На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Создание благоприятной образовательной среды в условиях карантина: стресс у обучающихся
Создание благоприятной образовательной среды в условиях карантина: стресс у обучающихся
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Черевишний Кирилл Валерьевич
студент
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет»
г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Ключевые слова: безопасная образовательная среда, психолого-педагогическая направленность, эффективность труда, карантин, дистанционное обучение, карантинные меры, современные технологии.


Важным условием создания благоприятной образовательной среды является мониторинг состояния обучающихся, исследование уязвимых сторон в психике. Приспособление к такому формату обучения может протекать очень сложно, в зависимости от личных качеств обучающихся.
Личность, которая легко совладает с любыми сложностями и быстро адаптируется к изменяющимся факторам, легко перенесет введенные новшества. А индивиды же с плохой приспосабливаемостью к новому получит психологические травмы.
При любых обстоятельствах основные задачи вузов остаются прежними: предоставление образовательных услуг при условии обеспечения безопасности образовательной среды для участников образовательного процесса, что предполагает прогнозирование и профилактику рисков и угроз психическому здоровью и психологическому благополучию учащихся, осуществление мер психологической поддержки и прочее.
По недавнему дистанционному образованию было видно, что учащиеся, проходившие с мая по июнь экзаменационный контроль с использованием современных технологий, в сложных ситуациях включали защитные психические механизмы, позволяющие компенсировать факторы риска.


Так, по результатам дистанционного образования учащихся по стрессоустойчивости можно разделить на следующие группы:
1. Без заострений личностных черт (нормальная адаптация к изменившимся условиям образования).
2. С акцентуацией личностных черт (проявлялась депрессия, истерия, психопатия).
3. С заострениями личностных черт (высокие показатели невротизации - тревожность, депрессивные реакции).
Так, смещения в психике учащихся при изменившихся условиях образования, при внедрении дистанционного образования, наиболее часто встречались, чем спокойное реагирование.

Психологическая безопасность — состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительной общении. создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включеных в нее участников.
Психологическая безопасность образовательной среды - это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в нее участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.

Психологическая безопасность — состояние окружающей среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительной общении. создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включеных в нее участников.


Психологическая безопасность образовательной среды - это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в нее участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.

 

Рис. 1. Понятие «безопасная образовательная среда»

Помехой учащихся является и наличие страхов за здоровье свое и близких, тревоги, связанной со снижением экономического статуса семьи, потери работы родителями и пр., а также тревоги, связанной непосредственно с учебой (вызванной необходимостью осваивать и использовать цифровые технологии для учебы, удаленно контактировать с малознакомыми преподавателями, преодолевать трудности освоения учебного материала и пр.

контроль тревоги



Рис. 2. Советы при снижении стресса у обучающихся

Если говорить об учениках младших классов, то большую роль в карантинных условиях обучения играют родители. Следует помнить, что хаотичные взаимоотношения ребенка с окружающей действительностью не могут обеспечить полноценное умственное развитие. Для этого, необходима помощь взрослого, взаимодействие детей и родителей.


Так, необходимо обратить внимание на решение задач компетенций ребенка через комплекс занятий следующих областей наук:
1. Экология.
2. Естественнонаучные знания.
3. История и культура человечества.
4. Социальные науки.


Первый раздел формирует у учащихся экологические знания и любовь к природе, ее защита.


Второй раздел обеспечивает знаниями в области естественных наук.


Третий раздел знакомит обучающихся с прошлым, человеческим опытом старшего поколения, учит культуре и моральным нормам.


Четвертый раздел направлен на овладение учениками социального поведения, на процесс социализации, становление личности.


Можно сделать вывод о том, что ученики, в целом, успешно справляются со стрессом в условиях карантинных мер. Вероятно, это объясняется тем, что большинство участников исследования обладают хорошей базой знаний современных технологий и большой выносливостью, что способствует их личностной гибкости, адаптивности и стрессоустойчивости.
Достаточно высокие показатели жизнестойкости позволяют говорить о том, что текущие проблемы проектирования и перспективы развития факторы являются преодолимыми.
Для многих учащихся характерны невротические механизмы адаптации, которые, при длительном воздействии стрессового фактора могут стать причиной снижения показателей психологического благополучия.
Стоит также обратить внимание на студентов с заострениями личностных черт. Такой тип студентов очень восприимчив к стрессу.
Таким образом, в период карантинных мер при наибольшей уязвимости учащихся в плане психики важно создать хорошие условия для правильного функционирования образовательной сферы.


Список литературы
1. Мальцева И. Математика для дошкольников от А до Я. ФГОС ДО / И. Мальцева. - М., 2015.
2. Новиковская О. А. Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников / О.А. Новиковская. - М., 2011.
3. Солнцева В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики / В. Солнцева, Т. Белова. - М., 2007.
4. Тимошкина Н. А. Методика использования русских народных игр в ДОУ (старший дошкольный возраст) / Н.А. Тимошкина. - М., 2008.
5. Тимошкина Н.А. Подвижные игры - средство формирования готовности детей к обучению в школе / Н.А. Тимошкина // Начальная школа. - 2007. - №8. - С. 16-18.
Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.