Страница 3 из 6
Организация тренинга личностного роста в учебном процессе
Тренинг, включенный в учебный процесс, имеет ряд особенностей. Он проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (два академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Члены группы хорошо знакомы между собой, как правило, они много общаются вне тренинга на учебе и в неформальной обстановке. Все это затрудняет использование стандартных методик и требует специальной подготовки. Подготовка помещения и оборудования. Стандартная аудитория, в которой студенты сидят за столами и смотрят в затылок друг другу, для тренинга не годится. Участники должны сидеть на стульях по кругу, каждый должен иметь возможность общаться с соседями справа и слева и, кроме того, видеть всех остальных и тренера. Помимо этого, нужны места, где можно было бы работать парами или группами по три-четыре человека. В кругу должно быть 10-15 человек, в крайнем случае - 20. Если участников в группе больше, их можно разбить на две подгруппы: пока одна выполняет задание в кругу, вторая наблюдает или выполняет другое задание в парах или маленьких группах. Затем они меняются местами. Потом можно провести общее обсуждение. Понадобятся также доска и мел или другое приспособление для крупных записей. Если нет подходящего помещения, можно проводить занятия в зале - там обычно бывает удобно поставить часть стульев по кругу. В обычном классе можно сдвинуть столы к стенам, а стулья расставить по кругу в центре. Для тренинга желательна (хотя и не обязательна) видео- и аудиоаппаратура, с помощью которой можно слушать музыку, смотреть учебные фильмы. Очень полезно иметь возможность сделать видеозапись выполнения того или иного задания, а потом просмотреть ее и обсудить свое поведение. Порядок занятий. Учебный курс включает в себя две взаимосвязанные, но различные части: информационно-теоретическую и собственно тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в форме обычных лекций и семинаров. Она должна быть относительно небольшой - 10-12 часов (из 40 часов курса). Их можно провести сразу в начале курса, но лучше разбить на два-три блока, каждый из которых предваряет несколько близких по содержанию тренинговых занятий. Основное время курса целесообразно посвятить собственно тренингу, в ходе которого проводятся: разминки, выполнение заданий, ролевые игры и обсуждения. Перед началом тренинговых занятий руководитель должен подробно ознакомить студентов с главными нормами и принципами тренингового общения. Их краткие формулировки можно написать на плакате, который будет висеть в аудитории постоянно и напоминать участникам о правилах тренинга: I. Будь активным, действуй, говори. II. Думай и говори только о том, что происходит «здесь и теперь». III. Действуй и говори только от своего имени. IV. Предлагай, пробуй, экспериментируй, не критикуй. V. Каждый достоин уважения, уважай других - будут уважать тебя. VI. Постарайся понять себя и других. Расскажи, что понял и почувствовал. Можно первое из тренинговых занятий составить только из разминок и обсуждения. Это особенно полезно сделать в группе, в которой царит напряженная и недоброжелательная атмосфера, для того чтобы создать позитивный настрой на весь дальнейший курс. Каждое обычное тренинговое занятие должно начинаться с небольшой разминки в 10-15 мин. Затем следуют задания и ролевая игра. Обсуждение может завершать занятие или его можно перенести на следующее, но нельзя откладывать обсуждение более чем на одну неделю или совсем его отменять. На одном занятии задания и ролевые игры могут быть посвящены одной какой-нибудь теме («Я-образу», уверенности в себе, навыкам общения или профессиональным качествам) или сочетать элементы двух-трех тем, особенно, если они взаимосвязаны. Обратная связь в тренинге. Для установления обратной связи в тренинговом режиме взаимодействия необходимы, во-первых, внимание к участнику: понимать не только его слова, но и поведение в процессе общения (мимика, взгляд, жест, интонация); во-вторых, постоянный самоконтроль, необходимость своим речевым и неречевым поведением помогать участнику понять вас. Не установив обратной связи с собеседником, можно ошибочно предположить, что он точно понял сказанное, хотя на самом деле эффект совсем другой. В такой ситуации должна помочь правильная установка каждого на передачу-получение конкретной информации. Виды слушания, этапы и уровни восприятия входят в понятие «установки на взаимодействие и взаимопонимание». Умения слушания, развиваемые в реальной или моделируемой речевой деятельности, способствуют повышению результативности общения. В зависимости от целей устного общения и поведения каждого из участников тренинга возможна непредвзятая, положительная обратная связь или агрессивная, носящая негативный оттенок. Типы обратной связи соответствуют реакции слушающего на сообщение и подразделяются следующим образом: • активное слушание - слушание-сопереживание; • слушание-совет - слушание с целью дать совет и слушание, подразумевающее включение реплик-советов в реактивные действия слушающего; • слушание-вопрос - слушание, цель которого проконтролировать знания говорящего или получить для себя дополнительную информацию, формулируя во внутренней речи вопросы к говорящему; • слушание-критика - предвзятое слушание, предполагающее несовпадение точек зрения собеседников на проблему и попытки слушателя скорректировать содержание сообщения. Такую реакцию могут позволить себе в спорах, переговорах, дискуссиях лишь те, кто абсолютно уверен в своей позиции, своих знаниях. Прогнозировать или инициировать обратную связь во время речевого взаимодействия можно при условии, что каждый из участников общения использует средства и механизмы, навыки и умения слушания и говорения. Улучшению качества получаемой информации или реактивных действий способствуют определенные психологические характеристики участников общения и уровень развитости их коммуникативной компетенции. Так, человек, обладающий лучшей интуицией, способностью выделять главную информацию из услышанного, обобщать и ранжировать выводы, устанавливает более эффективную обратную связь (что проявляется в ответах на вопросы, запросе информации, собственных суждениях, обобщении элементов предметного содержания, невербальных реактивных действиях). Установлению обратной связи во взаимодействии «преподаватель-студент» помогают уточняющие вопросы, которые слушающий задает в процессе восприятия информации: что именно? когда именно? почему? Особенно важно такое уточнение, если общение сопровождается эффектом «испорченного телефона». Инициатор общения должен отвечать на вопросы слушающего. Не обращать внимания на уточняющий вопрос - значит спровоцировать непонимание или неправильное понимание собственных слов. В ответ на такие вопросы не стоит повторять в деталях большой информационный блок. Можно ограничиться повтором факта, цифры, понятия, определения. Вслед за микроситуацией уточнения должен последовать контроль восприятия. Слушатель выражает полное понимание репликами: «Теперь ясно!», «Так». Эффект обратной связи особенно важен в педагогической коммуникации, когда группа студентов принимает или вырабатывает общие решения. Причинами неэффективной педагогической коммуникации могут стать неполнота воспринимаемой информации, слабая память исполнителей, плохая структура указаний или иных сообщений, невнимание к собеседникам. Каждый человек стремится к тому, чтобы лучше понимать и быть понятым. Однако в непонимании чаще всего повинны обе стороны коммуникации. Среди методов контроля самый популярный - уточняющие или наводящие вопросы, переспрос слов или высказываний. Лучше всего обратная связь устанавливается, когда собеседники демонстрируют естественное участие и восприятие всего сообщения в целом. Хороший путь к взаимопониманию - отзывчивость к потребностям собеседника. Такая отзывчивость, готовность к сопереживанию в реальном общении выражается в соответствующих реактивных репликах слушателя или в его пересказе услышанного с элементами собственного анализа и оценки. Если преодолены барьеры, помехи, опасности непонимания в процессе активного взаимодействия, получаемая информация (знания, определения, инструкции, разъяснения) будет более полноценной, а обратная связь - более действенной. Обратная связь в педагогическом взаимодействии должна выражаться в наличии у преподавателя чувствительности к внешним влияниям (информации, поступающей от студентов, содержащей их реакцию на действия преподавателя), как способности преподавателя наладить информационный поток об изменениях, происходящих на занятии у студентов, в результате его активности, об их эмоциональных состояниях, возникающих в процессе взаимодействия, и способности преподавателя изменять свое поведение, перестраивать содержательные характеристики взаимодействия, с учетом поступающей от студентов информации. Социально-психологическая этика тренинга. При проведении любого социально-психологического тренинга должны соблюдаться строгие этические нормы, причем тренинг в учебном процессе имеет свои особенности. В работе со взрослыми, при добровольном тренинге, тренеры иногда идут на сознательные провокации: повышают напряжение в группе, создают условия для обострения личностных проблем участников. В некоторых случаях это действительно целесообразно. Тренеры специально провоцируют переживание участниками пиковых ощущений, как позитивных, так и негативных. Поэтому тренинг бывает достаточно болезненной для личности процедурой, ее самолюбие может быть сильно уязвлено, а самооценка поколеблена. Многие тренеры считают, что ради помощи участнику можно совершать «психологические интервенции». Но в тренинге личностного роста в учебной группе такие приемы недопустимы. Никакие упражнения или обсуждения не должны нагнетать напряженность в