Тренинг личностного роста - Приложения |
Лекции и практикум по психологии - Общая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 6 из 6
Приложения Девятишаговая модель подготовки к тренингу (по И.В. Вачкову)
|
Стадии |
Сложные моменты, трудные ситуации, типичные вопросы |
Возможные |
Рекомендации тренеру |
Подготовка |
Вы не знаете, с чего начать подготовку к тренингу |
Видимо, у вас пока отсутствует опыт ведения групп и вы не очень хорошо представляете, для чего это вообще нужно |
Четко сформулируйте цель, которой вы хотите достичь с помощью тренинга. Если ее нет, не стоит и начинать. |
|
Перед первой встречей с группой вы волнуетесь |
Вы чувствуете свою ответственность перед началом значимого дела |
Волнуйтесь на здоровье! Вот полнейшее спокойствие новичка - подозрительный признак. Переживают перед началом работы и опытные тренеры. Волнение способствует мобилизации ваших ресурсов и включает внутреннюю энергетику. Самое главное - не перейти точку разрушения эффективности, поэтому с помощью релаксационных процедур снизьте волнение до приемлемого уровня |
|
Составляя сценарий занятия, вы не уверены, что правильно распределили временные затраты |
Вы плохо представляете, сколько на самом деле времени может занять то или иное упражнение |
Ваши сомнения безусловно оправданны. В разных группах одна и та же психотехника может занимать очень разное время. Понятно, что худший вариант, когда вы не знаете, чем заполнить возникший остаток времени на занятии. Поэтому на своей карточке со сценарием встречи запишите несколько «резервных» игр - вам будет спокойней. Кроме того, возможно, в процессе работы вы почувствуете, что лучше использовать их вместо запланированных |
Стадия мотивации |
Группа не особо мотивирована на занятия |
1. Участники не понимают толком, что такое тренинг. 2. У участников имеется предыдущий негативный опыт общения с психологами |
В любом случае часть первого занятия необходимо потратить на «разогрев группы» (да и самого себя). Кратко объясните людям, что такое тренинг. Нужно мотивировать участников на предстоящую работу. Создать интерес к тренингу можно, например, с помощью «психологических конфеток» - игр, наверняка увлекательных для уча- |
|
|
|
стников. Такие игры совсем не трудны и позволяют снять естественное напряжение у членов группы |
Начав работать с группой, вы почувствовали, что она вам не нравится |
Вы заранее сформировали у себя представление об идеальной группе |
Люди - не доллары, чтобы всем нравиться. Замените в своей голове придуманный образ группы на реальный. Поищите (и найдете!) позитивные характеристики участников. После первой же встречи измените программу, сделав ее более соответствующей реалиям вашей группы. В будущем откажитесь от конкретных, да еще и завышенных ожиданий |
|
Стадия осознания |
Можно ли менять сценарные планы занятий? |
Вероятно, вы рассматриваете тренинговое занятие с традиционно педагогических позиций - есть стандарт, есть обязательный минимум знаний, есть конкретная тема урока и положенное количество часов... |
В тренинге менять можно (и нужно почти всегда!) практически все - от сценария до общей атмосферы, от процедуры начала до распределения социометрических ролей. При этом спланировать и продумать заранее в деталях весь процесс предстоящего тренинга крайне важно, потому что при этом вы его буквально проживаете, получая опыт еще не состоявшегося события. А в процессе работы не бойтесь ломать программу, если вы чувствуете, что это надо. Идите за участниками, работайте на них, а не на задуманный вами проект |
Вы сомневаетесь, как себя вести на тренинговых занятиях: подражать известным вам образцам хороших тренеров или быть собой? |
Вы еще не сформировали свой личностный стиль ведения групп |
Конечно, лучше быть собой (если вы четко понимаете, что это значит...). Но, думается, в начале работы можно попытаться «примерить» на себя те стили, которые вы считаете продуктивными. Только не останавливайтесь на одном! Экспериментируйте. В конце концов вам удастся найти такой стиль, который будет отвечать именно вашим личностным особенностям, и тогда это будет не вынужденная профессиональная маска, а конструктивный способ использования ваших личностных потенциалов |
|
Вам не удается сосредоточить внимание участников на себе, во время занятия шумно |
Если вы работаете с подростковой группой, вполне возможно, они просто устроили вам проверку или хотят выяснить границы дозволенного на занятиях |
Ни в коем случае не переходите на крик и обвинения в адрес участников! Если это произошло, ставьте крест на успешности тренинга. Существует масса приемов привлечения внимания: можно начать говорить шепотом (парадоксальное решение), начать подавать невер- |
|
|
|
