На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогические аспекты изучения конструктивной деятельности
Психолого-педагогические аспекты изучения конструктивной деятельности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Поляшова Наталья Владимировна канд. биол. наук, доцент Прокопова Мария Дмитриевна магистрант Поляшов Сергей Валерьевич студент
ФГ АОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» г. Архангельск, Архангельская область

Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. В педагогике и психологии отечественными авторами, которые изучали проблему детского конструирования, были А.Н. Давидчук, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина и др.


Термин «конструирование» трактуется, как построение, которое, приведено в определённое расположение разных предметов, частей, элементов.
Конструирование - представляет собой целенаправленный процесс, в результате которого получается конкретный реальный продукт. Конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности, однако, имеет свои специфические требования [2].
Изучая проблематику конструирования детей, можно сделать вывод, что оно носит изобразительный или технический характер. Постройка детей не всегда выполняется для конкретного практического использования. Например, дети могут с увлечением строить зоопарк, но как только он будет создан, постройка потеряет для них интерес [3].
В изобразительном конструировании находятся отклики конструктивно-технической деятельности. Если дети не используют свою поделку в деятельности, то, в процессе ее создания, они будут стараться отобразить по возможности все, что необходимо для действий.
Основой в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность. Она помогает увидеть структуру объекта, его части, учитывать логику их взаимодействия, позволяет найти способы конструирования. На основе аналитической деятельности ребенок планирует ход своей деятельности, создает замысел и контролирует свою деятельность, от этого зависит успешность результата конструктивной деятельности.
Вид конструирования зависит от того, какой материал используют в работе: строительные материалы; бумага, картон, коробки, катушки и другое; природный материал. Кратко их охарактеризуем.
Конструирование из игровых строительных материалов наиболее доступное и легкое. Деталями являются геометрические тела, такие как: шар, цилиндр, конус, куб, и все они разного размера. Отдельные элементы соединяются путем наложения друг на друга и приставления одного к другому.
Конструирование из бумаги и других материалов является немного сложным видом конструирования. Бумага, предоставляется в форме геометрических фигур, квадратов, прямоугольников, кругов и т. д, по началу такого конструирования дается образец, по которому дети выкладывают тот или иной рисунок. Значительно сложнее, конструирование путем составления их из отдельных готовых форм, которые представляют собой полуфабрикат. Эти детали соединяются с помощью клея, скотча или проволоки, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другое [1].
Конструктивная деятельность в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей:
- в процессе конструирования ребенок решает определенные конструктивно-технические задачи, сущностью которых является соединение отдельных частей и элементов по определенной логике;
- конструктивная деятельность развивается по направлениям: конструирование изображения и строительство для игры;
- детская сооружение обеспечивает выполнение определенных функций настоящей, но внешне напоминает ее только общей форме;
- с возрастом ребенка возрастает самостоятельность и творчество конструирования.
Конструирование занимает доминирующее место в работе мыслительных операций, так как в процессе такой деятельности у детей развиваются умения целенаправленно рассматривать и анализировать увиденное и услышанное, сравнивать, находить общее и различное, классифицировать и группировать, делать обобщения.
При создании чего-то нового, творческого и оригинального, мы всегда обращаемся к данным предшествующего опыта, которые удерживаются памятью. Изучив данную тему, делаем вывод, что память - это огромный механизм, который сопровождает человека в любой деятельности. На сегодня наука достигла некоторых успехов в изучении памяти. Психологами дана характеристика памяти, изучены процессы и определены виды памяти, изучена зависимость развития памяти от возрастного периода, рассмотрена взаимосвязь видов памяти и её закономерности. Детская психология достигла не малых результатов. Учеными выявлены закономерности развития памяти в различных детских возрастах. Научные исследования рассматривают, как развивается память в различных видах детской деятельности.
Конструктивная деятельность являясь одним из видов продуктивной деятельности, позволяет создать тот или иной продукт, имеющий какое- либо практическое значение. Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста носит прежде всего игровой характер. Ребенок, создавая продукт прежде всего увлечен его пользой с практической стороны. Конструирование позволяет развивать не только мелкую моторику, зрительно-пространственную координацию, словарный запас ребенка, творческие способности, но и развивает память.
Теоретический анализ литературы говорит, о том, что конструктивная деятельность будет способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста при определенной ее организации: от цели к образцу, от образца к условиям; от условий к замыслу.
Для подтверждения данного утверждения был проведен эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В констатирующем эксперименте мы провели 3 методики с целью выявления уровня развития памяти. Во время эксперимента удалось заметить, что некоторые дети были невнимательны, отвлекались на посторонние вещи, как казалось, не были замотивированы, и из-за этого показывали низкие результаты.
После проведения констатирующего эксперимента мы провели комплекс игровых заданий и упражнений в процессе конструктивной деятельности, которые, по нашему мнению, поспособствовали развитию памяти. Занятия проходили в групповой и индивидуальной форме.
После проведения формирующего эксперимента нами была проведена повторная диагностика (контрольный эксперимент), на котором использовались те же методики и наглядный материал, что и на констатирующем этапе. Результаты исследования констатирующего эксперимента были сопоставлены с результатами контрольного эксперимента.
Таким образом, с помощью игровых заданий и упражнений конструктивной деятельности нам удалось получить положительную динамику в развитии памяти у детей дошкольного возраста. Наша гипотеза подтвердилась, конструктивная деятельность способствует развитию памяти детей дошкольного возраста при следующей организации: организация конструктивной деятельности от цели к образцу; от образца к условиям; организация конструктивной деятельности от условий к замыслу.
Таким образом, в данной статье проанализирована конструктивная деятельность как один из видов продуктивной деятельности, заключающийся в создании какого-либо предмета, рассмотрены её психолого -педагогические аспекты, дана характеристика понятия «конструирование» и описаны особенности развития в дошкольном возрасте. Также представлено исследование, в котором описано влияние конструктивной деятельности на развитие памяти у детей дошкольного возраста.


Список литературы
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. - М.: ФОССТА, 2010. - 127 с.
2. Ерофеева Е.М. Конструирование для дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Е.М. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Сфера, 2007. - 339 с.
3. Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя дет. сада / З.В. Лиштван. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.
Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.