На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Личная безопасность учащихся в образовательном процессе
Личная безопасность учащихся в образовательном процессе
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ульянов Игорь Игоревич студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: психика, личная безопасность, безопасная образовательная среда, безопасный образовательный процесс, образовательное учреждение, жизнедеятельность, школа, обучение.


Сущность понятия «безопасность» может рассматриваться с разных точек зрения. Разнообразные науки изучали это понятие и давали свои трактовки и определения.
Индивидуальная безопасность почти во всех науках раскрывается следующим образом. Личная безопасность - это состояние защищенности человека от какого-либо насильственного посягательства.
Задача по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в быту, социуме, природе решается в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.


Понятие безопасности жизнедеятельности включает в себя следующие компоненты:


1. Охрана жизни.
2. Охрана здоровья.
3. Обеспечение безопасности труда.
4. Обеспечение безопасности психики ученика.
5. Обеспечение безопасности при экологических катастрофах и терроризме.

 


В современном мире угроз для жизни индивида масса. Речь идет как о физических угрозах здоровью, так и о духовных. Это заставляет человека, тем более в современном обществе, думать о постоянной возможности обеспечения безопасности и противостояния угрозам.


Личная безопасность - это совокупность мероприятий, знаний и навыков человека, обеспечивающих определенный уровень защиты человека, его родных и близких, а также имущества от действий других людей и неблагоприятного воздействия окружающей среды.


Потребность в безопасности - одна из базовых потребностей человека. В ходе многочисленных исследований можно сделать вывод о том, что потребность в безопасности является основной и доминирующей потребностью ребенка, ее депривация может затормозить или деформировать его дальнейшее развитие.


Опыт безопасного поведения детей - это совокупность знаний о правилах безопасности жизнедеятельности, умений обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода и переживаний, определяющих мотивы ребенка. Он включает в себя следующие аспекты:
1. Владение информацией о возможных источниках опасностей.
2. Знание приемов предосторожностей.
3. Умение действовать в ситуациях с опасностями.
4. Знание мер техники безопасности.


Главная цель воспитания безопасного поведения у детей - формирование навыков и умений безопасного поведения каждого ребенка, умения правильно вести себя в опасных для жизни ситуациях. Практическое применение навыков безопасного поведения детьми дошкольного возраста является базой для развития навыков самоконтроля, что столь важно для детей дошкольного возраста.
Задачи сохранения здоровья молодого поколения лежит не только на родителях, но и на государстве. Именно государство и общество сохраняет здоровье детей и формирует безопасный образ жизни.
Большую роль играет образование в обеспечении безопасности.


Условия комплексной безопасности учащихся образовательного учреждения и персонала:
- организация профилактической работы по ППБ;
- организация и введение поста охраны;
- система пожарной сигнализации;
- организация профилактической работы по предупреждению терроризма и экстремизма;
- организация профилактической работы по предупреждению ДДТ;
- обеспечение безопасности функционирования ОУ с помощью кнопки экстренного вызова полиции.


Так, выделим критерии эффективности условий формирования основ личной безопасности учащихся:
1. Умение ребенка действовать с опасными предметами.
2. Знание основных правил дорожного движения.
3. Способность воспринимать информацию о безопасности и применять их в случае необходимости.
4. Применение норм безопасности при опасных ситуациях.
5. Способность контролировать свои реакции и психическое состояние в нестандартных ситуациях.
6. Умение быстро и эффективно находить выход из ситуаций.


Каждый обучающийся в современном обществе должен обладать навыками личной безопасности, такими как:
1. Умение реально оценивать окружающую обстановку с точки зрения опасности.
2. Представление о последовательности действий в опасных ситуациях.
3. Применение мер предосторожности при опасностях.
4. Выбор способа поведения при опасности.
5. Умение предвидеть опасную ситуацию, которая может произойти в будущем.


6. Умение замечать неправильность действий или невыполнение техники безопасности, что может вызвать опасную ситуацию.
Таким образом, прививать детям знания правил техники безопасности, мер личной безопасности необходимо, а в современном обществе - обязательно.
Под безопасностью жизнедеятельности ребенка понимается область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.
Для того, чтобы дети научились правильно действовать в опасных ситуациях и предвидеть их появление, необходимо сформировать у них необходимые знания по основам безопасности в современных условиях, а также закрепить навыки поведения в опасных ситуациях.


Список литературы

1. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие / И. А. Баева, И. А. Волкова, Е.Б. Лактионова; под ред. И. А. Баевой. - М.: Эконом-Информ, 2009. - 248 с.
2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд. / С. А. Козлова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
3. Лесникова О.И. Зачем и как нужно обучать детей правилам безопасного поведения /
О.И. Лесникова // Вестник науки и образования. - 2015. - Вып. №°2 (4). - С. 45-46.
4. Мугулов Ф.К. Безопасность личности: теоретические прикладные аспекты социологического анализа: монография / Ф.К. Мугулов. - Сочи: РИО СИМБиП, 2003. - C. 45.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.