На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования. - Творческое мышление
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования. - Творческое мышление
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Мышление: определение и виды . Интеллект, его структура и исследования.
Творческое мышление
Теории мышления
Интеллект, его структура и исследования
Формирование и развитие мышления
Все страницы

 


13.2. Творческое мышление


Творческий характер могут иметь многие виды как теоретического, так и практического мышления человека. В теоретическом мышлении его творческий моменты проявляются в новизне того, что является результатом такого мышления, например, новое определение понятий, новая классификация явлений, новая оригинальная гипотеза, новый способ ее доказательства, новая научная теория и т. д.
Немало элементов новизны (признаков наличия творчества) может оказаться и в практическом мышлении человека. Например, человек может сделать своими руками какую-либо новую, оригинальную вещь, найти новый способ ее изготовления, новое применение того или иного материала, новый выход из сложившейся практической ситуации и т. д.
Имеется несколько подходов к определению и изучению творческого мышления в психологии. Согласно первому из них, никакого особого, творческого мышления у людей нет. Сторонники данного подхода утверждают, что в творческой деятельности людей проявляются их обычные умственные или практические способности, и время от времени интеллектуальная (умственная) деятельность любого психологически развитого человека случайно может оказаться творческой, если в ходе ее человек неожиданно для себя создаст или откроет что-либо новое. Сторонники данной точки зрения, кроме того, утверждают, что помимо интеллекта существенную роль в проявлении творческих склонностей и способностей человека играет мотивация его деятельности и его индивидуальные, личностные особенности. Сильная мотивация (большой интерес к выполняемой работе), специфические черты характера (волевые и деловые) способны повышать творческий потенциал человека, другие (слабая мотивация и некоторые иные черты характера) его понижают.
Кроме общей интеллектуальной одаренности и мотивации в русле такого понимания творческого мышления важная роль отводится определенным личностным качествам человека, например, его стремлению быть не таким, как все. Утверждается, что творчески одаренный человек обладает, кроме того, особой «чувствительностью к проблемам», независимостью в принятии своих решений, способностью принимать решения в неопределенных и достаточно сложных условиях, критичностью в оценке как своих, так и чужих достижений, а также некоторыми иными индивидуальными особенностями, отличающими его от людей, для которых творческое мышление не характерно. В русле данного подхода определение «творческий» относится не только к специфике самого мышления, но и к особенностям личности человека, позволяющим ему находить новые, необычные решения самых разнообразных задач.
Суть второго подхода к пониманию творческого мышления заключается в признании того, что творческие способности или особое творческое мышление действительно существует независимо от других психологических особенностей людей. При этом, однако, делается следующая оговорка: для того чтобы человек проявил себя как творческая личность, необходимо, чтобы он в своем интеллектуальном развитии достиг высокого уровня. Э. П. Торренс, к примеру, утверждает, что своеобразным интеллектуальным порогом, за пределами которого у человека начинают проявляться его творческие способности, может стать общий уровень интеллектуального развития, измеренный стандартными тестами интеллекта, составляющий 120% и более по сравнению с нормой, равной 100%.
Третья точка зрения по обсуждаемому вопросу представляет собой компромисс между первыми двумя и заключается в следующем. В ней утверждается, что общие интеллектуальные и творческие способности человека следующим образом связаны друг с другом: чем выше общий уровень интеллектуального развития человека, тем более развиты его творческие способности, и наоборот.
История научных исследований творческого мышления в сравнении с историей психологии в целом представляется сравнительно недолгой, насчитывающей около двух с половиной сотен лет. Первое исследование на эту тему провел еще в XVIII веке немецкий философ Г. Лейбниц. Его заинтересовали особенности творческого мышления людей, и он допустил, что это мышление людьми полностью осознается (в то время вся психология называлась наукой о сознании человека). Для того чтобы понять специфику творческого мышления он обратился к известным ученым, сделавшим в науке какие-либо открытия, с просьбой описать свои рассуждения, которые привели их к соответствующим открытиям. Оказалось, однако, что это сделать практически невозможно, так как мышление в целом, в частности, те его моменты, которые приводят к открытиям, людьми актуально не осознаются.
