Мадар Галина Геннадиевна студентка ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область
Ключевые слова: учебный процесс, образование, образовательный процесс, развитие личности, тренинг, работа с учениками, педагог, личностный рост, расширение познания.
Образовательный процесс с развитием общества нуждается в совершенно новых методах преподавания, во внедрении современных технологий в образовательной деятельности. Человек активен в своих действиях. Познавательная деятельность - не исключение. Гуманистическая психология доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.
Человек - личность самоорганизующаяся, которая индивидуально развивается и реализуется. Формирование и развитие такой личности может быть ускорено благодаря созданию определенных условий, которые могут быть реализованы в форме: 1) тренингов личностного роста; 2) тренинг-квестов в игровой форме; 3) тренинг-вебинаров; 4) тренинг-марафонов с использованием интенсивных интегративных психотехнологий, психотерапевтических тренингов с упражнениями, обсуждением и обратной связью его участников.
Так, тренинг - это метод активного обучения, направленный на развитие практических умений и навыков. Главной особенностью тренингов является то, что деятельность ведется в активном и постоянном режиме работы с помощью разнообразия способов ее организации. Это значит, что поставленные цели будут достигнуты только тогда, когда занятия будут проводиться в активной фазе. Тренинги можно классифицировать по направленности и уровню личностной работы на: 1) тренинги развития личности (деятельность реализуется по отношению к здоровым личностям с внедрением большого круга различных ситуаций); 2) психотерапевтические тренинги (деятельность реализуется по отношению к личностям, которые из-за тех или иных ситуаций получили нарушения нормального функционирования психики, теперь с помощью тренингов пытаются восстановить нормальное функционирование внутреннего состояния); 3) тренинги состояний (преодоление внутренних состояний человека, которые мешают ему полноценно вести трудовую деятельность); 4) трансформационные тренинги (тренинги, помогающие индивиду изменить внутренние психологические убеждения и взгляды) [3].
Способы ведения тренингов и их цели разнообразны. Однако причина их создания едина и заключается результате его деятельности - личностном росте. Здесь под личностным ростом предполагается следующее: 1) стимул к ведению образовательной и исследовательской деятельности; 2) способность к анализу тех или иных ситуаций; 3) способность синтезировать проблему и находить ходы ее решения [2].
Рис. 1. Составные части тренинга в образовательной деятельности
Любой тренинг должен состоять из следующей структуры при организации: 1) разделение учебной группы на тренинговые подгруппы; 2) постановка цели образовательного урока; 3) постановка правил работы в подгруппе; 4) организация взаимодействия и общения в процессе работы; 5) основная структура тренинга; 6) принятие основного практического материала; 7) оценки усваиваемости учебного материала и эффективности тренинга [1].
Наиболее действенные методы организации тренинга в образовательном процессе следующие: 1) работа в группах (организуется работа учащихся в подгруппах для развития коммуникативных способностей и способностей к слаженной командной работе); 2) интерактивные презентации (представление информации в более наглядном виде с помощью презентации, так материал проще усваивать и запоминать; презентационные выступления может подготовить как преподаватель, так и ученик в рамках тематики тренинга); 3) дискуссии (проведение межгрупповых или межличностных дебатов (диалога с представлением собственных мнений) по тематике тренинга); 4) выполнение проектов (подготовка проекта по определенной теме, касающейся глобальной тематике тренинга; любой проект должен выдвигать тематику и предлагать ходы решения проблемных ситуаций чаще всего с внедрением современных технологий; над проектом может работать как отдельный ученик, так и группа учеников); 5) творческие конкурсы (интеллектуальные соревнования между личностями или группами способствуют развитию таких качеств у учеников, как быстрота принятия решений, оперативность, способность к разностороннему мышлению и другим чертам; конкурсы в рамках тренинга могут предполагать соревнования в разработках и проектах, идеях решения актуальных проблем, рассматриваемых в данном тренинге) [4].
Так, тренинги, организуемые вышеуказанными методами, способны оценить изменения в эмоциональном состоянии участников, их отношениях с окружающими людьми, их уверенности в себе, в своих силах достичь поставленные цели, способны определить уровень самооценки и самопринятия, удовлетворенности и осознанности жизни. Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.
Список литературы 1. Калашников В.Г. Сознание как основа развития личности: контекстный подход к уровням развития сознания / В.Г. Калашников // Развитие личности. - 2018. - №1. С. 45-70. 2. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Гала- жинский. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 154 с. 3. Козлов Н.И. Обзор современных видов и форм тренинговой деятельности в России / Н.И. Козлов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - №25-1. - С. 10-19. 4. Козлов В.В. Динамика изменений личности в тренинговой среде: результаты многофакторного анализа / В.В. Козлов, Ю.Н. Лазарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №6 (124). - С. 215-219.
Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с. |