На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования.
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования.
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования.
Творческое мышление
Теории мышления
Интеллект, его структура и исследования
Формирование и развитие мышления
Все страницы

Мышление

Краткое содержание главы
13.1. Определение и виды мышления. Определение мышления. Виды мышления. Теоретическое и практическое мышление. Творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление. Логическое и интуитивное мышление. Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Мышление как процесс решения задач. Вербализуемое (осознанное, произвольное) и невербализуемое (неосознанное, непроизвольное) мышление. Интуитивный и мыслительный типы людей по К. Юнгу. Нормальные и аномальные виды мышления. Аутистическое мышление.

13.2. Творческое мышление. Определения творческого мышления. Связь творческого мышления с интеллектом. Креативность как признак наличия у человека творческого мышления. Характеристика творческого мышления по Дж. Гилфорду. Способности человека, связанные с творческим мышлением. Факторы, от которых зависит творческий потенциал человека и его реализация. Возможности формирования и развития творческого мышления. Понятия одаренности и креативности. Талант и гениальность как признаки развитости творческого мышления у человека. Когнитивные стили, их классификация.
13.3. Теории мышления. Ассоциативная теория мышления. Понимание мышления в Вюрцбургской школе мышления. Гештальпсихологическая теория мышления. Операциональная теория интеллекта Ж. Пиаже. Понятие схемы мышления. Теории мышления, в основу которых положено представление об умственных способностях человека. Вклад Л. С. Выготского в разработку психологической теории мышления. Когнитивно-психологический подход к изучению мышления.
13.4. Интеллект, его структура и исследования. Явления, определяемые термином «интеллект». Различные определения интеллекта. Интеллект, по Ж. Пиаже, как инструмент адаптации человека к окружающему миру. Практическая и теоретическая формы интеллекта. Соотношение сенсомоторного, образного и логического интеллекта. Модель интеллекта по Дж. Гилфорду. Виды интеллекта. Тесты интеллекта, их разновидности. Аргументы за и против того, что тесты интеллекта адекватно оценивают уровень интеллектуального развития человека, позволяют прогнозировать его успехи в разных видах деятельности.
13.5. Формирование и развитие мышления. Основные направления формирования и развития мышления человека. Представление о процессе формирования и развитии мышления в теории Ж. Пиаже. Исследование развития мышления детей Л. С. Выготским. Формирование и развитие мышления по П. Я. Гальперину. Концепция развития мышления детей по В. В. Давыдову.
13.6. Методы изучения и оценки мышления человека. Тесты интеллекта. Тесты специальных способностей.
Значение представленного в главе материала для профессионального образования педагогов

 

Мышление - один из главных познавательных процессов, обеспечивающих успешность учебной и воспитательной деятельности. Ознакомившись с содержанием данной главы, будущие учителя и воспитатели получат представление о психологических особенностях мышления. Такое представление позволит им компетентно разбираться в мышлении учащихся и воспитанников, строить учебный и воспитательный процессы с учетом этих особенностей, рассчитывая, в частности, на дальнейшее развитие мышления детей. Если это представить и описать в конкретных вопросах, ответы на которые будущий учитель и воспитатель сможет получить из материалов данной главы, то они представляются следующими:
1. Что такое мышление, и чем оно отличается от других познавательных процессов? Знание ответа на данный вопрос позволит учителю или воспитателю точно определять, как и за счет чего дети приобретают новые знания, умения и навыки.
2. Какие виды и процессы мышления существуют у детей? Ориентация в данном вопросе позволит учителю и воспитателю разбираться в структуре мышления детей как психического процесса, и строить учебный и воспитательные процессы на базе знания и использования разных видов мышления.
3. Как формируется и развивается мышление у детей? Знание этого позволит будущему учителю или воспитателю следить за теми прогрессивными изменениями, которые происходят в мышлении детей, а также за возможными отклонениями в развитии их мышления.
4. На каком уровне развития находится тот или иной вид мышления ребенка в настоящий момент времени? Ответ на данный вопрос позволит учителю или воспитателю адекватно оценивать степень развития мышления у детей, и с помощью профессионального психолога намечать реальные пути по его дальнейшему развитию.


