На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Проблема методологических оснований изучения интернет- зависимости
Проблема методологических оснований изучения интернет- зависимости
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кочетков Н.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
nkochetkov@ mail. ru (Москва, Россия)

Понятие интернет-зависимости все чаще и чаще всплывает в психологических исследованиях на самых разных уровнях - от курсовых работ до кандидатских диссертаций. Исследованы многие специфичные для интернет-аддиктов личностные черты, взаимосвязи между выраженностью интернет-зависимости и социально-психологическими переменными [2], однако получающиеся результаты носят дискретный характер и не приводят нас к понимаю изучаемого феномена. На наш взгляд, одним из самых важных препятствий на пути изучения интернет-зависимости является сложность в операционализации понятия.

Несмотря на то, что с момента первых публикаций на эту тему прошло уже не одно десятилетие, нельзя утверждать то, что терминология на этом поле «устоялась» и является общепринятой. Разными исследователями [3] в один ряд ставятся понятия «интернет-зависимость», «кибер- аддикция», «виртуальная зависимость», «компьютерная зависимость», «зависимость от компьютерной виртуальной реальности», «компьютерно-игровая зависимость» и т.д. Кажущаяся синонимичность терминов в реальности разбивается о камни нерядоположности - например, под виртуальностью в строгом смысле этого слова понимается реальность, в которой субъект не будет различать вещи и события действительного и виртуального мира. Соответственно, виртуальную реальность вполне могут создавать различные формы искусства - литература, театр, музыка и т.п. и именно в силу своей реалистичности они могут сопровождаться катарсисом. Кибер-аддикция - это условное название для обозначения зависимости от разного рода высокотехнологических средств, не только (а может и не столько) от Интернета. На сленге такие аддикты называются гиками - это люди, которые первыми испытывают новинки техники, внедряют смарт-технологии в свои дома. Что же касается понятий «компьютерная зависимость» и «интернет- аддикция», то их выделение попросту не правомочно из-за того, что и компьютер, и Интернет - всего-навсего средства для осуществления какой-либо деятельности. Говорить о зависимости от Интернета - то же самое, что говорить о зависимости от шприца у наркомана. Тем не менее, на настоящий момент времени можно утверждать, что именно термин «интернет-зависимость» прочно вошел в научную терминологию. Какая психологическая реальность стоит за этим понятием? Основные виды деятельности, осуществляемые в интернетсреде, можно разбить на несколько крупных категорий: поиск информации, общение, потребление продуктов культуры и искусства, а также онлайн-игры. При этом операционализация интернетзависимости происходит точно так же, как и при определении химической зависимости, исходя из наличия у субъекта симптома отмены, толерантности, изменения поведения и т.п. На этих основаниях построены самые известные психодиагностические методики: текст на интернет-зависимость К. Янг, методика диагностики компьютерной зависимости Юрьевой и Больбот, шкала интернет-зависимости С. Чена. Общее методологическое основание объясняет высокие корреляции между результатами, полученными в ходе исследования интернет-зависимости с помощью вышеописанных методик [1], что, тем не менее, не дает возможности утверждать о справедливости его выделения. Перенос диагностических критериев химических зависимостей на интернет-зависимость без каких-либо поправок дает в итоге искаженную картину, в которой большую часть жителей мегаполиса можно считать интернет-зависимыми. Соответственно, эта предметная область нуждается в новом теоретическом фундаменте, который открывал бы новые горизонты для последующих исследований. Таковым вполне может являться база социально-психологического знания. Мы предположили, что одним из критериев рассматриваемого вида аддикции будет позиция «значимого другого» не в реальном пространстве, а в виртуальном, на основании чего нами была построена диагностическая методика [4], которая направлена на выявление такого специфического вида зависимости, как зависимость от онлайн-игр. Остальные составляющие того, что обычно называют интернет-аддикцией нами были отнесены к области компульсивного поведения.

Корреляционный анализ результатов, полученных на одной и той же выборке респондентов с помощью нашей методики и методики К. Янг показал (r=0,32, р<0,01), что за ними стоит различная психологическая реальность, что, в свою очередь, ставит вопросы к дальнейшему изучению рассматриваемого феномена.

Литература
1. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение
методических средств / А.Е. Войскунский, О.В. Митина, А.А. Гусейнова и др. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4(33). C. 11
2. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 105-120.
3. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ
и систематизация подходов к проблеме // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т.9. №2. С. 135-155.
4. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты
зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 3. С. 148163.

Статья по теме Интернет-зависимость как патология социального взаимодействия

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.