Страница 2 из 6
Основные критерии личностного роста
При полноценном личностном росте изменения затрагивают взаимоотношения личности как с внутренним миром (интраперсо- нальность), так и с внешним миром (интерперсональность). Соответственно, и критерии личностного роста складываются из интраперсо- нальных и интерперсональных. Интраперсональные критерии личностного роста 1) Принятие себя. Это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков он есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способность к самостоятельному выбору» (К. Роджерс, 1993), веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. Последнее следует подчеркнуть особо, так как в данном случае доверие к себе не означает лишь веру в возможности сознательного «Я» (тем более - лишь в силу своего интеллекта), но также понимание того, что «цельный организм может быть и часто является мудрее, чем его сознание» (К. Роджерс, 1994). 2) Открытость внутреннему опыту переживаний. «Опыт переживаний» - это одно из центральных понятий в гуманистической психологии, используемое для обозначения сложного непрерывного процесса («потока»), субъективного переживания событий внутреннего мира (включающий и отражение событий мира внешнего). Чем более сильная и зрелая личность, тем более она свободна от искажающего влияния защит и способна прислушаться к этой внутренней реальности, отнестись к ней как к достойной доверия и «жить настоящим». 3) Понимание себя. Как можно более точное, полное и глубокое представление о себе и своем актуальном состоянии (включая реальные свои переживания, желания, мысли); способность увидеть и услышать себя подлинного, сквозь наслоения масок, ролей и защит; адекватная и гибкая «Я-концепция», чувствительная к актуальным изменениям и ассимилирующая новый опыт, сближение «Я-реального» и «Я-идеального» - вот основные тенденции личностного роста по этому критерию. 4) Ответственная свобода. Во взаимоотношениях с самим собой это означает, прежде всего, ответственность за осуществление своей жизни имеенно как своей, осознание и принятие своей свободы. Это также означает «внутренний локус оценивания» - ответственность за выбор ценностей и вынесение оценок, независимость от давления внешних оценок. И, наконец, это ответственность за актуализацию своей индивидуальности и самобытности, за то, чтобы остаться верным себе. 5) Целостность. Важнейшее направление личностного роста - усиление и расширение интегрированности и взаимосвязанности всех аспектов жизни человека, а особенно - целостности внутреннего мира и самой личности. Точнее было бы говорить о сохранении и защите целостности, которой человек обладает изначально. Как подчеркивал К. Роджерс, с самого начала «младенец... является интегрированным и целостным организмом, постепенно индивидуализирующимся» (К. Роджерс, 1994). Проблема в том, чтобы эти нарастающие индивидуализирован- ность и дифференцированность не вели к утрате внутреннего единства человека, к потере конгруэнтности, к разрывам или диспропорциям (например, между интеллектом и чувствами, «Я-реальным» и «Я-идеальным», между личностью и организмом). Целостность и конгруэнтность являются непременным условием эффективной регуляции жизни человека. 6) Динамичность. Внутриличностное единство и согласованность не означают косности и завершенности. Наоборот, личность существует в постоянном непрерывном процессе изменений. В этом смысле зрелая личность - это непременно становящаяся личность, то есть рост личности есть способ ее существования. Поэтому, важнейший критерий личностного роста - динамичность, гибкость, открытость изменениям и способность, сохраняя свою идентичность, развиваться через разрешение актуальных противоречий и проблем, и постоянно «быть в процессе» - «скорее быть процессом зарождающихся возможностей, чем превратиться в какую-то застывшую цель» (К. Роджерс, 1994).