В XIX веке научные исследования творческого мышления были продолжены, но в другом направлении. Ученые, которых оно интересовало, стали изучать психологические особенности творчески мыслящих людей, надеясь таким образом раскрыть тайны творческого мышления. Эти попытки также завершились неудачей, так как выявленные индивидуальные различия между творчески и не творчески мыслящими людьми касались не столько мышления, как такового, сколько личностных особенностей соответствующих людей - таких, которые к мышлению не относились. Это, например, замкнутость, критичность, стремление быть не такими, как все, и некоторые другие.
После описанных выше неудач в исследованиях природы творческого мышления эти исследования почти на полстолетия прекратились и возобновились лишь в начале XX столетия, когда существовала и делала успехи экспериментальная психология познавательных процессов. Одним из первых ученых-психологов, приступивших к экспериментальному изучению творческого мышления, стал немецкий психолог, основатель гештальтпсихологии, М. Вертгеймер. Он придумал ряд задач, с помощью которых в лабораторных условиях стал изучать творческое мышление человека. Он также разработал методологию организации и проведения эксперимента, предназначенного для изучения творческого мышления. Эта методология заключалась в следующем.
Испытуемому предлагалась сравнительно простая творческая задача, и давалось ограниченное время для ее решения. Если за это время испытуемый не находил нужное решение задачи, то ему предлагалась подсказка. Однако, она давалась в такой форме, что еще нужно было догадаться, как ею воспользоваться. На решение задачи с подсказкой также давалось ограниченное время. Если испытуемый не мог найти решение задачи с подсказкой, то на этом эксперимент прекращался, и делался вывод о том, что творческое мышление у данного испытуемого отсутствует. Одновременно со всем этим М. Вертгеймер наблюдал за действиями испытуемых во время проведения эксперимента, связывая их с поиском решения задачи, и сравнивал по этим действиям между собой тех, кто обладал и не обладал творческим мышлением.
По заданному М. Вертгеймером образцу в дальнейшем были организованы и проведены многие другие эксперименты, направленные на изучение творческого мышления. Примеры творческих задач, применяемых в экспериментах Вертгеймера и других психологов, представлены на рис. 27.
Задача 1. Как с помощью луча уничтожить опухоль, расположенную внутри организма в окружении здоровых тканей, не повредив эти ткани? (Предполагается, что для удаления опухоли требуется высокая концентрация энергии в соответствующем месте, но такая, при которой повреждаются и здоровые ткани. Вопрос заключается в том, чтобы обеспечить такую концентрацию энергии в нужном месте, не повредив окружающие опухоль здоровые ткани)
Задача 2. Каким образом из шести равных отрезков (спичек, палочек и т. п.), показанных на рисунке, сложить четыре равносторонних треугольника?
Задача 3. Как одной непрерывной ломаной линией, состоящей не более чем из четырех отрезков, перечеркнуть все девять точек, расположенных в виде квадрата на рисунке?
Задача 4. Что объединяет геометрические фигуры изображенные на данном рисунке (что между ними общего)?
Все эти и другие подобные задачи, используемые при экспериментальном изучения творческого мышления, имеют общую особенность, связанную с природой такого мышления. Для нахождения их решений необходимо применить нетрадиционный способ решения, то есть выйти за привычные рамки того, что большинство людей делает при решении подобного рода задач. Например, решая задачу 1, нужно догадаться, что нет необходимости направлять луч в сторону опухоли только из одного источника. Подобным способом, который первым приходит на ум, эту задачу решить практически невозможно. Она решается только в том случае, если используются несколько разных источников относительно слабых лучей, расположенных в разных точках пространства вокруг опухоли, и все они сходятся на опухоли, обеспечивая в месте ее нахождения нужную концентрацию энергии.
В задаче 2 необходимо отказаться от поиска ее решения в плоскости (это - первое, что обычно приходит на ум человеку, приступающему к решению данной задачи, и он невольно ограничивает поиск ее решения плоскостью).

творческое мышление

Рис. 27. Примеры задач, предлагаемых испытуемым в экспериментах
М. Вертгеймера и других ученых, направленных на исследование творческого
мышления


Данная задача решается только в пространстве, и об этом испытуемый должен догадаться.
Решая задачу 3, необходимо допустить выход ломаной линии за пределы квадрата, образуемого точками, так как, если располагать соответствующую линию в пределах квадрата, то задача оказывается неразрешимой.
