Поляшова Наталья Владимировна канд. биол. наук, доцент Прокопова Мария Дмитриевна магистрант Поляшов Сергей Валерьевич студент ФГ АОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» г. Архангельск, Архангельская область Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. В педагогике и психологии отечественными авторами, которые изучали проблему детского конструирования, были А.Н. Давидчук, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.
Термин «конструирование» трактуется, как построение, которое, приведено в определённое расположение разных предметов, частей, элементов. Конструирование - представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого получается конкретный реальный продукт. Конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности, однако, имеет свои специфические требования [2]. Изучая проблематику конструирования детей, можно сделать вывод, что оно носит изобразительный или технический характер. Постройка детей не всегда выполняется для конкретного практического использования. Например, дети могут с увлечением строить зоопарк, но как только он будет создан, постройка потеряет для них интерес [3]. В изобразительном конструировании находятся отклики конструктивно-технической деятельности. Если дети не используют свою поделку в деятельности, то, в процессе ее создания, они будут стараться отобразить по возможности все, что необходимо для действий. Основой в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность. Она помогает увидеть структуру объекта, его части, учитывать логику их взаимодействия, позволяет найти способы конструирования. На основе аналитической деятельности ребенок планирует ход своей деятельности, создает замысел и контролирует свою деятельность, от этого зависит успешность результата конструктивной деятельности. Вид конструирования зависит от того, какой материал используют в работе: строительные материалы; бумага, картон, коробки, катушки и другое; природный материал. Кратко их охарактеризуем. Конструирование из игровых строительных материалов наиболее доступное и легкое. Деталями являются геометрические тела, такие как: шар, цилиндр, конус, куб, и все они разного размера. Отдельные элементы соединяются путем наложения друг на друга и приставления одного к другому. Конструирование из бумаги и других материалов является немного сложным видом конструирования. Бумага, предоставляется в форме геометрических фигур, квадратов, прямоугольников, кругов и т. д, по началу такого конструирования дается образец, по которому дети выкладывают тот или иной рисунок. Значительно сложнее, конструирование путем составления их из отдельных готовых форм, которые представляют собой полуфабрикат. Эти детали соединяются с помощью клея, скотча или проволоки, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другое [1]. Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей: - в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике; - конструктивная деятельность развивается по направлениям: конструирование изображения и строительство для игры; - детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме; - с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования. Конструирование занимает доминирующее место в работе мыслительных операций, так как в процессе такой деятельности у детей развиваются умения целенаправленно рассматривать и анализировать увиденное и услышанное, сравнивать, находить общее и различное, классифицировать и группировать, делать обобщения. При создании чего-то нового, творческого и оригинального, мы всегда обращаемся к данным предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. Изучив данную тему, делаем вывод, что память - это огромный механизм, который сопровождает человека в любой деятельности. На сегодня наука достигла некоторых успехов в изучении памяти. Психологами дана характеристика памяти, изучены процессы и определены виды памяти, изучена зависимость развития памяти от возрастного периода, рассмотрена взаимосвязь видов памяти и её закономерности. Детская психология достигла не малых результатов. Учеными выявлены закономерности развития памяти в различных детских возрастах. Научные исследования рассматривают, как развивается память в различных видах детской деятельности. Конструктивная деятельность являясь одним из видов продуктивной деятельности, позволяет создать тот или иной продукт, имеющий какое- либо практическое значение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста носит прежде всего игровой характер. Ребенок, создавая продукт прежде всего увлечен его пользой с практической стороны. Конструирование позволяет развивать не только мелкую моторику, зрительно-пространственную координацию, словарный запас ребенка, творческие способности, но и развивает память. Теоретический анализ литературы говорит, о том, что конструктивная деятельность будет способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста при определенной ее организации: от цели к образцу, от образца к условиям; от условий к замыслу. Для подтверждения данного утверждения был проведен эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте мы провели 3 методики с целью выявления уровня развития памяти. Во время эксперимента удалось заметить, что некоторые дети были невнимательны, отвлекались на посторонние вещи, как казалось, не были замотивированы, и из-за этого показывали низкие результаты. После проведения констатирующего эксперимента мы провели комплекс игровых заданий и упражнений в процессе конструктивной деятельности, которые, по нашему мнению, поспособствовали развитию памяти. Занятия проходили в групповой и индивидуальной форме. После проведения формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика (контрольный эксперимент), на котором использовались те же методики и наглядный материал, что и на констатирующем этапе. Результаты исследования констатирующего эксперимента были сопоставлены с результатами контрольного эксперимента. Таким образом, с помощью игровых заданий и упражнений конструктивной деятельности нам удалось получить положительную динамику в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Наша гипотеза подтвердилась, конструктивная деятельность способствует развитию памяти детей дошкольного возраста при следующей организации: организация конструктивной деятельности от цели к образцу; от образца к условиям; организация конструктивной деятельности от условий к замыслу. Таким образом, в данной статье проанализирована конструктивная деятельность как один из видов продуктивной деятельности, заключающийся в создании какого-либо предмета, рассмотрены её психолого -педагогические аспекты, дана характеристика понятия «конструирование» и описаны особенности развития в дошкольном возрасте. Также представлено исследование, в котором описано влияние конструктивной деятельности на развитие памяти у детей дошкольного возраста.
Список литературы 1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: ФОССТА, 2010. - 127 с. 2. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Сфера, 2007. - 339 с. 3. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с. Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.
|