На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Травля среди обучающихся: факторы и причины возникновения
Травля среди обучающихся: факторы и причины возникновения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Ковшевникова Мария Владимировна
студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область


Ключевые слова: духовная безопасность, безопасная образовательная среда, процесс обучения, психологическая безопасность, травля ученика, буллинг, отрицательное отношение между школьниками.


Общение между сверстниками в современном обществе изменилось. Современная молодежь стала агрессивной. Свою злость и обиду школьники не умеют контролировать. Отрицательные эмоции проявляются к сверстникам. Данное понятие называется «буллинг».
Буллинг - травля, агрессивное отношение к обучающимся в общении со сверстниками. Примеры такого отрицательного отношения можно увидеть в сети Интернет.
Буллинг возникает, когда педагоги не обращают внимания на проблемы, происходящие в группе. А также данная проблема процветает, когда однокурсники не рассказывают о ней, так как боятся стать жертвой агрессора.
Так, полное определение травли можно дать следующее: буллинг - это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.


В данном явлении существует два лица, которые становятся участниками:
1. Жертва (к которому применяется агрессия);
2. Агрессор (человек, применяющий агрессивное отношение);
3. Наблюдатель (бездействующее наблюдающее лицо).


С таким отношением жертва не сможет долго существовать в социуме. У жертвы буллинга могут возникнуть следующие отклонения из-за постоянной травли:
1) психологическое отклонение;
2) боязнь общества;
3) неуверенность в себе и своих силах;
4) страх перед самим собой;
5) спад самооценки и личного достоинства.


Это явление необходимо искоренять. Так, для прекращения травли предлагается развивать толерантность у подростков-агрессоров. В мире существует огромное количество мнений о природе зарождения бул- линга, о механизмах его протекания.
Для предотвращения агрессии в обществе каждое образовательное учреждение в лице директора школы должно провести следующее исследование.
Целью статьи является выявление факторов возникновения буллинга у учащихся профессиональных образовательных учреждений.
Исследование будет состоять из следующих пунктов деятельности:
1. Опрос школьников и диагностика по его результатам способности учащихся к эмпатии.
2. Опрос и определения уровня агрессии среди современной молодежи в определенном образовательном учреждении.
3. Опрос и определение оценки психологической атмосферы в определенном коллективе.
Чаще всего результаты исследований дают отрицательные результаты: во многих образовательных учреждениях есть риск возникновения буллинга.


Исходя из выявленных факторов возникновения буллинга в данной группе, педагогам даны следующие рекомендации:
1) пресекать какое-либо плохое отношение к обучающимся со стороны сверстников;
2) выстраивать доверительные отношения в коллективе;
3) прививать любовь и взаимопомощь между сверстниками;
4) привлекать юношей и девушек к участию в проектах, нацеленных на совместную деятельность;
5) отправлять весь коллектив в походы, экскурсии и на другие мероприятия;
6) формировать традиции группы;
7) быть включенным в жизнь каждого ученика;
8) обращать на каждого ученика внимание;
9) учитывать индивидуальные особенности каждого ученика;
10) организовать работу по подгруппам.


Все вышеперечисленные действия поспособствуют помощи в сплочении коллектива, позволят искоренить такое понятие, как «буллинг» из образовательного пространства.
Жертве же необходимо применить следующие рекомендации, чтобы избавить от травли в обществе и обучаться в безопасной образовательной среде:


1) вырабатывать уверенность в себе;
2) не бояться общества;
3) избегать противопоставления учащихся друг другу;
4) больше общаться со сверстниками, чтобы избежать буллинга;
5) стараться создать благоприятную атмосферу вокруг себя в социуме;
6) не быть в стороне, а активно участвовать в жизни коллектива.
Проведенное исследование позволит преподавателям выделить факторы возникновения буллинга в студенческой группе.
Принимая во внимание вышеперечисленные рекомендации, педагоги могут предотвратить возникновение буллинга.


Список литературы
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И.В. Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2017. - 528 с.
2. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 2016. - 215 с.
3. Макарова Е.А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимо- логии / Е.А. Макарова // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2018. - №1. - С. 72-75.
4. Теоретико-методические основы деятельности педагога-психолога по предотвращению буллинга в школах Тульского региона: гендерно-возрастной аспект / под общ. ред. К.С. Шалагиновой. - Тула: Изд-во «ГРИФ и К», 2014. - 237.
5. Ермолова Т.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) / Т.В. Ермолова, Н.В. Савицкая // Современная зарубежная психология. - 2015. - Т. 4, №1. - С. 65-90.

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.