13.1. Определение и виды мышления


Людям постоянно приходится сталкиваться с необходимостью решения множества разнообразных задач. Этот процесс принято называть мышлением. Решение задач в мышлении - главное, но не единственное. Мышление - самый сложный из всех познавательных процессов человека, причем степень его сложности такова, что не представляется возможным дать полное, исчерпывающее определение мышлению в единственном предложении подобно тому, как это было сделано в отношении других познавательных процессов, ранее рассмотренных в учебнике.
С подобной ситуацией, когда необходимо найти достаточно полное и точное определение изучаемому явлению, сталкиваются ученые, представляющие многие науки. Выход из нее видится в том, чтобы предложить не краткую, умещающуюся в одном предложении дефиницию изучаемому явлению, а описать его в нескольких предложениях с разных, существенных для его понимания сторон, то есть, воспользоваться так называемым описательным определением. Такие определения часто встречаются в гуманитарных науках, к которым относится психология. Воспользуемся и мы этим приемом, соберем в предлагаемом определении мышления то, как оно понимается разными психологами, изучающими его. Подобное описательное определение применительно к мышлению может включать в себя следующие предложения:
1. Мышление - это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую необходимо достичь, исходя из заданных условий путем их преобразования.
2. Мышление - это познание человеком действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью данных человеку от природы органов чувств не воспринимаются.
3. Мышление - это обобщенное познание действительности, то есть получение знаний о ней на уровне понятий и идей, в отличие от конкретного познания мира, осуществляемого через образы предметов и явлений, складывающиеся в процессе восприятия мира с помощью органов чувств.
4. Мышление - это опосредствованное познание действительности, то есть, получение знаний о ней при помощи разнообразных, изобретенных людьми средств - орудий, приборов, инструментов, машин.
Итогом мышления, как процесса, является мысль, идея, если это теоретическое мышление, или преобразование конкретной ситуации, если это практическое мышление, связанное с решением определенной практической задачи, а также создание чего-либо нового через его материальное или идеальное воплощение идеи, если речь идет о творческом мышлении.
Из приведенного выше развернутого, описательного определения мышления следует, что оно представляет собой многосторонний процесс. На основе этого же определения можно сделать вывод о возможности существования многих видов мышления, которые, в свою очередь, можно выделять и описывать по разным основаниям. Среди таких оснований могут быть следующие:
- тип решаемых задач;
- отношение задач, решаемых в процессе мышления, к теории или практике;
- новизна результатов (продуктов) мышления;
- особенности действий, используемых в процессе решении задач;
- наличие или отсутствие логики в мышлении;
- уровень развития мышления.
Рассмотрим частные виды мышления, выделяемые по указанным выше основаниям.
По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь теми деятельностями человека, в которых соответствующие задачи возникают. По данному критерию можно выделить столько разных видов мышления, сколько существует различных видов деятельности и связанных с ними задач. В качестве частных видов мышления, выделяемых по данному критерию, можно назвать, например, следующие: математическое, физическое, лингвистическое, техническое, музыкальное, психологическое, экономическое, политическое и другие виды мышления.
По отношению задач, решаемых в ходе мышления, к теории или практике, можно выделить теоретическое и практическое мышление. Теоретическое - это мышление, посредством которого решаются теоретические задачи. Примерами таких задач может стать поиск точных определений научных понятий, построение научно обоснованных классификаций каких-либо явлений, формулирование и доказательство идей путем умственных рассуждений, разработка и обоснование научных теорий, объясняющих определенную группу явлений.
В ходе теоретического мышления одни знания непосредственно выводятся из других знаний путем рассуждений в уме по законам логики на уровне понятий, в содержании которых эти знания представлены. Практическим называют мышление, в котором человеком решаются практические задачи путем действий с материальными предметами в реальных жизненных ситуациях. Такие задачи в достаточно большом количестве каждому человеку приходится решать ежедневно.
По новизне продуктов можно выделить творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление. Творческое - это мышление, в котором человек находит решение задач, которые до него никто не решил, или же находит новые решения известных, кем-то уже решенных задач.
В связи с приведенным выше определением отметим, что творческое мышление может иметь абсолютную и относительную формы своего выражения. Если, к примеру, человек придумал или создал нечто совершенно новое - такое, что никто и никогда до него не создавал, то о его мышлении можно говорить как об абсолютно творческом. Если человек придумал и создал нечто такое, что является новым только для него (то, что кем-то и когда-то уже было сделано), то придуманное им является относительно творческим, и только для данного, конкретного человека может оцениваться как творческое достижение.