Интерперсональные критерии личностного роста
1) Принятие других. В интерперсональном направлении личностный рост проявляется, прежде всего, в динамике отношения к другим людям. Личность тем более зрелая, чем в большей мере она способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценностью и доверию им. А это, в свою очередь, связано с основополагающим доверием к человеческой природе и чувством глубинной сущностной общности между людьми. 2) Понимание других. Зрелая личность отличается свободой от предрассудков и стереотипов, способностью к адекватному, полному и дифференцированному восприятию окружающей действительности вообще и в особенности - других людей. Важнейший критерий личностного роста - готовность вступать в межличностный контакт на основе глубокого и тонкого понимания и сопереживания, эмпатии. 3) Социализированностъ. Личностный рост ведет ко все более эффективному проявлению фундаментального стремления человека - к конструктивным социальным взаимоотношениям. Человек в контактах с другими становится все более открытым и естественным, но при этом - более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия и «жить с другими в максимально возможной гармонии». 4) Творческая адаптивность. Важнейшее качество зрелой личности - готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, не упрощая, а проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности» (К. Роджерс, 1994). Естественно, изменения в каждом из перечисленных направлений личностного роста происходят (если происходят) в соответствии со своими специфическими закономерностями. В то же время это процесс целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других.
Понятие «Тренинг личностного роста»
В настоящее время слово «тренинг» используется весьма широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий краткие теоретические семинары и практическую обработку навыков за короткий срок. Понятно, что психологический тренинг касается психологических навыков: саморегуляции, развития собственной личности, общения, включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми. Тренинги личностного роста наиболее близки к психотерапевтическим группам. В них с помощью различных техник участники пытаются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, которые препятствуют решению их жизненных и профессиональных задач. Каждый участник тренинга с помощью других участников и тренера может понять свои неосознаваемые страхи, избавиться от внутренних барьеров, лучше узнать, как его воспринимают окружающие люди. Это позволяет выявить и в дальнейшем более эффективно применять свои положительные качества, сформировать более реальную оценку способностей, увидеть собственные ошибки и недостатки. Тренинг личностного роста - один из традиционных видов тренинга, чья цель - коррекция отдельных проявлений личности, получение нового полезного опыта, рост личности и так далее. В таком тренинге активно используются психотерапевтические методы и техники получения обратной связи, работа ведется преимущественно на уровне чувств, а не поведения, критерии эффективности тренинга субъективные (самоотчеты участников). Такие тренинги могут быть классифицированы по механизмам обеспечения условий для личностного роста, положенным в их основу. Наиболее часто используемый механизм - развитие рефлексивных способностей участников, углубление самопознания, что достигается посредством обратной связи (тренинги самопознания). Тренинговая группа выступает для участников в роли психологического «зеркала», позволяющего глубже узнать самого себя, получить объективную информацию о том, как личность воспринимается окружающими. Однако, тренинги могут быть построены и на других механизмах - активизация детских эмоциональных потенциалов (тренинги работы с «Внутренним ребенком»), моделирование жизненного опыта, получаемого в критических ситуациях (экстремальные тренинги), активизация творческого потенциала и развитие способностей к самовыражению (тренинги креативности), повышение уровня осознания собственных телесных ощущений (телесно-ориентированные тренинги), развитие мотивации, способности к целеполаганию. Динамика самовосприятия личности в процессе тренинга личностного роста рассматривается нами по пяти основным направлениям: 1) Восприятие своего «Я» через соотнесение с другими, то есть человек использует другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа («взгляд со стороны»). Это дает прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы. 2) Восприятие себя через восприятие другими, то есть человек использует информацию, передаваемую ему окружающими (так называемый механизм обратной связи). Данный метод позволит участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт. 3) Восприятие себя через результаты собственной деятельности, то есть человек сам оценивает то, что он сделал. Это способ самооценки, который может помочь развитию личности или помешать этому процессу. В группе тренинга необходимо осуществлять постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимую коррекцию. 4) Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, то есть человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. В этом одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы - проникновение в свое «Я», получение опыта понимания собственного внутреннего опыта, своего мира. 5) Восприятие себя через оценку внешнего облика. В данном случае участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и на этой основе развивать себя и свои возможности. Основная идея тренинга личностного роста заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими, в ладу с самим собой.
