На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Тренинг личностного роста - Приложения
Тренинг личностного роста - Приложения
Лекции и практикум по психологии - Общая психология
Индекс материала
Тренинг личностного роста
Основные критерии личностного роста
Организация тренинга личностного роста в учебном процессе
Программа курса «тренинг личностного роста»
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Приложения
Все страницы

 

Приложения

Девятишаговая модель подготовки к тренингу (по И.В. Вачкову)


Шаг первый. Определение темы и цели тренинга как образа будущего результата. Часто ведущий хочет провести тренинг по теме, которая интересна ему самому. Он придумывает завлекательное название, разрабатывает программу, подбирает великолепные (как ему кажется) психотехники... А на тренинг никто не приходит, группу сформировать не удается.
Все же исходить надо не только из собственных интересов (впрочем, их надо тоже обязательно соблюсти, иначе тренинг получится скучным), но и из реальных запросов и трудностей реальных людей. Ответьте себе на простые вопросы:
Что хотят получить будущие участники группы?
Чего группа и каждый ее участник реально смогут и должны достичь?
Что я смогу и должен для этого сделать?
Каков будет конечный результат нашей работы?
Чем более ярким, конкретным и правдоподобным будет образ будущего результата, тем больше шансов, что вы этот результат получите.
Шаг второй. Определение состава тренинговой группы.
Кто будет в группе? Сколько человек? Каково будет соотношение мальчиков и девочек? В чем заключаются психологические особенности участников?
Постарайтесь заранее встретиться с будущими членами группы, познакомиться с ними, выяснить их ожидания от предстоящей тренинговой работы. Обязательно позаботьтесь об ограничении числа участников и «сверху», и «снизу». Желательно, чтобы число участников не превышало 18 человек. Но и слишком малое число - 3-4 человека - потребует коренного пересмотра содержания тренинговой программы: многие упражнения будет невозможно провести. Кроме того, психологическая атмосфера группы из трех или, скажем, пятнадцати человек сильно отличается, что вынуждает ведущего использовать разную стилистику ведения. Для эффективной работы оптимальным, по мнению многих специалистов, является 12 участников (без ведущего).
Шаг третий. Определение временных ресурсов.
Нужно сразу спланировать, сколько всего будет проведено тренинговых занятий. Как часто будут проходить встречи? Сколько вре-
мени будет длиться каждое занятие? Возможна ли протяженность тренинга несколько месяцев?
Следует определиться с темпом тренинговых занятий и выбрать, что является в данном случае оптимальным: «марафонный» стиль или короткие встречи в течение длительного времени.
Шаг четвертый. Формулировка проблем.
Необходимо четко и ясно сформулировать проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга. Что такое проблема? Это вопрос, на который в данный момент не существует однозначного ответа.
Шаг пятый. Формулировка задач.
Если проблема - это пока не решенный вопрос, то задача - это цель деятельности, данная в определенных условиях. Задачу надо формулировать не вопросительно, а утвердительно. В ней должны содержаться требования к осуществляемой деятельности по определению искомого.
Шаг шестой. Подбор соответствующих психотехник.
В идеале при создании авторского тренинга игры и упражнения должны быть авторскими разработками. Но начинающему тренеру обычно приходится обращаться к профессиональной литературе и пользоваться уже известными психотехниками. Важно, чтобы эти психотехники работали на решение поставленных задач. Обычно в книгах и сборниках указываются цели описываемых упражнений; если же указания нет, тренеру придется самому оценить их пригодность для своего тренинга.
Шаг седьмой. Выделение блоков тренинговой программы и занятий на каждый блок.
В соответствии с выделенными на четвертом шаге проблемами можно определить те блоки (или модули), которые должны быть в тренинге.
Следует учесть, что полная реализация всех блоков значительно увеличит длительность тренинга. Каждый блок может быть превращен в отдельный тренинг, то есть данная программа имеет модульный характер. Вместе с тем в каждом модуле группа будет проходить те же стадии, что и в целостной тренинговой программе. Иными словами, имеет место «голографический эффект»: отдельная часть содержит в себе все свойства целого.
Необходимо рассчитать, сколько занятий надо включить в каждый блок.
Шаг восьмой. Составление сценарного плана тренинга.
Реализация этого шага связана с распределением подобранных или разработанных техник по занятиям. При этом необходимо учитывать следующие критерии:
1) важнейшая решаемая техникой задача;
2) время, которое необходимо затратить на технику;
3) совместимость техник друг с другом;
4) стадия групповой динамики, когда будет применена техника;
5) тип и степень активности участников, инициируемые техникой (физическая подвижность или «сидячая» работа в кругу);
6) уместность применения психотехники в данный момент (готовность к ней участников).
С первого раза оптимальным образом распределить тренинговые психотехники при недостаточном опыте ведения групп бывает сложно. Но это не страшно: в процессе тренинга надо будет каждый раз перед тем, как начать упражнение, спросить себя: подойдет оно сейчас или нет? Допустим, по вашему плану сейчас должна быть групповая дискуссия, но участники уже полтора часа сидят на стульях и начинают ерзать от утомления. Они нуждаются в физической активности - значит надо провести подвижную игру! Чтобы не растеряться в ситуации необходимости замены одной техники другой, следует заранее позаботиться о запасных упражнениях - иных по форме, но направленных на решение тех же задач.
Кроме того, нужно обязательно включить в каждое занятие такие техники, которые направлены не на решение групповых задач, а на развитие социальной структуры группы, на активизацию групповой динамики, поддержку необходимого темпоритма. Это могут быть игры типа «Самый-самый!», «Ранжирование по качествам», различные социометрические процедуры. Нельзя забывать об этой линии развития тренинговой группы.
Шаг девятый. Написание краткого сценария тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.
Стоит записать сценарий тренинга максимально подробно, не поскупившись на детали при описании упражнений (тогда вы представите их очень ярко - словно вы их уже действительно провели). Отдельно приготовьте план каждого занятия на отдельной карточке с указанием названий упражнений. Это будет ваша шпаргалка, которая поможет на тренинге - весь подробный сценарий на занятие брать не рекомендуется: пачка бумаги в руках будет сильно сковывать вашу активность.
Все перечисленные в сценарии занятия материалы приготовьте заранее в тренинговом зале. Позаботьтесь и о том, чтобы во время занятия вам никто не помешал: техничка, пришедшая мыть полы, или настырный руководитель кружка мягкой игрушки, которому тоже как раз понадобилось это помещение. Подстрахуйтесь и напомните завучу, чтобы потенциальным участникам именно на время тренинга не поставили дополнительные занятия.