По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды: мышление, реализуемое с помощью действий с образами или понятиями, и мышление, реализуемое с помощью практических действий и операций с материальными предметами. Заметим, что мышление, реализуемое с помощью внутренних умственных действий - не то же самое, что теоретическое мышление, так как с помощью такого мышления могут решаться не только теоретические, но и практические задачи. То же можно сказать и о мышлении, реализуемом с помощью внешних, практических действий с предметами. Оно также не всегда выступает только как практическое мышление. Например, формулируя научные понятия, гипотезы, или доказывая правильность какой-либо научной теории, ученый может обратиться к проверяющим их внешним, практическим действиям, организовать и провести научный эксперимент, но в этом случае соответствующие действия будут включены, скорее, в процесс теоретического, а не практического мышления.
Мышление, состоящее только из внутренних или исключительно из внешних действий, в жизни встречается редко. В любое мышление, представленное в основном как внутренний процесс, в обязательном порядке включены какие-то внешние, практические действия, связанные с ним, а в мышление, выступающее преимущественно как внешний процесс - внутренние, умственные действия, которые его регулируют. Например, теоретическое мышление может сопровождаться опытной проверкой его правильности, а то, что человек делает руками, может управляться со стороны его сознания.
По использованию логики виды мышление делят на логическое и интуитивное. Логическое - это такое мышление, которое основано на использовании в связанных с ним рассуждениях правил логики. Оно является логически последовательным и проверяемым с точки зрения его правильности по соответствующим правилам. Интуитивным называют мышление, в котором в поисках истины человек руководствуется не логикой мышления, а особым внутренним чувством, которое подсказывает ему, что он находится на правильном пути в процессе поиска решения некоторой задачи. Это чувство принято в психологии называть словом интуиция. Такое мышление также иногда называют мышлением, основанным на «здравом смысле». Человек, пользующийся таким мышлением, может достаточно быстро найти нужное решение задачи. Однако он будет не в состоянии сразу и убедительно обосновать правильность найденного решения или продемонстрировать, каким образом он пришел к нему. Кроме того, такое мышление зачастую оказывается ошибочным, а определить и выявить ошибку в нем достаточно трудно. В реальной жизни интуитивное мышление, особенно при решении практических задач, широко распространено, и к нему люди обращаются чаще, чем к логическому мышлению, поскольку интуитивное мышление не требует затрат ресурсов и времени.
Вместе с тем, нельзя утверждать, что логическое мышление всегда более правильное, чем интуитивное. Есть немало примеров того, когда люди, в том числе ученые, с помощью интуитивного мышления находили правильные решения достаточно сложных задач. Кроме того, опыт показывает, что интуитивное мышление почти во всех случаях предшествует, сочетается с логическим мышлением. Столкнувшись с какой-либо новой для себя задачей, человек вначале на основе интуиции догадывается, как ее решить, и только после этого строго логическим путем проверяет и доказывает правильность найденного решения.
С помощью интуиции, приступая к решению какой-лило задачи, человек может выбрать нужное направление поиска, убедиться в том, что он идет в правильном направлении, эмоционально (интуитивно) оценить пройденный путь и то, что еще необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Термином «интуиция» (другое его значение - догадка) часто пользуются в описаниях процесса творческого мышления. Несмотря на многочисленные случаи употребление данного термина, в том числе в работах, посвященных психологии мышления, понятие «интуиция» до сих пор не получило строгого научного определения. Это объясняется тем, что мышление, основанное на интуиции, является не осознаваемым, и, пользуясь им, человек контролирует только начало (условия) и конец (результат) решения задачи, но процесс последовательного продвижения к нему находится за пределами его сознания.
Неотъемлемой составляющей интуитивного мышления является момент нахождения или обнаружения человеком правильного решения задачи. Этот момент в психологии обозначается словом ынсайт, под которым понимается внезапная догадка или озарение. Она возникает не сразу в начале процесса мышления, а на определенной его стадии, является своеобразным скачком или быстрым продвижением вперед в процессе мышлении. Если логическое мышление можно уподобить постепенному и медленному продвижению мысли к поставленной цели, где нет резких перепадов и скачков, то динамика интуитивного мышления выглядит иначе. Здесь сначала наблюдается стадия, на которой у человека отсутствует чувство продвижения вперед в процессе решения задачи, и в его сознании нет никаких обнадеживающих идей, а затем наступает внезапное, скачкообразное движение мысли вперед, которое завешается нахождением нужного решения. Затем, на заключительной стадии интуитивного мышления, это решение реализуется и проверяется с точки зрения его правильности.
