Ковшевникова Мария Владимировна студентка ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область Ключевые слова: духовная безопасность, безопасная образовательная среда, процесс обучения, психологическая безопасность, травля ученика, буллинг, отрицательное отношение между школьниками.
Общение между сверстниками в современном обществе изменилось. Современная молодежь стала агрессивной. Свою злость и обиду школьники не умеют контролировать. Отрицательные эмоции проявляются к сверстникам. Данное понятие называется «буллинг». Буллинг - травля, агрессивное отношение к обучающимся в общении со сверстниками. Примеры такого отрицательного отношения можно увидеть в сети Интернет. Буллинг возникает, когда педагоги не обращают внимания на проблемы, происходящие в группе. А также данная проблема процветает, когда однокурсники не рассказывают о ней, так как боятся стать жертвой агрессора. Так, полное определение травли можно дать следующее: буллинг - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.
В данном явлении существует два лица, которые становятся участниками: 1. Жертва (к которому применяется агрессия); 2. Агрессор (человек, применяющий агрессивное отношение); 3. Наблюдатель (бездействующее наблюдающее лицо).
С таким отношением жертва не сможет долго существовать в социуме. У жертвы буллинга могут возникнуть следующие отклонения из-за постоянной травли: 1) психологическое отклонение; 2) боязнь общества; 3) неуверенность в себе и своих силах; 4) страх перед самим собой; 5) спад самооценки и личного достоинства.
Это явление необходимо искоренять. Так, для прекращения травли предлагается развивать толерантность у подростков-агрессоров. В мире существует огромное количество мнений о природе зарождения бул- линга, о механизмах его протекания. Для предотвращения агрессии в обществе каждое образовательное учреждение в лице директора школы должно провести следующее исследование. Целью статьи является выявление факторов возникновения буллинга у учащихся профессиональных образовательных учреждений. Исследование будет состоять из следующих пунктов деятельности: 1. Опрос школьников и диагностика по его результатам способности учащихся к эмпатии. 2. Опрос и определения уровня агрессии среди современной молодежи в определенном образовательном учреждении. 3. Опрос и определение оценки психологической атмосферы в определенном коллективе. Чаще всего результаты исследований дают отрицательные результаты: во многих образовательных учреждениях есть риск возникновения буллинга.
Исходя из выявленных факторов возникновения буллинга в данной группе, педагогам даны следующие рекомендации: 1) пресекать какое-либо плохое отношение к обучающимся со стороны сверстников; 2) выстраивать доверительные отношения в коллективе; 3) прививать любовь и взаимопомощь между сверстниками; 4) привлекать юношей и девушек к участию в проектах, нацеленных на совместную деятельность; 5) отправлять весь коллектив в походы, экскурсии и на другие мероприятия; 6) формировать традиции группы; 7) быть включенным в жизнь каждого ученика; 8) обращать на каждого ученика внимание; 9) учитывать индивидуальные особенности каждого ученика; 10) организовать работу по подгруппам.
Все вышеперечисленные действия поспособствуют помощи в сплочении коллектива, позволят искоренить такое понятие, как «буллинг» из образовательного пространства. Жертве же необходимо применить следующие рекомендации, чтобы избавить от травли в обществе и обучаться в безопасной образовательной среде:
1) вырабатывать уверенность в себе; 2) не бояться общества; 3) избегать противопоставления учащихся друг другу; 4) больше общаться со сверстниками, чтобы избежать буллинга; 5) стараться создать благоприятную атмосферу вокруг себя в социуме; 6) не быть в стороне, а активно участвовать в жизни коллектива. Проведенное исследование позволит преподавателям выделить факторы возникновения буллинга в студенческой группе. Принимая во внимание вышеперечисленные рекомендации, педагоги могут предотвратить возникновение буллинга.
Список литературы 1. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 528 с. 2. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 215 с. 3. Макарова Е.А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимо- логии / Е.А. Макарова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - №1. - С. 72-75. 4. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект / под общ. ред. К.С. Шалагиновой. - Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. - 237. 5. Ермолова Т.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) / Т.В. Ермолова, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4, №1. - С. 65-90. Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.
|