На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Семейная среда как фактор психологической безопасности личности ребенка
Семейная среда как фактор психологической безопасности личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Драгун Дарья Николаевна магистр, старший преподаватель ГУО «Гродненский областной институт развития образования»
г. Гродно, Республика Беларусь Федотенко Инна Леонидовна д-р пед. наук, профессор ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Ключевые слова: осознанное родительство, типология целей, негативное поведение детей, привлечение внимания, властное поведение, месть, уклонение от неуспеха.


Проблема психологической безопасности личности ребенка и его психического здоровья привлекала внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов. И по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, но и, прежде всего, родителей и педагогов. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие-либо признаки психического нездоровья.
Основным условием формирования психологической безопасности личности ребенка является спокойная и доброжелательная обстановка, которая создаётся благодаря физическому и эмоциональному присутствию родителей. Поэтому важно говорить об осознанном родительстве.
Целью осознанного родительства является формирование психологически здоровой личности, которая может брать ответственность на себя и быть творцом своей собственной жизни.
Задача осознанного материнства - обеспечить ребенку безопасность в жизни, сформировать надежную привязанность, научить выстраивать контакты с обществом.
Задача осознанного отцовства - научить ребенка справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.


Ребенку нужны и мать, и отец. В определенные периоды жизни формируются ценностные ориентации и убеждения, которые затем и будут являться критериями психологически здоровой личности.
0-5 лет (зона влияния матери): формируется тип привязанность, базовое доверие к миру;
5-12 лет (зона влияния отца): формируются лидерские качества, ответственность, умение отстаивать личные границы и преодолевать препятствия;
12-16 лет девочка переходит в зону влияния матери, для того чтобы сформировать женскую часть; мальчик остается в зоне влияния отца, для того чтобы сформировались мужские качества.
Дети не всегда ведут себя удобно для родителей, и на это есть причины или цели неправильного поведения.
Р. Дрейкурсом создана типология целей неправильного поведения, которое часто можно наблюдать у детей. Любое действие ребенка, направлено на определенную цель. Цель ребенка - занять определенное место в группе (семье).
Дети обращаются к неправильному поведению тогда, когда позитивные способы достижения важных для них целей не принесли желаемого результата.


1. Привлечение внимания.


Дети, чья цель - привлечь внимание, уверены, что они становятся причастными к этому миру, только когда их замечают. Для того чтобы его заметили и приняли, ребенок прибегает к самым разнообразным средствам привлечения внимания: крик, плач, неопрятность, зависимость и др. Если окажется, что такие средства сработали успешно, и ребенок чувствует, что его восприняли, он и далее будет вести себя подобным же образом. Сущность такого поведения - получать особое внимание от окружающих.


2. Борьба за власть.


Если действия по привлечению внимания не принесут результата и не смогут удовлетворить потребности ребенка, то, возможно, он станет добиваться желаемого силовыми методами, стремясь обрести определенную власть: упрямство, дерзость, непокорность, вспыльчивость, склонность к спорам, неподчинение, истерика и др. Дети, чья цель - достижение власти, обычно ведут себя так, как если бы они чувствовали свою причастность, только когда они отказываются сделать то, о чем их просят другие.
При этом ребенок может размышлять следующим образом: «Если сейчас на меня никто не обращает внимание, то когда я стану главным, меня заметят».
Если такое стремление детей к власти доказывает свою состоятельность, то они могут включить данную цель в список своих жизненных приоритетов и в своей жизни следовать подобной схеме поведения. Сущность властного поведения - противостояние взрослому («Я сильнее тебя», «Ты мне ничего не сделаешь»)


3. Месть.