Кроме типичных видов мышления, описанных выше и встречающихся у всех людей, существуют индивидуально своеобразные виды мышления, характерные для отдельных людей и связанные с наличием у них специфических психологических особенностей. Подобные виды мышления иногда определяются в обобщенной форме как индивидуально своеобразные типы мыслительной деятель- носты. Одну из классификаций типов мышления людей по признакам экстраверсии и интроверсии, а также доминирования рационального и иррационального, логического и эмоционального в процессах мышления предложил К. Юнг. Он выделил следующие типы людей особенностям их мышления.
1. Интуитивный тип. Он характеризуется преобладанием интуиции над логикой, чувств - над разумом. Критерием истинности принимаемых решений для людей с соответствующим типом мышления выступает чувство правильности найденного решения и практика, которая подтверждает или опровергает его.
2. Логический тип. Данному типу людей присущи рациональность (опора на логические доводы) и приоритет логики над эмоциями. Критерием истинности мышления в данном случае выступает логическая последовательность и безупречность рассуждений.
Процесс познания действительности у людей с логическим типом мышления отличается от процесса познания, характерного для людей с интуитивным типом мышления. Люди логического типа мышления обычно интересуются знанием, как таковым, ищут и устанавливают связи между явлениями, в то время как индивиды с интуитивным типом мышления ориентированы на практику, на использование знаний вне зависимости от степени их достоверности (истинности) или логической непротиворечивости. Для интуитивиста истинно или правильно то, что полезно, что подтверждается практикой, а не то что убедительно доказано путем логических рассуждений.
По уровню развитии и последовательности их появления в фило- и онтогенезе у человека можно выделить следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наглядно-действенное - это простейший вид мышления, который полностью сводится к внешним, практическим действиям с реальными материальными предметами. Соответствующий вид мышления не предполагает никаких внутренних, психологических действий, и в нем задачи решаются исключительно с помощью практических действий с предметами. Наглядно-действенное мышление обнаруживается у многих животных, например, у человекообразных обезьян. Оно же характерно для маленьких детей в возрасте до двух-трех лет. Это - первый вид мышления, которое появляется у человека как филогенезе, так и в онтогенезе. Раньше такое мышление называли ручным, поскольку в нем все задачи решаются с помощью практических действий руками с предметами.
Наглядно-образное мышление представляет собой решение задач в уме с помощью действий с образами предметов. Пользуясь данным видом мышления, человек решает практические задачи, воспринимая и оценивания возникшую ситуацию с помощью органов чувств. Все действия, связанные с данным видом мышления - это действия с образами предметов. Нагляднообразное мышление - второй уровень его развития у человека.
Словесно-логическим называют мышление, которое реализуется полностью в уме с помощью действий с понятиями по законам логики. Используя заложенные в содержании понятий идеи, человек, руководствуясь правилами логики, выводит из них другие идеи, и, таким образом, решает возникшие перед ним задачи. Данный вид мышления преимущественно связан с теоретическим мышлением.
Первые признаки наличия словесно-логического мышления у детей обнаруживаются не раньше 5-6 лет, и только к подростковому возрасту, то есть к 12-13 годам, можно говорить о том, что соответствующий вид мышления ребенка уже сформировался. Высокоразвитое словесно-логическое мышление характеризует в основном только взрослых, интеллектуально развитых людей. Оно предполагает умелое владение не только понятиями, но также логическими операциями и логическими формами мышления.
Хотя в онтогенезе три описанных выше вида мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое - в их простейших формах последовательно появляются одно за другим еще в детстве, однако каждый из них может развиваться и совершенствоваться дальше, у взрослых людей. В связи с этим можно допустить, что при определенных условиях наглядно-действенное мышление человека в состоянии превзойти по уровню своего развития его же наглядно-образное или словесно-логическое мышление. Это имеет место, например, у людей, которые являются мастерами практической деятельности, связанной с изготовлением руками каких-либо сложных предметов человеческой материальной культуры. Возможен случай, когда наглядно-образное мышление человека становится более развитым, чем словесно-логическое и наглядно-действенное мышление. Это, например, характерно для людей, имеющих отношение к литературе, театру, художественно-изобразительному искусству. Наконец, нетрудно представить случай, когда словесно-логическое мышление достигнет таких высот в своем развитии, что превзойдет и наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление того или иного человека. Это, например, характерно для людей умственного труда, например, для ученых.