Требования к организации психологических тренингов


Организация пространственно-предметной среды:
• кабинет (не менее 18 кв. м), пригодный как в качестве традиционной учебной, так и в качестве игровой аудитории;
• ковровое покрытие;
• свободно передвигающиеся учебные столы и стулья.
Минимально необходимые требования к оборудованию:
• стол и стул на каждого участника;
• доска (стенд для вывешивания плакатов или флипчарт);
• цветные карандаши (или фломастеры), краски и кисточки на каждого участника;
• листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А4 и А3);
• картонные карточки (размером 9 х 12 или чуть меньше);
• маты;
• набор разнообразных игрушек.
Желательны:
• телевизор;
• видео- и аудиомагнитофоны;
• компьютер;
• зеркала на стенах, скрываемые шторками.
Время занятий:
• продолжительность каждого занятия: от 35-45 минут до 12 часов с одним 10-минутным перерывом;
• частота: рекомендуется не реже одного раза в неделю; возможно проведение тренинга-марафона в выходные дни (по 8-12 часов в день).

Сложные моменты при организации тренинга

Стадии
тренинга

Сложные моменты, трудные ситуации, типичные вопросы

Возможные
причины

Рекомендации тренеру

Подготовка

Вы не знаете, с чего начать подготовку к тренингу

Видимо, у вас пока отсутствует опыт ведения групп и вы не очень хорошо представляете, для чего это вообще нужно

Четко сформулируйте цель, которой вы хотите достичь с помощью тренинга. Если ее нет, не стоит и начинать.
На основе изучения имеющихся программ составьте свою программу тренинга, расписав все планируемые упражнения и примерно указав время для каждого

 

Перед первой встречей с группой вы волнуетесь

Вы чувствуете свою ответственность перед началом значимого дела

Волнуйтесь на здоровье! Вот полнейшее спокойствие новичка - подозрительный признак. Переживают перед началом работы и опытные тренеры. Волнение способствует мобилизации ваших ресурсов и включает внутреннюю энергетику. Самое главное - не перейти точку разрушения эффективности, поэтому с помощью релаксационных процедур снизьте волнение до приемлемого уровня

