На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Интернет-зависимость как патология социального взаимодействия
Интернет-зависимость как патология социального взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Зарецкая О.В., Кочетков Н.В., Маринова Т.Ю.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(Москва, Россия)


Проблема интернет-зависимости возникла перед учеными уже более 20 лет назад, но нельзя сказать, что наука серьезно продвинулась в ее решении. Многочисленные исследования в области интернет-зависимости показывают довольно противоречивые результаты. Исследовательская тенденция последнего времени обнаруживает интерес к личности, увлекающейся интернетактивностью, и ее взаимодействию в пространствах реальности и виртуальности. Такая постановка проблемы позволяет рассматривать интернет-зависимость не как самостоятельный феномен, а как следствие совокупности определенным образом сложившихся особенностей взаимодействия и личностных характеристик людей, уделяющих большое количество времени виртуальной интерактивности.
Такие личностные особенности, свойственные игрокам, как экстернальность, преимущественно избегающее копинг-поведение и высокий уровень переживания отчуждения, могут являться неотъемлемой составной частью зависимой модели поведения.

На основании ряда исследований нами был выделен и актуализирован диалектический подход к проблеме, ставящий своей задачей поиск и рассмотрение противоречий в самом феномене интернет-зависимости, а также в социально-экономических и индивидуально-личностных особенностях людей, увлекающихся интернет-деятельностью, в частности - компьютерными онлайн- играми [1; 2].
Н.В. Кочетков, рассматривая зависимость от компьютерных онлайн-игр, опирается на теорию деятельности А.Н. Леонтьева и выделяет важность такого фактора, как социальность, наличие группы; он отмечает эскапический характер игровой деятельности в Интернете. Говоря об эскапическом характере интернет-зависимости, нельзя не отметить работы, посвященные исследованию мотивации у игроков ММОРПГ-проекта «Аллоды Онлайн», результаты которого показали высокий уровень мотивации к самореализации [3,4,5].
В нашем исследовании приняли участие более 500 человек, из которых было отобрано 76 анкет респондентов контрольной группы и 292 анкеты игроков различных онлайн проектов. В анализе использовались анкеты респондентов старше 18 лет, имеющих непрерывный игровой опыт более 1 года для группы игроков и не имеющих игрового опыта для контрольной группы. При этом 74% игроков имеют суммарный игровой опыт более 5 лет. Только 18% игроков отмечают, что игра - это способ избегания реальности и связанных с ней проблем. В контрольной группе таких ответов почти четверть - 24%. Наоборот, 24% игроков и 17% респондентов контрольной группы считают, что компьютерные онлайн-игры - это один из видов хобби, прекрасный способ развлечения и проведения свободного времени. В обеих группах также отметили, что игры могут быть и постоянным источником дохода, т.е. работой. Например, киберспорт, разработка игр, администрирование и модерация связанных с играми интернет-ресурсов - форумов, чатов, групп в социальных сетях и т.д. Похожее соотношение получила категория ответов, обозначенная нами как социальные факторы, - 24% игроков и 14% ответов контрольной группы. Игроки отмечают высокую значимость возможности общения, взаимодействия, знакомств с новыми людьми, выстраивания теплых отношений в виртуальном пространстве компьютерных игр. В контрольной группе ответы, подходящие под эту категорию, можно сказать, уже традиционно для данного исследования носят негативную, обвинительную окраску: играющие не умеют и не хотят строить отношения в реальности, поэтому ищут в играх суррогат межличностного взаимодействия.
На основании всего выше сказанного, мы склоняемся к идее объединения частной проблемы интернет-зависимости с общей проблемой зависимого поведения. Но до тех пор, пока не будут найдены и описаны универсальные критерии, лежащие в основе формирования поведения, характеризуемого сегодня по тем или иным признакам как зависимое неправомерно директивное использования термина самого термина «зависимость». Также в свете того, что в социальной психологии не существует и диагностических методик, позволяющих однозначно установить именно зависимость от Интернета, более корректным термином может служить, например, увлеченность интернет-деятельностью.

 

Литература
1. Зарецкая О.В. Зависимость от компьютерных онлайн-игр как разновидность аддиктивного поведения [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 105120.
2. Зарецкая О.В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 2. С. 105-120.
3. Кочетков Н.В. Патологическое пристрастие или новая реальность? Размышления о феномене игромании // Школьный психолог. 2015. №4-6 (531-532). С. 4-10.
4. Кочетков Н.В. Социально-психологические аспекты
зависимости от онлайн-игр и методика ее диагностики [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 148-163.
5. Маринова Т.Ю., Зарецкая О.В. Социально-психологические аспекты зависимости от компьютерных ролевых онлайн игр // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. №3. С. 109119.<

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.