В последние несколько десятков лет, для того чтобы охарактеризовать индивидуальное своеобразие мышления людей, используется понятие когнитивный стиль. Оно может употребляться в научной литературе двух разных значениях: широком и узком. Широкое понимание когнитивного стиля относится к индивидуальным особенностям всех без исключения познавательных процессов, имеющихся у человека, начиная с ощущений и восприятия, и кончая мышлением и речью. Этим же словосочетанием при его употреблении в узком значении обозначают устойчивые, индивидуально своеобразные особенности мышления человека, отличающие его мышление от мышления других людей. Понятие когнитивного стиля относится ко многим, описанным выше видам и процессам мышления, и представляется достаточно сложным по своей структуре.
В общем случае когнитивный стиль можно определить как то, что устойчиво отличает мышление данного человека от мышления других людей и характеризует индивидуальное своеобразие его мышления по следующим признакам:
- тип задач, за решение которых чаще всего добровольно берется данный человек;
- предпочитаемый им способ решения задач;
- склонность пользоваться при решении задач тем или иным видом мышления;
- стремление решить возникшую задачу сразу, или же отложить ее решение на потом;
- длительная подготовка к решению задачи, или готовность сразу, без долгих раздумий приступить к поиску ее решения, как только соответствующая задача возникла;
- тенденция проверять правильность найденного решения задачи, или отсутствие у человека такой тенденции.
Разные авторы, предлагая определения когнитивного стиля, включают в него различные признаки. Главное внимание в научных исследованиях, посвященных когнитивному стилю, уделяется следующим моментам:
- выделению и описанию различных когнитивных стилей;
- изучению связей, существующих между когнитивными стилями и успешностью решения задач;
- соотношению когнитивного стиля с другими психологическими особенностями человека;
- изучению формирования и развития индивидуально своеобразного когнитивного стиля.
Существует несколько классификаций когнитивных стилей, проводимых по различным основаниям. В одной из них когнитивные стили описываются с помощью противоположных пар понятий типа «полезависимость - поленезависимость», «гибкость - ригидность», «импульсивность - рефлексивность», «вербализация - визуализация». Эти пары определений задают возможные измерения и противоположные полюса оценочных шкал, посредством можно практически изучать и оценивать особенности когнитивных стилей мышления у разных людей.
Полезависимый когнитивный стиль определяется как такой, при котором мышление человека, его процесс и результаты существенно зависят от того, что окружает человека, что непосредственно воздействует на его органы чувств со стороны окружающей среды.
Поленезависимый когнитивный стиль характеризуется тем, что интеллектуальные процессы человека практически не зависят от оказываемых на него извне воздействий, от окружающей обстановки и среды.
Гибкий когнитивный стиль характеризуется высокой скоростью мыслительных процессов, быстрым переходом от одних идей к другим, от одного способа или направления развития мысли к другому.
Ригидный когнитивный стиль отличается замедленным процессом мышления и трудным переходом от одного способа решения задачи к другому.
Импульсивный когнитивный стиль отличается неоправданно быстрым принятием решений, которые, в свою очередь, принимаются под влиянием сиюминутных эмоциональных переживаний человека.
Рефлексивный когнитивный стиль отличается тем, что человек с таким стилем мышления сначала тщательно все обдумывает, взвешивает, и только затем принимает решение на рациональной, разумной, а не эмоциональной основе.
Когнитивный стиль типа «вербализация» отличается тем, что решения принимаются человеком на основе размышлений, подчиненных законам логики, а само решение представляется в виде некоторой словесно оформленной идеи.
Противоположный ему когнитивный стиль, обозначаемый как «визуализация», характеризуется склонностью пользоваться образным мышлением, представлять решения задач преимущественно в образной форме.
Перечисленные выше когнитивные стили могут в различных вариантах сочетаться у одного и того же человека, поэтому так называемых «чистых» когнитивных стилей не существует. Кроме того, один и тот же человек в принятии решений время от времени может переходить от одного когнитивного стиля к другому, и в этом случае характерный для него когнитивный стиль можно назвать динамичным или изменчивым.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.