На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Актуальность управления процессом формирования информационно- психологической безопасности подростков
Актуальность управления процессом формирования информационно- психологической безопасности подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Королёв Никита Юрьевич студент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: информатизация общества, информационно-психологическая безопасность, подростки, управление.


Информационная организация системы общественных отношений, сложившаяся к настоящему времени, помимо безусловных позитивных изменений привела к возникновению глобальной проблемы информационной безопасности. Актуальность этой проблемы и связанных с ней рисков не только не снижается, но, напротив, становится все более значимой вследствие ряда объективных причин.
Во-первых, в современном мире информация стала стратегическим ресурсом в развитии общества и международных отношений. Во-вторых, значительная часть предоставляемого современными информационными системами контента выступает в качестве дестабилизирующего фактора вследствие своей искаженности и направленности на обслуживание отдельных категорий общественных и государственных институтов. В-третьих, широкое и раннее приобщение к гаджетам резко повысило возможности информации оказывать воздействие на пользователей, причем оно может носить как положительный, так и негативный характер разной степени выраженности.
Интересы государства зависят от информационной безопасности, которая в настоящее время стала одной из важных самостоятельных сфер национальной безопасности, оказывающей прямое воздействие на степень защищенности интересов каждой страны во всех областях общественной жизни.
Существует прямая зависимость между формированием у подрастающего поколения нравственных и социальных установок, а также его общекультурного развития в целом и эффективностью обеспечения безопасности в информационной сфере как одного из приоритетных направлений национальной политики России.
Поэтому информатизация сферы образования призвана на своем уровне обеспечить защиту национальных и общечеловеческих ценностей через обучение школьников умению критически анализировать и оценивать информацию, распознавать дезинформационные и фейковые сообщения.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования показал, что в информационном обществе постоянно увеличивается влияние информации на все сферы жизни. Собственное независимое, но аргументированное мнение по какой-либо проблеме может сформироваться у человека только при условии свободного доступа к необходимой информации. Однако информатизация общества имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Позитивное влияние проявляется в возможности получения знаний в любой области через глобальную сеть, в том числе и интерактивного обучения; развития у пользователя информацией открытости к разным мнениям и точкам зрения, критичности, рефлексивности; свободного доступа к информационным ресурсам как в области конкретной социокультурной ситуации прошлого или настоящего времени, так и в контексте развития цивилизации в целом.
Отрицательными сторонами являются усиливающееся влияние средств массовой информации на конкретного человека и развитие общества в целом; появление информационных технологий, оказывающих разрушительное влияние на психику, физиологическое состояние, личность и частную жизнь человека; трудности с выбором информации по критериям ее качества и достоверности; значительные затруднения, возникающие при попытке адаптации некоторых категорий людей к среде информационного общества.
Для подрастающего поколения основную опасность представляет нарастающая агрессивность коммуникативной среды в информационных сетях. Принцип свободы слова в условиях социально-политического противостояния отдельных слоев общества и целых государств, экономической нестабильности, которой подвержены даже наиболее развитые страны, деформировался в агрессивное навязывание подросткам ценностей и образа жизни криминальной и маргинальной среды, пропаганду алкоголя, наркотических и психотропных веществ, половой распущенности, культа насилия.
Отрицательные стороны информатизации общества обусловили проблему информационно-психологической безопасности, являющейся составляющей обшей безопасности личности и определяющейся как состояние защищенности психики от действия информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, а также адекватной системы его субъективных отношений к окружающему миру и самому себе.
Основными угрозами информационной безопасности применительно к формирующейся личности можно считать пропаганду образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, девальвации духовных и нравственных ценностей, и манипулирование информацией со стороны ее распространителей, заключающееся в намеренной дезинформации, утаивании или искажении информации.
Можно выделить факторы риска информационно-психологической безопасности. Если к первой, основной, группе относятся факторы, являющиеся атрибутами информационной среды и не зависящие от конкретного человека, то вторую составляют субъективные факторы - качества человека. Именно факторам второй группы следует уделять особое внимание при формировании информационно-психологической безопасности, учитывая незрелость личности подростка, его недостаточную способность к осознанному выбору информации, потребность в принадлежности, подражательность.
Негативное информационное воздействие на личность может осуществляться и в процессе межличностного общения. Личность находится в безопасности, если владеет информационно-психологической защитой, то есть системой социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных механизмов и форм поведения, которая должна обеспечивать информационно-психологическую безопасность человека в информационно-коммуникативных ситуациях разного типа под влиянием различных информационных факторов.
В качестве основных условий информационно-психологической безопасности принято выделять: знания об опасностях информационной среды и основных приёмах защиты; критичность по отношению к информации из разных источников; умение находить нужную информацию, качественно анализировать ее и принимать на этой основе адекватные решения; достаточную нравственную устойчивость личности, наблюдательность и критичность мышления. Для обеспечения своей психологической самозащиты человек должен уметь пользоваться приемами, дающими ему возможность менять направленность информационно-психологического взаимодействия с целью защиты своих интересов и собственной личности.
Управление обучением школьников информационно-психологической безопасности должно строиться с ориентировкой на специфические особенности подросткового возраста: достижение такого уровня развития познавательной сферы, при котором практически возможно выполнение всех, даже самых сложных, видов умственной деятельности взрослого; склонность к экспериментированию; нежелание что бы то ни было принимать на веру; достаточно широкие познавательные интересы.
Ситуацию с обеспечением прав несовершеннолетних на информационно-психологическую безопасность в современном мире, в том числе и в нашей стране, с полным основанием можно назвать кризисной. В Российской системе общего образования отдельные аспекты подготовки школьников в области информационно-психологической безопасности реализуются в курсах обществознания, основ безопасности жизнедеятельности, информатики, но в целом эта проблема далека от своего разрешения. Можно констатировать, что ни большинством родителей, ни системой образования в лице конкретных школ не уделяется должного внимания информационно-психологической безопасности подрастающего поколения.
Фактически наблюдается явное противоречие между общественной потребностью обеспечить личности информационно-психологическую безопасность и недостаточной эффективностью обучения этой разновидности безопасности в современной школе, указывающее на объективно имеющуюся проблему: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки школьников в области информационно-психологической безопасности? Все вышеизложенные обстоятельства и насущная необходимость решения заявленной проблемы определяют актуальность исследования управления процессом обучения информационно-психологической безопасности подростков со стороны школьной администрации, педагога-психолога и учителя.


Список литературы
1. Костюк А.В. Информационно-психологическая безопасность личности: проблемы и подходы / А.В. Костюк, А.И. Примакин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2018. - №3 (79). - С. 227-230.
2. Чемоданова М.В. Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях / М.В. Чемоданова // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - №4 (28). - С. 98-104.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.