В задаче 4 необходимо догадаться, что, напрямую сравнивая между собой эти фигуры, нужное решение невозможно найти. Необходимо отказаться от
этой мысли и искать дополнительный объект (его, естественно, на рисунке нет), произвести с ним определенные действия, чтобы получить все изображенные на рисунке фигуры. Таким объектом является конус, а соответствующие фигуры получаются за счет различных сечений конуса плоскостью.
Многие ученые предпринимали попытки определить особенности творческого мышления не только путем его экспериментального изучения, но и, исходя из принятого ими общего теоретического понимания мышления (интеллекта). Такую попытку предпринял, например, Дж. Гилфорд. Он полагал, что творческий характер мышлению придает присутствие в нем следующих признаков:
- оригинальность, необычность (нетривиальность) высказываемых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллектуальной новизне. Творчески мыслящий человек всегда и везде стремится не быть таким, как все, старается найти собственное, оригинальное решение задачи, отличное от решений, предлагаемых другими людьми;
- семантическая гибкость, то есть способность видеть проблему под разными углами зрения, обнаруживать новые способы использования известных объектов и решений, расширять сферу их функционального применения на практике. Творчески мыслящий человек способен находить неожиданные, оригинальные способы применения обычных предметов;
- образная адаптивная гибкость, то есть способность изменять свое восприятие проблемы (задачи) таким образом, чтобы в известном или хорошо знакомом увидеть новые, скрытые от непосредственного наблюдения, стороны;
- семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в том числе такой, которая не содержит прямых и очевидных намеков на искомое решение задачи. В данном случае речь идет об умении человека искать и находить подсказки в решении задачи там, где их не видят или не замечают люди нетворческого склада ума.
В ходе исследований творческого мышления было установлено, что наличие у человека интеллектуального потенциала не всегда проявляется в его творческом подходе к решению задач. Для того чтобы это происходило, необходимо создать условия, способствующие проявлению такого потенциала. Среди них можно назвать следующие:
- наличие у человека стремления (мотивации) к творческим достижениям;
- положительные, способствующие творческим достижениям, личностные качества, такие, например, как уверенность в себе, высокий уровень притязаний, выраженная мотивация достижения успехов, сила воли;
- подходящая для творчества социально-психологическая обстановка.
Отсутствие этих условий оставляет творческий потенциал человека нереализованным.
Из сказанного выше следует, что существуют факторы, которые не только способствуют, но и препятствуют проявлению творческого потенциала человека. В связи с этим многих ученых, изучавших творческое мышление, заинтересовало то, что может помешать проявлению и реализации имеющегося у человека творческого потенциала. Такие условия оказались следующими:
1. Если в прошлом некоторый способ решения человеком определенного класса задач оказался успешным, то это побуждает его и в дальнейшем придерживаться данного способа решения задач. При встрече с новой задачей такой человек стремится в первую очередь применить хорошо известный способ ее решения - тот, который раньше уже давал положительные результаты, не ищет нового способа решения и, соответственно, не проявляет творческой инициативы.
2. Чем больше усилий в прошлом было затрачено человеком на то, чтобы найти и на практике применить новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Другими словами, психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения задачи пропорциональны стремлению человека пользоваться им как можно чаще.
3. Возникновение стереотипа мышления, который в силу названных выше условий мешает человеку отказаться от прежнего способа решения задачи и приступить к поиску нового.
4. Частые неудачи человека в прошлом при решении подобных задач. Известно, что интеллектуальные способности человека страдают от неудач, и боязнь очередной неудачи может возникнуть у человека при встрече с новой задачей. Такая боязнь порождает своеобразную защитную реакцию, которая препятствует активизации творческого потенциала. Человек начинает воспринимать новое и сложное в интеллектуальном плане как связанное с риском для его «Я». В итоге он теряет веру в себя, которая мешает ему творчески мыслить.
Имеются и проблемы, препятствующие реализации творческого потенциала, которые связаны с индивидуальными (личностными) особенностями людей. Если поставить вопрос: «Какие личностные свойства являются противопоказанием к проявлению и развития творческого возможностей человека?», то вслед за Г. Линдсеем, К. Халлом и Р. Томпсоном можно дать на него следующий ответ.
