Тренинг личностного роста - Программа курса «тренинг личностного роста» |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 4 из 6
|
№ |
Наименование |
Раздел, тема |
1. |
Общая психология |
Психология личности |
Сознание и деятельность |
||
Познавательные процессы |
||
2. |
Социальная психология |
Межличностное взаимодействие |
Личность и конфликт |
||
3. |
Психология личности |
Теории личности |
Личность и личностный рост |
||
4. |
Методика преподавания психологии |
Активные методы обучения психологии |
Методика проведения практических занятий по психологии |
2. Содержание учебного материала
2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах
лекционных и практических занятий
№ |
Наименование темы |
Лекции |
Практ. |
1. |
Психологический тренинг, его особенности |
2 |
|
2. |
Психология личностного роста |
2 |
|
3. |
Специфика проведения тренинга личностного роста |
2 |
|
4. |
Основные правила и принципы работы психологических групп тренинга личностного роста. Общие тренинговые методы. Основные этапы развития тренинговой группы личностного роста |
|
2 |
5. |
Основные роли ведущего группы. Личность ведущего группы |
|
2 |
6. |
Занятие № 1. «Знакомство. Обратная связь». |
|
4 |
7. |
Занятие № 2. «Мои сильные и слабые стороны». Закрепление тренингового стиля общения. Продолжение самораскрытия и осознания сильных и слабых сторон своего «Я» |
|
4 |
8. |
Занятие № 3. «Кто Я?». Осознание адекватного представления о себе. Глубокий и всесторонний анализ слабых сторон своей личности |
|
4 |
9. |
Занятие № 4. «Я - женщина, я - мужчина». Анализ собственной гендерной роли в жизни |
|
4 |
10. |
Занятие № 5. «Я - психолог». Овладение моделями разделения личного и профессионального пространства. Обсуждение роли практического психолога в обществе |
|
4 |
11. |
Занятие № 6. «Мой психологический портрет». |
|
4 |
|
Всего: |
6 |
28 |
2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий
Тема № 1
Психологический тренинг, его особенности (2 часа)
Понятие психологического тренинга. История развития тренинговых форм работы. Основные задачи психологического тренинга. Условия и основные принципы работы тренинговой группы.
Тема № 2
Психология личностного роста (2 часа)
Личность и личностный рост. Психологические концепции личностного роста. Критерии личностного роста: интраперсональные и интерперсональные критерии.
Тема № 3
Специфика проведения тренинга личностного роста (2 часа)
Основные правила и принципы работы психологических групп тренинга личностного роста. Общие тренинговые методы. Основные этапы развития тренинговой группы личностного роста. Общение психолога с группой. Особенности установления контакта. Личность ведущего группы
Тематика практических (лабораторных) занятий
№ |
Тематика занятия. Основное содержание занятия |
Количество |
1. |
Основные правила и принципы работы психологических групп тренинга личностного роста. |
2 |
2. |
Основные роли ведущего группы. Личность ведущего группы |
2 |
3. |
Занятие № 1. «Знакомство. Обратная связь» |
4 |
|
возможностей участников, их самопознанию и самоопределению. |
|
4. |
Занятие № 2. «Мои сильные и слабые стороны» Закрепление тренингового стиля общения. Продолжение самораскрытия и осознания сильных и слабых сторон своего «Я». Дестабилизация стереотипных представлений о себе и других, мотивах своего поведения, эмоционально-чувственных переживаний. |
4 |
5. |
Занятие № 3. «Кто Я?» |
4 |
6. |
Занятие № 4. «Я - женщина, я - мужчина» |
4 |
7. |
Занятие № 5. «Я - психолог» |
4 |
8. |
Занятие № 6. «Мой психологический портрет» |
4 |
Итоговое количество часов: |
28 |
Занятие № 1 (диалоговое обсуждение вопросов с тренинговой группой)
1. Преимущества групповой формы психологической работы:
• групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, - для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором; • группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;
• возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по- видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;
• в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
• в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
• взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;
• группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
• групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду.
2. Основные правила и принципы работы психологических групп тренинга личностного роста.
В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.
«Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обучению сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.
Искренность и открытость. Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем более откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С. Джурард, раскрытие своего Я другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способствуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосознания, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.
Следует заметить, что на первых этапах работы группы введение указанной нормы во многом носит декларативный характер. В самом деле, с какой стати участники группы, пока еще практически незнакомые, станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми? Однако уже через несколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как образец эффективного участника группы.
Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «мы считаем...», «у нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется...». Это тем более
важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
Активностъ. В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.
Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все участники имеют безусловное право высказаться по завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
Конфиденциалъностъ. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни, при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» - то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно- ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
З.Общие тренинговые методы:
1) групповая дискуссия;
2) игровые методы;
3) методы, направленные па развитие социальной перцепции;
4) методы телесно-ориентированной психотерапии;
5) медитативные техники.
4. Основные этапы развития тренинговой группы личностного роста.
Стадии развития групп со спонтанной динамикой:
1 этап: заключение первичного психологического контракта, знакомство, притирка участников, поиск тем общения, светское общение, рост эмоциональной напряженности.
2 этап: эмоциональное сплочение и агрессия на ведущего как первое проявление эмоциональной открытости, начало рефлексивных процессов.
3 этап: самораскрытие и рефлексия, обратные связи и социометрия.
4 этап: выход из ситуации «здесь и теперь», преодоление «оранжереи», социальная реабилитация, завершение.
Стадии развития групп с управляемой динамикой:
1 этап: заключение психологического контракта, вхождение в ситуацию «здесь и теперь», сплочение и раскрепощение, первые обратные связи.
2 этап: рефлексия групповой ситуации «здесь и теперь», заключение нового психологического контракта.
3 этап: личностные проекции, самопознание, углубление обратных связей, переход к свободному самораскрытию и обсуждению проблем.
4 этап: изменение контракта, усиление межличностной динамики в группе, социометрия.
5 этап: выход из «здесь и теперь», социальная реабилитация, завершение группы.
Занятие № 2 (диалоговое обсуждение вопросов с тренинговой группой)
1. Основные роли ведущего группы
Согласно С. Кратохвилу, можно выделить пять основных ролей ведущего группы:
• активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
• аналитик (чаще всего - психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников группы и личностной нейтральностью);
• комментатор;
• посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс и направляющий его);
• член группы (аутентичное лицо со своими индивидуальными особенностями и жизненными проблемами).
2. Личность ведущего группы
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт групповых ведущих (А. Косевска, С. Кратохвил, М. Ли- берман, К. Роджерс, Славсон, И. Ялом), можно выделить следующие личностные черты, желательные для руководителя тренинговой группы:
• концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
• открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость;
• эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
• аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
• энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
• уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
• уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
• богатое воображение, интуиция;
• высокий уровень интеллекта.
Известный специалист в области психокоррекционных групп К. Рудестам пишет о взаимосвязи личностных черт, теоретических установок и стилей управления: «Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти ученым, соединяющим чувства и интуицию с профессиональным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о групповой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления руководителем наблюдаемых им элементов поведения могут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю руководства. Эффективное руководство группой предполагает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений» (1993).
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |