Тренинг личностного роста
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Тренинг личностного роста
Основные критерии личностного роста
Организация тренинга личностного роста в учебном процессе
Программа курса «тренинг личностного роста»
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Приложения
Все страницы

В современной психологической теории и практике не существует общепринятого определения понятия «тренинг», что приводит к расширенному толкованию метода и обозначению этим термином самых разных приемов, способов, форм и средств, используемых в практике социально-психологических дисциплин. Термин «тренинг» (от англ. «train», «training») имеет ряд значений: обучение, воспитание, тренировка, дрессировка. Подобная многозначность присуща и научным определениям тренинга.
При составлении программы курса «Тренинг личностного роста» мы опирались на следующее определение тренинга: групповой психологический тренинг представляет собой совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.


Тренинговая работа - это один из необычных способов получения личностного опыта. Чтобы приобрести опыт, как правило, недостаточно пассивно получать информацию. Для тренинга основное действие - это игра, позволяющая участникам тренинговой работы быть самим собой, возвышаясь до Я-творческого. Как и при актуализации реальной жизни, человек в тренинге идет по пути личностных открытий - он совершает самооткрытие через осознание пережитого в тренинговой группе опыта. Такое самооткрытие порождает самооткрытие и для других участников тренинговой работы. Причем, процессы самооткрытия и самораскрытия циклично сменяют друг друга, обеспечивая участникам прояснение Я и рост самосознания.
Для более глубокого погружения студентов выпускного курса в мир психологических знаний, для продуктивной работы на занятиях необходимо помочь будущим коллегам выразить себя своими индивидуальными средствами, именно своими, то есть характерными для каждого. Но для этого сначала нужно научиться воспринимать, понимать и принимать себя, уметь прогнозировать и планировать свою профессиональную деятельность. Принимать себя как индивидуальность, как человека, который во многом принципиально отличается от других.
Самовосприятие личности будущего психолога осуществляется по пяти основным направлениям:
1. Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, то есть человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюде-
ния и анализа («взгляд со стороны»). Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы.
2. Восприятие себя через восприятие другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими (так называемый механизм обратной связи). Данный метод позволит участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает то, что он сделал. Это способ самооценки, который может помочь развитию личности или помешать этому процессу. В группе тренинга необходимо осуществлять постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимую коррекцию.
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы - проникновение в свое «Я», получение опыта понимания собственного внутреннего опыта, своего мира.
5. Восприятие себя через оценку внешнего облика. В данном случае участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и на этой основе развивать себя и свои возможности.
Основная идея тренинга личностного роста заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими, в ладу с самим собой.
В учебном издании описаны теоретические основы и представлено содержание курса «Тренинг личностного роста» для студентов специальности «Психология». Даны основные рекомендации по организации тренинга личностного роста в учебном процессе. Представлен глоссарий основных терминологических понятий курса, список рекомендуемой литературы для студентов и преподавателей, психоло- гов-практиков, тренеров психологических групп.
Пособие может быть использовано студентами дневного и заочного отделений, изучающими данную дисциплину, практикующими психологами в работе с группами.


