На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Негативное воздействие на человека: устойчивость личности и её безопасность
Негативное воздействие на человека: устойчивость личности и её безопасность
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Федоров Алексей Валерьевич бакалавр, студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: психологическая обстановка, психология, безопасность, психологический комфорт, риски, развитие личности, потребность в безопасности, безопасность жизнедеятельности, устойчивость личности.

 

Психологическая безопасность на сегодняшний день занимает определенное важное место в науке психологии. Этой проблеме уделяется особое внимание.
В наши дни возникает все больше и больше проблем в социуме. Это и послужило причиной создания данной отрасли в психологической науке.
Сегодня общество испытывает всяческое влияние со всех слоев жизни. Экономика, политика, право, наука - все эти слои общественного знания имеют ряд своих проблем.
Тем самым психология безопасности личности находится на этапе становления не только методологического, но и содержательного характера.
Она определяет свой предмет, цели и задачи изучения психологии безопасности личности, выделяет основные проблемы и направления её развития.

В психологии безопасности человека выделяют следующие аспекты:

1. Психологию информационной безопасности.
2. Психологию экономической безопасности личности.
3. Психологию образовательной безопасной среды.
4. Психологию индивидуальной безопасности.
5. Психологию безопасности государственных служащих, военных, представителей закона.


Психологию безопасности трудовой деятельности человека.
Одной из актуальных проблем данной отрасли психологии является вопрос о свойствах личности, которые гарантируют обеспечение психологической безопасности. К важным личностным характеристикам, обеспечивающим нормальное развитие и сохранение психологической безопасности личности, можно отнести личностную зрелость, способность к саморегуляции.
Каждая личность должна уметь противостоять психологическому воздействию. Важной составляющей такого воздействия может стать сильное качество личности (эмоции, интеллект, выносливость, навыки, умения, способности и т. д.).


Желание иметь стабильное место работы, не испытывать страха быть уволенным
Желание работать без стрессов и конфликтов.
Корректное поведение руководителей и их поддержка
Желание иметь удобный график работы. Не чувствовать себя психологически униженным и наказанным.
Уверенность в завтрашнем дне: гарантии пенсионного, медицинского обслуживания и страхования
Желание иметь безопасные и комфортные условия труда (охрана труда
Рис. 1. Описание потребности в безопасности труда человека


Существуют два способа воздействия на человека, его психику:
1. Открытые формы воздействия (оскорбления);
2. Скрытые формы воздействия (косвенное влияние с целью манипулирования и оскорбления).


Возможность противостоять негативному психологическому воздействию - важная составляющая системы психологической устойчивости личности.
1. В современной психологии выделяются следующие элементы психологической устойчивости:
2. Нравственная устойчивость (совокупность знаний и навыков, способных противостоять психологическим раздражителям);
Эмоциональная устойчивость (совокупность сильных чувств, способных отбиться от негатива).


Психологическое воздействие может закончиться следующими возможными ситуациями:
1. Адекватное сопротивление травмирующей ситуации. Оно способствует дальнейшему нормальному функционированию личности в обществе;
2. Восстановление психики личности;
3. Состояние повышенного уровня функционирования после завершения раздражения.


В контексте проблемы психологической безопасности личности важно выделить ситуации психологической опасности для личности и ситуации психологической небезопасности для личности.
При негативном психологическом воздействии происходит ухудшение и невозможность хорошей жизнедеятельности человека.


Выделим следующие ситуации психологической опасности:
1. Нестабильность - постоянно нарастает степени угрозы и появляются новые очаги;
2. Незнание будущего - мир настолько изменчив, что нельзя примерно предугадать какое будущее ожидает человечество;
3. Ограниченность жизни.
0 Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событии и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности


Рис. 2. Потребности в безопасности и защите


Все эти ситуации не только могут отрицательно сказаться на психику человека, но и разрушить его внутреннее состояние, оставив неизлечимые раны в сознании.
Таким образом, необходимо каждому человеку уметь сформировать психологическую стойкость и готовность к любому ходу событий, к распознаванию и анализу действий в нестандартных и опасных ситуациях, к умению управлять ситуацией, принимать решения для выхода из сложной ситуации.
Устойчивость к негативному психологическому воздействию должна охватывать все типы нештатных ситуаций, в противном случае ее формирование не будет вести к полноценному проявлению устойчивости к негативному психологическому воздействию в ситуациях психологической небезопасности.


Список литературы
1. Донцов А.И. Психология безопасности: учебное пособие. Сер. 63 Бакалавр. Академический курс / А.И. Донцов, Ю.П. Зинченко, О.Ю. Зотова [и др.]. - М.: Юрайт, 2015. - 276 с.
2. Кимберг А.Н. Психология безопасности личности: предмет и проблемы в перспективе субъектного подхода / А.Н. Кимберг // Человек, сообщество, управление. - 2010. - №1. - С. 72-82.
3. Матяш Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. Пособие / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 98 с.
4. Матяш Н.В. Ситуационный анализ процесса общения в учебном взаимодействии / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова // Воспитание школьников. Теоретический и научно-методический журнал. - 2017. - №1. - С. 47-56.
5. Писарь О.В. Исследования информационно- психологической безопасности личности в зарубежной и отечественной психологии / О.В. Писарь, Э.Ю. Ребрик // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №2. - С. 104-109.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.