На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Оказание психологической помощи учащимся: проблемы и перспективы развития
Оказание психологической помощи учащимся: проблемы и перспективы развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Саперникова Мария Александровна
студентка
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: психологическая помощь, безопасная образовательная среда, психолого-педагогическая направленность, педагог, устойчивость психики, психика, воздействие на психику, безопасность личности.


На темы психологического состояния школьников есть много работ. Все они исследуют объекты, раздражающие психику учащихся. В данной же статье рассмотрим причины, которые могут вызвать раздражение и перспективы развития способов помочь учащимся в различных ситуациях.
Часто верно истолковать поведение ребенка учителям и родителям мешает нехватка знаний, что в конечном итоге может привести к нездоровой обстановке в школе, в частности, дискриминации, конфликтам с преподавателями, безразличию взрослых к проблемам детей, проявлению агрессии.
Для того чтобы избежать этого, школьникам требуется своевременно оказанная психологическая помощь, которая заключается в обеспечении социально-психологических условий для полноценного развития каждого учащегося в процессе обучения и воспитания через систему комплексной планомерной поддержки и сопровождения.
Школьный психолог есть не во всех школах страны. С этой проблемой наиболее часто сталкиваются областные школы, нежели городские. Сопровождение учащихся психолога очень важно для подросткового возраста. Каждый ученик может довериться только лишь психологу. А каждый психолог должен иметь способность заглянуть в душу ребенку, понять истинную причину его беспокойств и проблем.
Психолого-педагогическая помощь является неотъемлемой частью процесса обучения, однако некоторые трудности, с которыми приходится сталкиваться психологам при выполнении своей работы, не позволяют в полной мере оказать эту самую помощь.
В работе психолога нет постоянного алгоритма действий. Он должен работать по ситуации, разбирать каждый момент действий по-разному. Настоящий специалист должен уметь прочувствовать ситуацию, понять суть проблемы, чтобы решить ее. Для этого необходимо школьным психологам взаимодействовать с родителями школьников, чтобы оказать правильную психологическую помощь.
Большой проблемой для школьного психолога также является несоответствие профессиональных условий и требований к рабочему месту специалиста. Необходимо большое количество нужного оборудования, которого на базе образовательного учреждения нет или есть, но он устарел. Тогда школьному психологу приходится заменять приборы на аналоги, которые менее эффективны.
Еще одной проблемой является распределение нагрузки. На уроки психологии со школьным психологом отводятся классные часы, которые зачастую не хватают для работы в полной мере.
Таким образом, психологическая служба в образовании сейчас находится в определенном кризисе, а психологи не являются системной, обусловленной частью современного школьного процесса. Подавляющее большинство школьников остается без психологической помощи, что в конечном итоге может привести к различным отклонениям в психическом состоянии ребенка.
Необходимо применять реформистские методы работы школьного психолога. Для этого необходимо продумать ходы решения проблем и действовать решительно.

Так, рассмотрим шаги к улучшению сложившейся ситуации:
1. Увеличение ставок социальных работников (психолог, социолог), повышение их квалификации: каждый работник должен время от времени проходить онлайн-курсы, которые позволят ему узнать обо всех новых технологиях и способах работы со школьниками; так они смогут пользоваться новыми возможностями в своей деятельности.
2. Из вышеперечисленного будет следовать обеспечение доступности качественных психологических услуг в образовательных учреждениях. Этого можно достичь и путем внедрения цифрового помощника, который бы смог в некоторых аспектах заменить психолога (провести анализ психологического тестирования или анкетирования).


Таким образом, проблемы, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу в процессе своей деятельности, а именно недостаточная профессиональная подготовка, нехватка теоретических и методических пособий, предвзятое отношение со стороны родителей, отсутствие технического обеспечения и постоянного рабочего места, приводят к несвоевременно и малоэффективно оказанной психологической поддержке, а зачастую и вовсе к ее отсутствию.
Поэтому необходимо в короткие сроки решать данные проблемы, а именно улучшать систему психологической деятельности, потому что именно психологическое обслуживание в полной мере позволит решить большинство проблем школьников, поспособствует их правильному развитию, положительной социализации, саморазвития, создаст благоприятную психологическую образовательную среду, где будет царить только лишь положительная атмосфера.
В такой обстановке личность получит хорошее воспитание, вырастет прилежным человеком, который будет готов к помощи и взаимовыручке.


Список литературы
1. Колесникова Т.И. Личность и ее безопасность / Т.И. Колесникова // Психологический мир личности и его безопасность. - М., 2001. - С. 10-123.
2. Беленко О.Г. Организация психологической службы в образовательных учреждениях / О.Г. Беленко, К.В. Ткач. - 2011. - 298 с.
3. Плаксина И.В. Работа психолога в школе: учеб. пособие / И.В. Плаксина. - Владимир: гос. пед. ун-т, 2004. - 181 с.
4. Диалог. Психология: личность и взаимоотношения
5. Круглов А. Школьный психолог / А. Круглов; МГУ, факультет психологии

Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.