Теоретические основы тренинга личностного роста


Личность и личностный рост


Развитием личности занимаются многие психологи, но в общей психологии и психологии личности более узкий аспект «личностного роста» не получил должной целостной разработки, поскольку не сформировалась соответствующая система понятий. В литературе встречаются понятия: личностный или личный рост, самосовершенствование, жизненный путь, развитие потенциала личности.
В самом общем плане, личность - это человек как субъект собственной жизни, ответственный за взаимодействие как с внешним, так и с внутренним миром, с самим собой. Личность - это внутренняя система саморегуляции человека. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются: интенциональность, автономность, динамичность, целостность, конструктивность, индивидуальность. Однако эти атрибуты не даны, а скорее заданы, и степень их актуализации зависит от определенных условий. Главная движущая сила жизни и развития человека - стремление к росту и раскрытию способностей и усилению возможностей к большей эффективности, зрелости и конструктивности, называемая К. Роджерсом «тенденцией к актуализации» [К. Роджерс, 1994].
Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.
В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:
1) познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:
• оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободный выбор и несущего за него ответственность;
• воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
• воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей;
2) эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:
• способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т.е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется, и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
• принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
• заинтересованность в восприятии мира, прежде всего - его позитивных сторон;
• способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации;
3) поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой Личности:
• действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
• по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении к их личности;
• по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.
Личностный рост - понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет (от рождения до смерти).
Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.
Личностный потенциал - это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельностий и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.
Разные авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга.
Личностный рост зависит, прежде всего, от усилий самого человека, но только их недостаточно. Полноценный личностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.
Важно отличать личностный рост от широко распространенного понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.
В понятие развития включается не только рост (приобретение), но и другие виды изменений. Развитие было определено как любое изменение адаптивных возможностей организма - позитивных и негативных.
Главный психологический смысл личностного роста - освобождение, обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитите всех основных личностных характеристик. Личностный рост не тождественен продвижению человека по «лестнице возрастов». Это сложный многоаспектный процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-своеобразную траекторию.
Проблемы личностного роста имеют для нас значение с практической точки зрения. Поэтому наиболее приемлемым будет рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать полноты и качество своей жизни.
Выделяют отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия:
- удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей;
- достигает значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения;
- демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни;
- открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту.
Саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования.
Мы исходим из того, что имеет дело уже со взрослым человеком, который усвоил определенную совокупность знаний, ценностей, ответственности, способы деятельности и поведения, имеет сложившиеся или складывающиеся отношения к миру, людям, событиям, задачам, к самому себе, жизни в целом.
Это обусловливает ценностный подход к формированию личности. Рассмотрим механизмы и психологические структуры личностного роста.
Деятельностно-личностный подход предполагает выделение следующих элементов, которые соответствуют основным структурным компонентам личности:
1) самопознание;
2) самопобуждение;
3) программирование профессионального и личностного роста;
4) самореализация.
Самопознание. Для успешной организации личностного роста необходимо уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, то есть необходимо самопознание, которое включает в себя следующие основные приемы: самонаблюдение, самосознание, самоотношение, самоанализ, самооценку. Самосознание проявляется в непрерывном движении от менее полного знания о себе к более полному знанию через его уточнения, углубления.
Основным условием, определяющим непрерывность изменения знания о себе, является динамизм самой реальной действительности и взаимодействия с другими людьми.
В связи с острой необходимостью адекватной адаптации в окружающих социальных и производственных условиях, человек должен все время обращаться к своему «Я», совершенствовать знания о себе, прежде всего, с целью более дифференцированного регулирования поведения.