 

Составляя сценарий занятия, вы не уверены, что правильно распределили временные затраты

Вы плохо представляете, сколько на самом деле времени может занять то или иное упражнение

Ваши сомнения безусловно оправданны. В разных группах одна и та же психотехника может занимать очень разное время. Понятно, что худший вариант, когда вы не знаете, чем заполнить возникший остаток времени на занятии. Поэтому на своей карточке со сценарием встречи запишите несколько «резервных» игр - вам будет спокойней. Кроме того, возможно, в процессе работы вы почувствуете, что лучше использовать их вместо запланированных

Стадия мотивации

Группа не особо мотивирована на занятия

1. Участники не понимают толком, что такое тренинг. 2. У участников имеется предыдущий негативный опыт общения с психологами

В любом случае часть первого занятия необходимо потратить на «разогрев группы» (да и самого себя). Кратко объясните людям, что такое тренинг. Нужно мотивировать участников на предстоящую работу. Создать интерес к тренингу можно, например, с помощью «психологических конфеток» - игр, наверняка увлекательных для уча-

 

 

 

стников. Такие игры совсем не трудны и позволяют снять естественное напряжение у членов группы

Начав работать с группой, вы почувствовали, что она вам не нравится

Вы заранее сформировали у себя представление об идеальной группе

Люди - не доллары, чтобы всем нравиться. Замените в своей голове придуманный образ группы на реальный. Поищите (и найдете!) позитивные характеристики участников. После первой же встречи измените программу, сделав ее более соответствующей реалиям вашей группы. В будущем откажитесь от конкретных, да еще и завышенных ожиданий

Стадия осознания

Можно ли менять сценарные планы занятий?

Вероятно, вы рассматриваете тренинговое занятие с традиционно педагогических позиций - есть стандарт, есть обязательный минимум знаний, есть конкретная тема урока и положенное количество часов...

В тренинге менять можно (и нужно почти всегда!) практически все - от сценария до общей атмосферы, от процедуры начала до распределения социометрических ролей. При этом спланировать и продумать заранее в деталях весь процесс предстоящего тренинга крайне важно, потому что при этом вы его буквально проживаете, получая опыт еще не состоявшегося события. А в процессе работы не бойтесь ломать программу, если вы чувствуете, что это надо. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект

Вы сомневаетесь, как себя вести на тренинговых занятиях: подражать известным вам образцам хороших тренеров или быть собой?

Вы еще не сформировали свой личностный стиль ведения групп

Конечно, лучше быть собой (если вы четко понимаете, что это значит...). Но, думается, в начале работы можно попытаться «примерить» на себя те стили, которые вы считаете продуктивными. Только не останавливайтесь на одном! Экспериментируйте. В конце концов вам удастся найти такой стиль, который будет отвечать именно вашим личностным особенностям, и тогда это будет не вынужденная профессиональная маска, а конструктивный способ использования ваших личностных потенциалов

Вам не удается сосредоточить внимание участников на себе, во время занятия шумно

Если вы работаете с подростковой группой, вполне возможно, они просто устроили вам проверку или хотят выяснить границы дозволенного на занятиях

Ни в коем случае не переходите на крик и обвинения в адрес участников! Если это произошло, ставьте крест на успешности тренинга. Существует масса приемов привлечения внимания: можно начать говорить шепотом (парадоксальное решение), начать подавать невер-

 

 

 

бальные сигналы руками (смена модальностей способствует включению внимания), совершить неожиданное короткое действие (нарисовать на доске или плакате большой круг, встать на стул, замереть с расставленными руками), включить музыку, просто спокойно дождаться тишины и т.п.

