На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Метод развития личности - тренинг в образовательной среде
Метод развития личности - тренинг в образовательной среде
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мадар Галина Геннадиевна студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: учебный процесс, образование, образовательный процесс, развитие личности, тренинг, работа с учениками, педагог, личностный рост, расширение познания.


Образовательный процесс с развитием общества нуждается в совершенно новых методах преподавания, во внедрении современных технологий в образовательной деятельности.
Человек активен в своих действиях. Познавательная деятельность - не исключение. Гуманистическая психология доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.


Человек - личность самоорганизующаяся, которая индивидуально развивается и реализуется. Формирование и развитие такой личности может быть ускорено благодаря созданию определенных условий, которые могут быть реализованы в форме:
1) тренингов личностного роста;
2) тренинг-квестов в игровой форме;
3) тренинг-вебинаров;
4) тренинг-марафонов с использованием интенсивных интегративных психотехнологий, психотерапевтических тренингов с упражнениями, обсуждением и обратной связью его участников.


Так, тренинг - это метод активного обучения, направленный на развитие практических умений и навыков. Главной особенностью тренингов является то, что деятельность ведется в активном и постоянном режиме работы с помощью разнообразия способов ее организации. Это значит, что поставленные цели будут достигнуты только тогда, когда занятия будут проводиться в активной фазе.
Тренинги можно классифицировать по направленности и уровню личностной работы на:
1) тренинги развития личности (деятельность реализуется по отношению к здоровым личностям с внедрением большого круга различных ситуаций);
2) психотерапевтические тренинги (деятельность реализуется по отношению к личностям, которые из-за тех или иных ситуаций получили нарушения нормального функционирования психики, теперь с помощью тренингов пытаются восстановить нормальное функционирование внутреннего состояния);
3) тренинги состояний (преодоление внутренних состояний человека, которые мешают ему полноценно вести трудовую деятельность);
4) трансформационные тренинги (тренинги, помогающие индивиду изменить внутренние психологические убеждения и взгляды) [3].


Способы ведения тренингов и их цели разнообразны. Однако причина их создания едина и заключается результате его деятельности - личностном росте. Здесь под личностным ростом предполагается следующее:
1) стимул к ведению образовательной и исследовательской деятельности;
2) способность к анализу тех или иных ситуаций;
3) способность синтезировать проблему и находить ходы ее решения [2].

тренинг



Рис. 1. Составные части тренинга в образовательной деятельности

Любой тренинг должен состоять из следующей структуры при организации:
1) разделение учебной группы на тренинговые подгруппы;
2) постановка цели образовательного урока;
3) постановка правил работы в подгруппе;
4) организация взаимодействия и общения в процессе работы;
5) основная структура тренинга;
6) принятие основного практического материала;
7) оценки усваиваемости учебного материала и эффективности тренинга [1].


Наиболее действенные методы организации тренинга в образовательном процессе следующие:
1) работа в группах (организуется работа учащихся в подгруппах для развития коммуникативных способностей и способностей к слаженной командной работе);
2) интерактивные презентации (представление информации в более наглядном виде с помощью презентации, так материал проще усваивать и запоминать; презентационные выступления может подготовить как преподаватель, так и ученик в рамках тематики тренинга);
3) дискуссии (проведение межгрупповых или межличностных дебатов (диалога с представлением собственных мнений) по тематике тренинга);
4) выполнение проектов (подготовка проекта по определенной теме, касающейся глобальной тематике тренинга; любой проект должен выдвигать тематику и предлагать ходы решения проблемных ситуаций чаще всего с внедрением современных технологий; над проектом может работать как отдельный ученик, так и группа учеников);
5) творческие конкурсы (интеллектуальные соревнования между личностями или группами способствуют развитию таких качеств у учеников, как быстрота принятия решений, оперативность, способность к разностороннему мышлению и другим чертам; конкурсы в рамках тренинга могут предполагать соревнования в разработках и проектах, идеях решения актуальных проблем, рассматриваемых в данном тренинге) [4].


Так, тренинги, организуемые вышеуказанными методами, способны оценить изменения в эмоциональном состоянии участников, их отношениях с окружающими людьми, их уверенности в себе, в своих силах достичь поставленные цели, способны определить уровень самооценки и самопринятия, удовлетворенности и осознанности жизни.
Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.


Список литературы
1. Калашников В.Г. Сознание как основа развития личности: контекстный подход к уровням развития сознания / В.Г. Калашников // Развитие личности. - 2018. - №1. С. 45-70.
2. Клочко В.Е. Самореализация личности: системный взгляд / В.Е. Клочко, Э.В. Гала- жинский. - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 154 с.
3. Козлов Н.И. Обзор современных видов и форм тренинговой деятельности в России / Н.И. Козлов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2012. - №25-1. - С. 10-19.
4. Козлов В.В. Динамика изменений личности в тренинговой среде: результаты многофакторного анализа / В.В. Козлов, Ю.Н. Лазарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - №6 (124). - С. 215-219.

Источник: Феноменология личности: ресурсность и многоаспектность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Армавир, 22 ноября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 216 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.