Познание человеком самого себя есть во многом процесс трансформации, самоотношения в самосознание. Самоотношение - это «Я- концепция». Из многочисленных исследований «Я-концепции» известно, что поступки человека детерминируются не только ситуативными факторами. На формирование поведения субъекта влияет его самооценка - сплав когнитивных представлений о свойствах своей личности, их критического осмысления и эмоционально-ценностного отношения к ним. Самооценка, являясь продуктом самосознания, одновременно оказывается и необходимым условием, существенным моментом его развития.
Решая различные познавательные и коммуникативные задачи, мы всегда оцениваем свои возможности, соотносим их с конкретными обстоятельствами, после чего принимаем решение о действиях. В свою очередь действия, поступки детерминируют развитие сознания и личности.
Так, неадекватная самооценка проявляется в избирательности восприятия информации, когда отбрасывается информация, которая могла бы снизить оценку его деятельности в его собственных глазах. Завышенная самооценка, неумение правильно оценивать свое состояние здоровья, уровень работоспособности и профессионализма приводят к тому, что человек попадает в стрессовые ситуации, не может справиться с делом. Заниженная самооценка, порождая неуверенность в себе, также отрицательно влияет на деятельность.
Разрешить эту проблему можно с помощью ряда методик, которые помогут:
• сравнить себя, свои отдельные качества и личностные особенности с определенной шкалой, характеризующей степень расхождения его качеств с качествами других людей, что задает ориентации для самовоспитания;
• выявить и более эффективно применять свои положительные качества, что формирует уверенность в себе;
• сформировать более адекватную самооценку своих способностей, поведения;
• увидеть свои ошибки, выявить недостатки в своей деятельности, осознать их.
Самопобуждение - предполагает умение использовать приемы, способствующие внутреннему побуждению к саморазвитию профессиональному и личностному.
Можно выделить основные приемы: самокритика, самостимулирование, волевые приемы (самоприказ, самообязательство, самопринуждение). Самопробуждение зависит от уровня развития личности.
Значимым и эффективным приемом самопобуждения для человека является самокритика и использование волевых приемов.
Программирование профессионального и личностного роста. Ранее мы определились, что эти два понятия тесно смыкаются в наших условиях. Переход от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию предполагает формулирование целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в самых разных формах и выбор формы зависит от уровня зрелости личности. Это может быть индивидуальная программа профессионального развития, коррекция личностных качеств, развитие новых умений и навыков. Здесь могут возникнуть трудности и при разработке программы крайне необходима помощь практического психолога.
Разработкой программ заканчивается подготовительный этап организации саморазвития и следующий механизм позволит реализовать намеченное.
Самореализация. Существует три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно -
управленческого характера, второй - направлен на интеллектуальное развитие, третий - на саморегуляцию психических состояний.
При реализации программы в повседневной жизни на практике возникают трудности. Некоторые ставят какие-то цели, но реально осуществить их удается редко. Качества личности могут формироваться, изменяться только в результате многократных повторений тех или иных состояний, действий, ситуаций. Поэтому важнейшим средством является самоупражнение. Нужно контролировать и отслеживать деятельность по саморазвитию, что позволит заметить отклонение.
В основе интеллектуального развития лежат приемы по управлению своим вниманием, памятью, мышлением. Важна и саморегуляция психических состояний.
Чем более зрел в социальном отношении человек, тем он более способен к саморазвитию. А жизнь и возрастание профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к нему, настоятельно диктует необходимость самосовершенствования.
Ни один человек не может претендовать на роль полностью развитой и зрелой личности. Саморазвитие - скорее непрерывный процесс, чем цель, которой необходимо достичь.
Образ «Я» - это целостное представление человека о самом себе. Оно не сводится к простому осознанию своих отдельных черт и качеств. В образе «Я» более значимым моментом является не столько автобиографическое самоописание, сколько самоопределение: Кто я? Чего я хочу? Что я могу? Каким я стану? От того, каким видит себя индивид, зависят его стратегии взаимодействия с другими людьми, его формы поведенческой саморегуляции, отношение к деловым партнерам и в целом его отношение с окружающим миром.
Образ «Я» обычно включает в себя:
о «Я»-реальное - как представление индивида о себе, каков он на самом деле;
о «Я»-идеальное - как его представление о своем желаемом образе;
о «Я»-зеркальное - как его представление о том, что о нем думают другие;
о «Я»-фантастическое - как представление индивида о том, каким он мог бы стать при благоприятном стечении обстоятельств.
Сложное взаимодействие всех этих сторон образа «Я» практически исключает возможность нахождения индивида в состоянии полного «психологического штиля», бесцельного существования и бездеятельности.
Видно, как непросты механизмы и психологическая структура личностного роста. Познакомиться с ней, осознать и освоить самостоятельно эти процессы сложно, но в этом случае помогает предлагаемый тренинг личностного роста. Занятия в тренинговой группе и призваны создать благоприятные условия для личностного роста ее членов.
Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, - более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условие для своей жизни.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.