группе и, тем более, затрагивать достоинства кого-либо из учащихся, создавать психологический дискомфорт. Даже если тренеру кажется, что было бы полезно указать на отрицательные качества кого-то из участников, лучше воздержаться от критики и не допускать ее со стороны других студентов. При добровольном тренинге возможно сформировать группу из людей с более или менее схожими проблемами. В учебной группе могут быть очень разные люди и всем им нужно равное внимание. Кроме того, в группе, как правило, уже есть сложившаяся социальная структура (лидеры, «середина», изгои и другие), и она будет проявляться. Одни претендуют на лидерство во всем, другие, наоборот, боятся лишний раз заявить о себе, третьи же могут оказаться в роли своеобразного «козла отпущения», на котором будут пытаться вымещать негативные эмоции. Преподаватель-тренер должен «осадить» первых, раскрепостить вторых и защитить третьих. Иначе тренинг принесет не пользу, а вред. Кроме того, для того чтобы быть эффективным, необходимо учитывать индивидуальные особенности и проблемы человека. Добросовестный тренер старается подобрать группу так, чтобы люди могли помочь (или хотя бы не помешать) друг другу. Если отбор невозможен, тренер (или его помощник) должен, как минимум, провести предварительные беседы с будущими участниками, чтобы составить соответствующую программу тренинга. Во время такой беседы будущий клиент вправе узнать, что он получит от посещения тренинга, какие методы будут использоваться. В частности, будут ли публично обсуждать его проблемы, допускаются ли эмоциональные провокации. Существует еще одна опасность тренингов личностного роста, которую некоторые психологи называют «тренинговой иглой». Часто тренинг строится так, что сразу после него участники испытывают небывалый подъем, прилив сил и желание применить полученные знания и навыки на практике. Но после непродолжительного промежутка времени (1-2 недели) обнаруживается, что прежние проблемы вернулись и, более того, отношения с окружающими ухудшились. Даже с самыми близкими людьми не удается достичь взаимопонимания. Человек оказывается один на один со своими проблемами и он стремится снова пойти на тренинг, чтобы вновь вырваться из серых будней, почувствовать себя «среди своих», пережить яркие эмоции. Человек может привыкнуть к тренингу так, что уже не сможет без него обходится, причем тренинговая «подпитка» нужна ему будет все чаще и чаще. Добросовестные тренеры знают, что кратковременные эмоциональные всплески на тренинге могут быть полезными, но слишком долгие и сильные эмоции мешают реальной эффективности. Тренинг должен давать не быстро проходящие эмоции, а конкретные знания и практические навыки. Прохождение тренингов чаще, чем раз в полгода не рекомендуется. Общие этические требования к ведущему (тренеру, преподавателю) тренинговой группы личностного роста: • иметь развитое чувство личной идентичности, знать свои психологические потребности (например, что дает ему работа с группами), стиль поведения, их влияние на участников и работу всей группы; • ясно понимать свои роль и функции в группе, ознакомить с этим участников; • быть достаточно подготовленным к работе с группами определенного характера. То есть иметь подготовку, соответствующую требованиям профессиональной квалификации; • знать и понимать теоретические принципы работы с тренинговыми группами; это означает умения ведущего объяснить участникам, почему он так или иначе ведет себя в группе, к каким изменениям побуждает участников, как понимает работу группы и ее результаты; • знать систему своих ценностей не навязывать ее участникам, уважать право участников быть уникальными, самостоятельно мыслить; • ознакомить участников с целями группы и разъяснить их, стремиться к тому, чтобы используемые методы работы соответствовали этим целям; • быть всегда психологически и физически готовым к работе, чтобы каждая встреча была для участников продуктивной; • не делать в группе того, к чему не готов, не имея опыта ни как участник, ни как тренер группы; • обеспечить и уважать права участников: позволять им выбирать, когда и о чем говорить в группе, предотвратить любые формы давления на группу, нарушающие право самоопределения участников; пресекать попытки высмеивания, унижения, вытеснения из группы участников; • воздержаться от эксплуатации участников группы в целях удовлетворения своих психологических потребностей и доверять их способности распоряжаться и направлять свою жизнь; • избегать «привязывания» группы к себе, манипулирования участниками; • предупредить участников о возможном психологическом риске, связанном с применением отдельных методов; • строго соблюдать принцип конфиденциальности, вместе с группой обсудить границы конфиденциальности - как свои, так и участников - на весь период работы группы; • принять на себя ответственность за более объективную оценку эффективности используемых методов.
|