бальные сигналы руками (смена модальностей способствует включению внимания), совершить неожиданное короткое действие (нарисовать на доске или плакате большой круг, встать на стул, замереть с расставленными руками), включить музыку, просто спокойно дождаться тишины и т.п. |
Кризис |
Участники группы проявили агрессию в отношении вас |
Существует несколько возможных причин: во-первых, вы сами могли спровоцировать агрессию своим поведением; во-вторых, вы могли увидеть агрессию там, где ее не было, то есть это всего лишь проекция ваших негативных чувств; в-третьих, группа может находиться на стадии кризиса, когда агрессия на ведущего вполне закономерная вещь |
Оставайтесь спокойным, ни при каких обстоятельствах не отвечайте на агрессию по принципу «Сам дурак!». Внимательно присмотритесь к группе: не является ли агрессия иллюзией? Если нет, то кто носитель агрессии - вся группа или отдельные участники? Очень маловероятной является ситуация общегруппового нападения на вас. |
Стадия переоценки |
Кто-то из участников (или вся группа) отказывается выполнять упражнение |
Он(они) к этому упражнению не го- тов(-ы). Слишком велики напряжение и тревога. Вы затронули что-то болезненное. Возможно, это упражнение предлагается слишком рано |
Если кто-то из участников категорически отказывается выполнять упражнение, не нужно настаивать. Пусть посмотрит со стороны. По завершении упражнения можно обсудить, почему он не стал участвовать. В самом начале тренинга следует договориться с группой об обязательных для всех правилах (в частности, о «Правиле активности»). Однако если кто-то просит разрешения «посидеть, посмотреть», то можно обратиться |
|
|
|
за этим разрешением к группе. |
Стадия действия |
Включать в группу новичков или нет? Иными словами, группа должна быть открытой или закрытой? |
После первых занятий к вам потянулись другие ребята, слышавшие о тренинге и желающие поучаствовать в чем-то интересном |
Если вы ведете тренинг общения, то оснований для запрещения вводить в группу новых участников нет никаких. Напротив, это будет полезно для расширения репертуара общения. В тренингах личностного роста это не всегда возможно. Лучше решить этот вопрос совместно с группой. Если уровень интимности отношений уже высок и группа встречается давно, новых участников вводить не стоит |
Если кто-то из участников заявляет, что больше ходить на встречи не будет, можете ли вы ему запретить это? |
Либо этот участник уже получил все, что ему было нужно, либо почувствовал угрозу своей психологической безопасности, либо не увидел в работе группы ничего для себя полезного |
Уйти из группы - это все-таки право каждого участника. Как ведущий вы можете только высказать сожаление и свое желание видеть его на занятиях. Если же группа приобрела психотерапевтический характер и групповая динамика находится в развитии, то уход даже одного участника обязательно окажет сильное влияние на групповые процессы. Кроме того, уходя из группы, участник берет на себя ответственность за те процессы, которые были запущены в нем в группе, которые происходят и которые еще не завершены. Об этом его необходимо предупредить |
|
Завершение |
Вы предполагаете, что завершать работу группы лучше так, чтобы все плакали перед расставанием |
По-видимому, вы рассматриваете успешность работы по количеству пролитых слез |
Расставаться лучше смеясь (так же, как человечество расстается со своим прошлым). Заканчивать группу следует на мажоре, чтобы ребята почувствовали прилив оптимизма и желание применить все, чему научились в процессе тренинговых занятий, в жизни |
Этапы работы по созданию тренинговых техник
I. Вычленение проблемы, которую необходимо решить в тренинговой работе.
II. Формулирование цели будущей психотехники.
Цель вытекает из осознанной проблемы.
III. Выбор тренингового метода, в рамках которого наиболее целесообразно разрабатывать психотехнику.
Тренинговые методы могут быть классифицированы по временным и пространственным параметрам, и, соответственно, могут быть выделены тренинговые методы работы с прошлыми событиями, «случающимися» событиями и конструируемыми событиями.
IV. Создание необходимых тренинговых техник в рамках выбранного метода.
На этом этапе возможна модификация имеющейся техники (или психотехнической модели), приводящая к рождению новой. В случае второго варианта и происходит использование приемов разработки тренинговых техник. Следует оговориться, что речь идет именно о модификации известных техник. Впрочем, модификация может быть настолько творческой и пойти так далеко, что созданная вами психотехника окажется в смысле авторской.
Источник Тренинг личностного роста : пособие / авт.-сост.
Ж.Л. Данилова. - Витебск : УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2012. - 50 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |