На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические особенности личности, склонной к кибер-аддикции
Психологические особенности личности, склонной к кибер-аддикции
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.А. Александров
МИУ, ф-т правоведения, магистрант
Научный руководитель: Н.А. Лобан к.ист.н., доцент

Рост информационных технологий, широкое использование компьютерной техники и беспроводного и широкополосного Интернета способствуют росту числа пользователей, в том числе и тех, кто чрезмерно и бесконтрольно проводит время за компьютером и в «сети».


Первые психологические исследования в рамках взаимодействия человека и компьютера появились в 80-х гг. XX в. Были проведены исследования феномена зависимости от компьютера и разработана его типология, включавшая в себя три разновидности зависимости (английский психолог М. Шоттонн). Возрастающая информатизация актуализировала внимание современного общества на патологическом использовании Интернета (И. Голдберг, К. Янг в 90-х годах). В настоящее время важность исследования проблемы кибер-аддикции более чем очевидна, вакуум конструктивных альтернатив личностной самореализации молодежи, несоответствие социальных реалий способствуют чрезмерному времяпрепровождению, как за компьютером, так и в «сети».


В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение особенностей личности, склонной к кибер-аддикции.


Для выявления особенностей личности, склонной к кибер-аддикции, нами было проведено исследование мотивационной сферы группы лиц при помощи следующих методик: «Диагностика мотивационной структуры личности», «Склонность к интернет-зависимости», «Шкала интернет-зависимости».


Из ряда респондентов по ниже приведенным требованиям были выделены две группы: экспериментальная и контрольная группа, включившая в себя по двадцать респондентов, выделенных по наличию следующих признаков: интернет-пользователь, возраст 19-31 год, наличие среднего, среднеспециального, высшего образования. Критерием для разделения респондентов на контрольную и экспериментальную группы послужило время нахождения в «сети». Сеансы подключения к сети Интернет чаще и продолжительней у респондентов, которые составили экспериментальную группу, среднегрупповой стаж пользования интернетом имеет незначительную разницу, так как равен в обоих группах и не представляет большого различия в среднегруповом показателе. Согласно критериям оценки результатов диагностики кибер-аддикции (баллы, количество посещений в неделю, среднее время сеанса), у респондентов экспериментальной группы наблюдалась склонность к кибер-аддикции.


Респонденты экспериментальной группы, согласно критериям оценки данных, полученных при анализе мотвационно-потребностной сферы личности, имеют выраженные потребности, ориентированные на общение, что отражается в мотивационном профиле общежитейской направленности и способствует повышению значимости развивающих мотивов.


Для выявления связи между склонностью к кибер-аддикции и особенностями мотивационно-потребностной сферы личности, а именно мотивов, направленных на общение, был вычислен ранговый коэффициент линейной корреляции Спирмена. Коэффициент оказался равен 0,55, что свидетельствует о наличии связи склонности к кибер-аддикции и особенностей мотивационно-потребностной сферы личности.


Проблема кибер-аддикции является неисчерпаемым полем для исследования, анализа и выработки на их основе новых научных концепций и теорий.


Источник: Человек, психология, экономика, право, управление: проблемы и перспективы: материалы ХV Международной научной конференции аспирантов, магистрантов и студентов, г. Минск, 16 мая 2012 г. / Минский ин-т управления; под ред. канд. пед. наук В.В. Гедранович. - Минск: Изд-во МИУ, 2012. - 240 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.