих моделей предполагалось создать тесты интеллекта, которые можно было бы использоваться для точной оценки уровня интеллектуального развития людей.
Одну из первых структурных моделей интеллекта предложил американский психолог Дж. Гилфорд. Эта модель интеллекта является многопараметрической, то есть, представляет интеллект как сложное психологическое образование, оцениваемое по многим параметрам. В понимании Гилфорда интеллект включает в себя различные умственные способности, которые могут проявляться в решении разнообразных задач. Совокупность таких способностей входит в структуру интеллекта. Модель интеллекта Дж. Гилфорда предполагает наличие 120 частных составляющих, входящих в полную структуру интеллекта. Они, в свою очередь, сводятся к трем параметрам или группам свойств интеллекта (видам способностей) и включают в себя 15 факторов: 5 видов умственных операций, 4 вида содержания и 6 типов продуктов мыслительной деятельности.
Кроме теоретических представлений о структуре интеллекта в психологии выделяются и описываются его виды. Их достаточно много, и в работах разных авторов можно встретить различные их названия. Например, Г.Ю. Айзенк выделяет и описывает три вида интеллекта: биологический, психометрический и социальный.
Американский психолог Э. Торндайк также рассматривал интеллект человека как сложное образование, выделяя в его структуре три разновидности: абстрактный, конкретный и социальный. Абстрактный интеллект Э. Торндайк определил через умение человека понимать и решать абстрактные задачи, представленные в символической форме, производить с ними действия в уме. Такой интеллект обычно оценивается с помощью стандартных тестов интеллекта. Конкретный интеллект представляет собой способность действовать с различными материальными предметами. Социальный интеллект проявляется в способности человека понимать, что происходит в обществе, в сфере человеческих отношений, успешно решать соответствующие задачи, демонстрируя при этом гибкость и социальную адаптированность.
Введение в научный оборот понятия «интеллект» и разработка его теоретических моделей сопровождались созданием психологических тестов интеллекта. В настоящее время их существует большое количество, и они предназначены для оценки различных умственных способностей человека. К примеру, в тест интеллекта Г.Ю. Айзенка, разработанный в Англии, заложено представление о нем как о совокупности способностей, связанных с решением трех типов задач: образных, словесных и математических. В основу другого теста интеллекта, получившего название тест Дж. Равена (другое его название - прогрессивные матрицы Дж. Равена) и разработанного в США, положено представление о нем как о разновидности умственных способностей, связанных с решением образно-логических задач. Д. Векслером была создана целая батарея тестов интеллекта, предназначенных для взрослых, детей, военнослужащих и людей с отставанием умственного развития (тесты Д. Векслера). Немецкий ученый Р. Амтхауэр также разработал свой тест интеллекта (тест Р. Амтхауэра).
В России, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, предпринимается попытка создания собственного теста интеллекта. Первый вариант такого теста в свое время был разработан под руководством К.М. Гуревича и получил название Школьный тест умственного развития (ШТУР). Поначалу он предназначался для оценки уровня развития умственных способностей школьников, но затем был переработан и предложен в качестве общего теста интеллекта.
С помощью тестов интеллекта уровень его развития оценивается количественно по показателям, которые называются коэффициентами интеллектуального развития или, сокращенно, коэффициентами интеллекта (английский вариант - intellectual quotient - IQ). Считается, что немецкий психолог В. Штерн первым (1916) предложил использовать данное понятие и соответствующие показатели для оценивания уровня развития интеллекта человека. Идея В. Штерна получила дальнейшую разработку в теории интеллекта английского ученого, математика и психолога Ч. Спирмена, а также в работах его американского коллеги Л. Терстоуна. Ч. Спирмен (1927), взяв за основу процедуру статистического анализа результатов тестов интеллекта, предложил одномерную модель интеллекта. Он полагал, что все умственные тесты измеряют одну базовую интеллектуальную способность человека, так называемый первичный фактор интеллекта, а многочисленные частные способности (вторичные факторы интеллекта) представляют собой не что иное, как проявления этой общей интеллектуальной способности, которая, по мнению ученого, отражает уровень имеющейся у человека «ментальной (умственной) энергии».
Измерения интеллекта при помощи тестов оказались в практическом плане полезными, например, при решении задачи отбора детей в различные учебные заведения для их последующего обучения по специальным программам. Позднее тесты интеллекта стали использоваться для профессионального отбора взрослых людей. Практика тестирования, созданная и внедренная вначале в США, затем получила признание и распространение в других странах мира. Она, однако, вызвала к себе не только положительное, но и отрицательное отношение. С одной стороны, специалисты, заинтересованные в отборе людей по их способностям, приветствовали появление тестов интеллекта и их практическое применение. Такие тесты позволяли отличать умственно более развитых людей от тех, кто имел сравнительно низкий уровень интеллектуального развития. Данные, получаемые по тестам интеллекта, в целом соответствовали реальным успехам людей в обучении и профессиональной деятельности. В тех случаях, когда возникал вопрос об отборе людей по их способностям и, особенно, о прогнозирование успехов в каком-либо виде деятельности на долгую перспективу, тесты интеллекта не позволяли это сделать. Последовавшая за этим критика тестов интеллекта и практики их применения в образовании, особенно при прогнозировании успехов детей в обучении, включала в себя следующие моменты:
1. Тесты интеллекта оценивают только наличный уровень интеллектуального развития человека, и ничего определенного не могут сказать о том, каким он может стать в будущем.
2. Тесты в основном оценивают знания и умения, а не способности человека. Ни один из существующих тестов интеллекта не в состоянии определить и точно оценить сами по себе способности, поскольку к имеющимся у человека знаниям и умениям они не сводятся.
3. Тесты интеллекта могут оценивать сам интеллект только по некоторым его видам и параметрам, прежде всего, по уровню развития у человека словесно-логического мышления, частично - наглядно образного. Но ни один из тестов не в состоянии оценить интеллект человека во всей полноте его измерений, параметров и свойств, особенно если речь идет о практическом, а не теоретическом интеллекте.
4. Тесты интеллекта не учитывают мотивацию деятельности человека, благодаря которой, он может лучше или хуже справляться с различными задачами, и за сравнительно короткий срок повысить уровень своего интеллектуального развития (если у него имеется сильное желание этого добиться).
5. Показатели одних и тех же людей по разным тестам интеллекта не являются одинаковыми. Отсюда следуют два возможных вывода: либо сами тесты интеллекта являются ненадежными инструментами его измерения, либо они измеряют разные свойства (проявления) интеллекта. В любом случае нельзя говорить о том, что тест интеллекта полноценно и разносторонне оценивает уровень интеллектуального развития человека.
6. Низкие показатели по тестам интеллекта не всегда свидетельствуют о слаборазвитых умственных способностях или ограниченных интеллектуальных возможностях человека. Это - один из существенных моментов, который необходимо учитывать при оценке результатов тестирования и прогнозировании будущих успехов людей по этим результатам.
7. Большинство тестов интеллекта отражают особенности европейской культуры и включают в себе преимущественно задания на словеснологическое мышление, характерное для данной культуры. Понятно, что
люди, далекие от традиционной европейской культуры, у которых преобладает высокоразвитое наглядно-образное или практическое мышление, и которым в жизни часто приходится решать другие задачи, чем европейцам, покажут более низкие результаты по тестам интеллекта, созданным в Европе и США.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.