Правила и принципы проведения тренинга
Тренинг в учебном процессе является обязательным, а не добровольным и, если он будет проводиться формально, без создания особой атмосферы, то не будет эффективным. Обучение с помощью тренингов существенно отличается от традиционных методов обучения (уроков, лекций, семинаров) не только по форме проведения, но и по основным принципам. При обычном обучении человека учат давать правильные ответы, и только правильные. Ошибки так или иначе наказываются. При тренинге же к ошибкам относятся снисходительно, они рассматриваются как необходимая часть процесса обучения. Опишем основные специфические принципы работы тренинговой группы и вытекающие из них правила: 1) Принцип и правило максимальной активности В процессе тренинга учащиеся должны вовлекаться в специально организованные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что слышит, пятьдесят процентов того, что видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам. Активное поведение, даже не совсем правильное, на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому нужно быть терпимыми к ошибкам, чтобы учащиеся чувствовали себя свободно и комфортно. Для поддержания активности важно стремиться к тому, чтобы сделать из тренинга не рядовое занятие, а событие. Тренинговые занятия ни в коем случае не должны быть скучными. Для этого их важно наполнить самыми разными видами активности. Все, что происходит на тренинге не должно замыкаться только на нем и превращаться просто в игру. Постоянно нужно делать ссылки на обыденную жизнь, стремиться к максимальному переносу полученных навыков в практику. 2) Общение по принципу «здесь и теперь» На тренинге участники общаются «здесь и теперь», то есть обсуждают не прошлое или возможное поведение, а только то, что делается и говорится во время занятий. Считается, что таким образом уменьшается влияние психологической защиты и поддерживается психологическая безопасность. 3) Принцип и правило персонификации высказываний Суть его состоит в отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. То есть вместо высказываний: «считается...», «некоторые считают, что ...» в группе нужно говорить, используя формы: «я считаю, что...» и т.п. За выполнением этого правила (как и всех остальных) должен следить ведущий тренинга. 4) Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний В тренинговой группе нужно стремиться к созданию свободной творческой атмосферы. Для этого специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, провоцирующие участников на неожиданные, нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность для себя реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные ресурсы. В целях создания условий для творческой активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности. Важные навыки, которые вырабатываются на тренинге: принятие себя и другого таким, каков есть, безо- ценочность суждений, умение выслушать другого, уловить рациональное зерно в любом высказывании и поведении. 5) Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности Партнерским общением является такое, при котором учитываются особенности каждого участника, его чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Постоянный диалог, полноценное межличностное общение участников направлено на выработку уважения к чужой мысли, доверия, на избавление от взаимных подозрений, неискренности, страха. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы. 6) Принцип объективации (осознания) поведения. Правило обратной связи Важнейшие моменты тренинга - осознание его участниками мотивов своего поведения, переход от импульсивных действий к сознательной саморегуляции. Именно это позволяет человеку не только на тренинге, но и в дальнейшем управлять своим внешним поведением и собственным внутренним миром. Универсальным средством объективации такого осознания является обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Логично начать курс (и теорию, и тренинги) с понимания проблем личности, затем плавно перейти к вопросам об уверенности в себе и общению. Однако, сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание - во многом зависит от конкретной группы: от личностных проблем учащихся, от уровня их активности, от степени доброжелательности или напряженности отношений в группе, от того, есть ли в ней лидеры и изгои, и от многих других факторов. Все (или хотя бы основные) факторы должен учитывать преподаватель-тренер, если он хочет не просто формально «прочесть курс», а действительно добиться личностного и профессионального роста студентов. Молодые люди могут быть очень обидчивы и ранимы, даже если не показывают этого. Провалы, неудачи (даже в игровых ситуациях), критика, насмешки вызовут скорее озлобление и негативные реакции или даже психологические травмы, а не те изменения, на которые рассчитывает тренер. Только в доброжелательной атмосфере молодой человек может постепенно понять, что ему нужно изменить свое поведение. Для тренинговых занятий необходима атмосфера принятия и поддержки. Участники должны сосредоточить внимание на осознании прежде всего положительных аспектов своей личности. Именно открытие своих новых положительных качеств способствует выработке уверенности в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Принцип «НЕ НАВРЕДИ» в тренинге личностного роста не менее важен, чем в психотерапии и медицине.
|