Модель личности специалиста-психолога
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

И.Г. Верхотуров
МИУ, ф-т правоведения, студент 5-го курса
Научный руководитель: И.Т. Кавецкий, к.психол.н., доцент

В современном обществе инновационный вектор развития занимает ведущую позицию, что, конечно, не могло не отразиться на характеристике профессиональной среды и её динамизме, и как следствие этого, измененились требования к личности специалиста. Постоянный мониторинг трудовой среды выступает гарантом адекватной «модели личности специалиста».


Модель адекватна к проблеме Р в той мере, в которой она продуцирует в процессе профессиональной деятельности успешные решения проблемных ситуаций, истинные суждения, подтверждаемые практикой. В качестве оригинала данного умозаключения выступает мнение О. Вальта: «Модель объекта адекватна к проблеме Р тогда и только в той мере, в которой она продуцирует в процесс познания в качестве решения проблемы истинные суждения, подтверждаемые практикой» [1, с. 23]. Важно заметить, что: «Адекватность модели с объектом возможна лишь с допустимой погрешностью; приближение к адекватности обусловливает профессиональную успешность человека» [2, с. 200].


С.А. Дружилов выделяет две разновидности моделей: внутренние, психические модели (как совокупность образов: модели профессии, профессиональной среды, Я-концепции). Эти психические модели «обеспечивают» деятельность человека, определяют его отношение к миру и к себе. Объективизированные («рукотворные») модели, рассматриваемые как системы объектов или знаков, которые воспроизводят некоторые существенные свойства системы-оригинала (вербальные и знаковые модели профессии, профессиональной среды) [2].


Объективизированные внутренние модели выступают средством педагогического проектирования. Будучи интегрированными в учебный процесс, они позволяют обучающемуся выстраивать собственную концептуальную модель как основу профессионализма.


Концептуальная модель профессиональной деятельности (КМПД) - это своеобразный внутренний мир человека-деятеля, который базируется на большом количестве информации о профессиональной среде, о предмете труда, о целях, средствах и способах деятельности [2].


Модель позволяет выделить актуальные и перспективные требования к содержанию образования, выявить, изучить и научно обосновать социально-педагогические условия возможного сближения между вероятными ожидаемыми и желаемыми характеристиками выпускника в будущем [3].


В исследовании приняли участие в качестве респондентов практикующие психологи (n=20) и студенты 3-го курса (n=39). Использовались методы: опрос (анкетирование, экспертная оценка); тестирование. Методики: ЦТО Эткинда; пятифакторный личностный опросник В5 МакКрае-Коста; I вариант опросника ПВК; «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной.


Из 11 индивидуально-психологических свойств опросника ПВК, по мнению студентов, значимыми оказались только «коммуникативные». Из данных анкет выделились эмоциональные свойства (72,2%), внимание (30,5%) и наблюдательность (13,8%). Так же 89,7% опрошенных (В5 МакКрае- Коста) студентов имели высокие показатели по шкале «экспрессивность-практичность».


Литература
1. Вальт, Л.О. Объект, проблема и модель / Метод моделирования и некоторые философские проблемы истории и методологии естествознания / АН ЭССР, Ин-т истории. - Таллин: АН ЭССР, 1975. - 194 с.
2. Дружилов, С.А. Психология профессионализма / С.А. Дружилов. - Харьков: Гуманит. центр, 2011. - 295 с.
3. Павлютенков, Е.М. Модель компетентного выпускника школы / Е.М. Павлютенков. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1999. - 24 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.