Если попытки обрести власть потерпят неудачу, ребенок может решить, что мало кто будет выполнять его желания и поступать так, как он того хочет, что до него никому нет никакого дела. Обычно ребенок чувствует себя уязвленным от такого явного отвержения и будет стремиться отомстить за это: угрюмое сопротивление, сильнейшая пассивность, правонарушение, злость, жестокость, воровство.
Дети, чья цель - месть, уверены, что какой-либо человек или какие- либо обстоятельства сильно повредили им в жизни.
Им кажется, что единственный способ почувствовать себя значимым - это отмстить другим за себя.
Это уровень целей, на котором отчаявшиеся дети и молодые люди становятся злобными, склонными к правонарушениям и часто совершают акты вандализма, кражи, суициды и т. д. Сущность мстительного поведения - нанесение вреда в ответ на обиду («Делиться своей болью»).


4. Уклонение или избегание неуспеха.


Если же ни одна из этих целей не сможет обеспечить ребенку необходимого ему чувства принадлежности к группе, то он может вовсе отказаться от борьбы и изобразить из себя неполноценного. Подобная симулированная неполноценность часто заканчивается тем, что мир взрослых отворачивается от ребенка. Сущность поведения, направленного на избегание неуспеха, - потеря веры в собственный успех («Не буду и пробовать, все равно не получится»).
Дети, чья цель - неадекватность, убеждены, что они не способны что- либо сделать. Как правило, они чувствуют себя совершенно незначимыми и ведет себя так, как если бы чувство причастности возникало у них только в тех случаях, когда от них ничего не ждут. Их поведение, которое чаще всего можно было бы определить как уход из ситуации, имеет своей целью скрыть то, насколько глубоко они потеряли веру в свои силы.


Ошибочную цель поведения ребенка можно определить с помощью:
анализа конкретных поступков ребенка;
определения эмоций и реакций взрослого на негативное поведение ребенка;
анализа ребенка на замечания взрослого.


Чтобы точно определить ошибочную цель поведения ребенка, необходимо понять, какие эмоции испытывает родитель по отношению к негативному поведению ребенка, и что они делают, когда сталкиваются с таким поведением.
Поведение, направленное на достижение внимания, вызывает у взрослого, эмоцию раздражения и желание сделать ребенку замечание.
Властное поведение - гнев, негодование, страх и стремление настоять на своем.
Мстительное поведение - обиду, боль и стремление немедленно ответить силой или уйти из ситуации.
Поведение с целью избегание неуспеха - беспомощность и желание помочь ребенку.
Еще есть один надежный способ понять цель поведения ребенка - понаблюдать за тем, как он реагирует на замечания.
Если ребенок добивается цели номер один (внимание), то в то время, пока взрослый суетится около него или еще каким-нибудь способом уделяет ему внимание, он обычно на несколько минут прекращает всякие действия, но затем начинает все снова.
Если ребенок преследует цель номер два (власть), то он продолжает свое неправильное поведение даже тогда, когда взрослый отвлекается от своих дел, чтобы уделить ему внимание.
При цели номер три (месть), поведение ребенка не только не прекращается, когда взрослый делает ему замечание, но и может еще больше ухудшиться.
Если преследуется цель номер четыре (избегание неуспеха), то ребенок никак не реагирует на то, что на него обратили внимание или сделали внушение.
Трудные ситуации в воспитании детей влияют на психическое здоровья ребенка и можно сказать, что любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для формирования психологической безопасности ребенка.


Список литературы
1. Андреева А.Д. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова [и др.]; под ред. М.В. Дубровиной. - М., 1995. - 98 с.
2. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы, как средство диагностики развития личности ребенка / Р.Ф. Беляускайте. - М., 1987. - 101 с.
3. Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М., 1998. - 53 с.
4. Гарбузов В.А., Неврозы у детей и их лечение / В.А., Гарбузов, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев. - Л., 1977. - 67 с.
5. Захаров А.И. Детские неврозы / А.И. Захаров. - СПб., 1997. - 63 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М., 1998. - 112 с.
7. Петровский А.В. Психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - 1990. - 152 с.
8. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей / Т.И. Пухова // Вопросы психологии. - 1996. - №2. - С. 23-27.


Источник: Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития : сборник материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. / гл. науч. ред. И. Л. Федотенко, С.В. Пазухина; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (Тула, 12 октября 2022 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 416 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.