Препятствиями на пути к проявлению и развитию творческого потенциала могут стать следующие особенности человека:
- склонность к конформизму, которая выражается в стремлении быть похожим на других людей, особенно тех, от кого данный человек зависит. Он, соответственно, будет стараться не отличаться от них в своих суждениях, оценках и поступках, чтобы не вызывать негативного отношения к себе;
- боязнь оказаться «белой вороной», то есть выделиться на фоне других людей, привлечь к себе повышенное, не всегда благожелательное внимание, показаться смешным или глупым в их глазах;
- боязнь казаться не интеллигентным, не образованным или малокультурным человеком, в частности тогда, когда выступаешь с собственными, оригинальными идеями;
- завышенная оценка человеком значимости собственных идей. Иногда то, что человек придумал сам, нравится ему гораздо больше того, что придумали другие люди, причем настолько, что у него возникает желание никому собственное творение не показывать и ни с кем не делиться;
- повышенный уровень тревожности.
Есть, однако, и ряд положительных личностных свойств, наличие которых у человека, напротив, способствует проявлению творческого начала в его мышлении. Первая особенность творческой личности состоит в том, что творчески мыслящий человек в решении известных задач никогда не идет обычным путем. Всякий раз, сталкиваясь с той или иной задачей, даже если она имеет известное для него решение, он старается внести в него что-то новое, сделать свое решение оригинальным.
Вторая особенность творчески мыслящей личности заключается в том, что такой человек не довольствуется единственным способом решения задачи, найденным им, даже если он оказался удачным. Творческий человек стремится найти кроме известных ему и другие возможные способы решения задачи, хотя бы для того, чтобы, сравнивая их, выбрать наилучший из них.
Третья особенность творческого мышления проявляется в стремлении мыслящего человека отыскать в разных, известных и доступных ему решениях наилучшее, и усовершенствовать его.
Четвертая особенность творческого мышления заключается в умении человека с таким мышлением в любой ситуации искать, находить и использовать разного рода подсказки.
Замечено, что творчески мыслящий человек - это всегда неординарная личность, отличающаяся от окружающих людей. Такой человек критически настроен как по отношению к тому, что делается другими людьми, так и к результатам собственного труда. Он, как правило, видит в продуктах труда намного больше недостатков, чем замечают люди, которые не мыслят творчески.
Обсуждая специфику творческого мышления, нельзя также не коснуться вопроса о его формировании и развитии. Данные, которыми располагает наука, не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, можно ли у человека сформировать и развивать творческое мышление, сделать человека, не обладающего таким мышлением, творческой личностью. Биографии многих известных, творчески мыслящих людей указывают на то, что с возрастом и с накоплением жизненного опыта их творческий потенциал совершенствуется, и это говорит в пользу возможности развития творческого мышления. Вместе с тем, открытым остается вопрос о том, может ли творческое мышление формироваться и развиваться у людей, которые с детства не обладают творческим потенциалом, не проявляют его в каких-либо видах деятельности. Факты показывают, что большинство талантливых людей с детства отличались незаурядными способностями, причем, они обнаруживались у них в то время, когда их никто ничему специально не обучал.
Неоднозначный ответ существует и на вопрос о том, могут ли творческие способности (творческое мышление) передаваться по наследству. Факты показывают, что творческие способности иногда действительно передаются от родителей или родственников к детям. Так, например, в семействе композиторов Бахов сразу в нескольких поколениях людей оказалось немало талантливых, музыкально одаренных людей. В семействе Бернулли в течение нескольких поколений появлялись и проявлялись незаурядные математические способности у родственников. В наши дни нередко дети представителей тех или иных, в том числе, творческих (например, артистических), профессий, наследуют профессиональную деятельность своих родителей и добиваются в ней значительных успехов. Бывает, однако, и так, когда, образно говоря, «природа отдыхает на детях», то есть, дети значительно уступают своим родителям по способностям.
Факт передачи из поколения в поколение между членами одной семьи творческих способностей не обязательно происходит генетическим путем. Его можно объяснить влиянием среды, обучением и воспитанием. Дело в том, что дети, рождающиеся в семьях способных и талантливых людей, с рождения оказываются в условиях среды, благоприятной для развития их собственных способностей. Их с рождению окружают люди, у которых можно многому научиться, и которые, как правило, сами стараются обучать своих детей тому, чем владеют.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.