Кризис

Участники группы проявили агрессию в отношении вас

Существует несколько возможных причин: во-первых, вы сами могли спровоцировать агрессию своим поведением; во-вторых, вы могли увидеть агрессию там, где ее не было, то есть это всего лишь проекция ваших негативных чувств; в-третьих, группа может находиться на стадии кризиса, когда агрессия на ведущего вполне закономерная вещь

Оставайтесь спокойным, ни при каких обстоятельствах не отвечайте на агрессию по принципу «Сам дурак!». Внимательно присмотритесь к группе: не является ли агрессия иллюзией? Если нет, то кто носитель агрессии - вся группа или отдельные участники? Очень маловероятной является ситуация общегруппового нападения на вас.
Не впадайте в панику и не вздумайте спасаться бегством - хлопая дверью и заливаясь слезами. Это худшее, что можно придумать. Не пытайтесь встать в позицию оправдывающегося - если вы не отвечаете агрессией на агрессию, практически всегда в группе найдется человек, который встанет на вашу защиту. Возникшую дискуссию следует использовать в продуктивных целях для анализа групповой ситуации. Если неприятие все-таки вызвали ваши действия, то признайте свою неправоту и извинитесь, не теряя достоинства и самообладания. Может быть, негативные, агрессивные чувства являются первым прорывом истинных переживаний. И это нужно рассматривать как достижение в вашей работе. Их стоит обсудить и... идти дальше

Стадия переоценки

Кто-то из участников (или вся группа) отказывается выполнять упражнение

Он(они) к этому упражнению не го- тов(-ы). Слишком велики напряжение и тревога. Вы затронули что-то болезненное. Возможно, это упражнение предлагается слишком рано

Если кто-то из участников категорически отказывается выполнять упражнение, не нужно настаивать. Пусть посмотрит со стороны. По завершении упражнения можно обсудить, почему он не стал участвовать. В самом начале тренинга следует договориться с группой об обязательных для всех правилах (в частности, о «Правиле активности»). Однако если кто-то просит разрешения «посидеть, посмотреть», то можно обратиться

 

 

 

за этим разрешением к группе.
В целом же ведущий должен вести себя со спокойной решительностью, своим видом не допуская мысли об отказе участия в работе: «Так, а теперь все встаем, послушайте внимательно инструкцию». Это особенно важно в начале работы группы

Стадия действия

Включать в группу новичков или нет? Иными словами, группа должна быть открытой или закрытой?

После первых занятий к вам потянулись другие ребята, слышавшие о тренинге и желающие поучаствовать в чем-то интересном

Если вы ведете тренинг общения, то оснований для запрещения вводить в группу новых участников нет никаких. Напротив, это будет полезно для расширения репертуара общения. В тренингах личностного роста это не всегда возможно. Лучше решить этот вопрос совместно с группой. Если уровень интимности отношений уже высок и группа встречается давно, новых участников вводить не стоит

Если кто-то из участников заявляет, что больше ходить на встречи не будет, можете ли вы ему запретить это?

Либо этот участник уже получил все, что ему было нужно, либо почувствовал угрозу своей психологической безопасности, либо не увидел в работе группы ничего для себя полезного

Уйти из группы - это все-таки право каждого участника. Как ведущий вы можете только высказать сожаление и свое желание видеть его на занятиях. Если же группа приобрела психотерапевтический характер и групповая динамика находится в развитии, то уход даже одного участника обязательно окажет сильное влияние на групповые процессы. Кроме того, уходя из группы, участник берет на себя ответственность за те процессы, которые были запущены в нем в группе, которые происходят и которые еще не завершены. Об этом его необходимо предупредить

Завершение
тренинга

Вы предполагаете, что завершать работу группы лучше так, чтобы все плакали перед расставанием

По-видимому, вы рассматриваете успешность работы по количеству пролитых слез

Расставаться лучше смеясь (так же, как человечество расстается со своим прошлым). Заканчивать группу следует на мажоре, чтобы ребята почувствовали прилив оптимизма и желание применить все, чему научились в процессе тренинговых занятий, в жизни

Этапы работы по созданию тренинговых техник


I. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе.
II. Формулирование цели будущей психотехники.
Цель вытекает из осознанной проблемы.
III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику.
Тренинговые методы могут быть классифицированы по временным и пространственным параметрам, и, соответственно, могут быть выделены тренинговые методы работы с прошлыми событиями, «случающимися» событиями и конструируемыми событиями.
IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода.
На этом этапе возможна модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), приводящая к рождению новой. В случае второго варианта и происходит использование приемов разработки тренинговых техник. Следует оговориться, что речь идет именно о модификации известных техник. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и пойти так далеко, что созданная вами психотехника окажется в смысле авторской.

Блочная структура тренингового занятия

структура тренинга

Источник Тренинг личностного роста : пособие / авт.-сост.
Ж.Л. Данилова. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. - 50 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.