На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности реализации компетентностного подхода при организации педагогического взаимодействия
Особенности реализации компетентностного подхода при организации педагогического взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А.В. Никитина, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный университет -учебно-научно-производственный комплекс», Орёл (Россия)
А.А. Гуцына, старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», Орёл (Россия)

Традиционно именно общество и окружающая среда определяли тот или иной образовательный идеал в контексте исторического развития человечества. Социальный заказ всегда определял и определяет форму, средства, методы, цель, задачи подготовки будущих поколений. Нет и не было воспитания, одинаково пригодного для всего человеческого рода.

История показывает, например, что воспитание патрициев было не таким, как у плебеев; городское воспитание отличается от сельского, и даже профессиональное воспитание предполагает существенное педагогическое разнообразие, поскольку общество, в целях самосохранения и развития, требует определенного разделения общественного труда. Общество посредством образования и воспитания готовит специализированных работников. В данном контексте педагогика в большей степени зависит от социологии, чем от любой другой науки. Работа известного педагога и социолога Эмиля Дюркгейма, которая так и называется «Педагогика и социология», посвящена рассмотрению тесной связи этих наук. Ученый считает, что «педагогический идеал даже в деталях есть творение общества. Именно оно рисует нам портрет того человека, которым мы должны быть, в этом портрете отражаются все особенности социальной организации» [1].

Авторами в рамках исследования ставится задача определения основных особенностей влияния общества на процесс педагогического взаимодействия на текущем этапе развития. Реализуемый сегодня компетентностный подход по своей сути не является чем-то новым в плане определения целей, задач и содержания высшего образования. Он как вполне оправданная прагматическая реакция на конкретный социальный заказ, предполагает, прежде всего, разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающую потребностям современного мирового рынка труда.
При этом следует иметь в виду, что компетентностный подход рядом авторов противопоставляется «знаниевому» в смысле передачи учащимся готового знания, в виде информации, сведений и пр. При реализации «знаниевого» подхода преподаватель формулирует общие правила, принципы, алгоритмы, определенные внешне заданными условиями. Обучающие процедуры способствуют надежному запоминанию материала, а учебная деятельность организуется таким образом, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно воспроизводить и применять изученный материал в разнообразных типовых или аналогичных внутрипредметных ситуациях, не требующих новой информации или навыков и умений. В результате учащиеся на достаточно высоком уровне овладевают набором теоретических знаний, но испытывают определенные трудности в практической деятельности, требующей применения этих знаний для решения конкретных профессиональных задач.
Попытки выхода за рамки знаниевой парадигмы, расширения содержания образования не в количественном, а в качественном отношении предпринимались давно, что, прежде всего, отразилось в тех образовательных моделях, которые выдвигались и апробировались в последние десятилетия. Назовем, в первую очередь, культурологическую модель содержания образования, где воплощается идея отражения совокупности основных видов опыта, освоение которого новым поколением обеспечивает преемственность в социокультурном прогрессе. Авторы концепции В.В. Краев- ский, И.Я. Лернер выделяют четыре разнородных компонента культурного опыта: знания о различных областях действительности, опыт выполнения известных способов деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека. Освоение опыта способствует последующей социализации выпускника школы. Содержание образования не сводится к набору сведений, подлежащих заучиванию и воспроизведению, а включает целостный блок культуросообразного обучения, т.е. взаимодействия преподавания и учения.
Реализуемый сегодня в Российском образовании с 2003 г. компетентностногый подход предполагает не простое получение обучающимися некоторой суммы знаний и умений, а формирование системного набора компетенций. Необходимость формирования такого подхода обусловили объективные требования современной «экономики знания», в которой более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, а обобщенные умения по решению жизненных и профессиональных проблем, способность с помощью получаемых знаний формировать свой собственный человеческий капитал как накопленный запас знаний, умений и навыков, который реально может быть вовлечен в экономический оборот. Компетентностный подход предполагает усвоение обучаемым не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В результате появляется «эффект синергизма», т.е. цели образования и деятельности человека совпадают. Данная тенденция помогает избегать внутреннего конфликта личности, который может возникать при отсутствии четкого понимания применимости получаемых знаний.
Реализация компетентностного подхода как социального заказа в образовании способствует развитию ряда тенденций, трендов, которые с каждым годом проявляются все более ярко. В настоящее время активность участников образовательного процесса их учебное взаимодействие рассматривается уже как двухстороннее субъ- ект-субъектное взаимодействие, где обе стороны представляют собой полноправные субъекты образовательного процесса. Учебное взаимодействие ранее описывалось стандартной схемой (субъект - объект) S—>0, где S - это активный субъект, инициирующий обучение, передающий знание, формирующий умения, контролирующий и оценивающий их. Ученик рассматривался как относительно пассивный объект обучения и воспитания. Учитывая активность участников образовательного процесса, схему учебного взаимодействия в настоящее время имеет смысл рассматривать как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1<-»S2 где S1 - учитель (преподаватель) и S2 - студент образуют общий совокупный субъект характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. Складывающаяся схема учебного взаимодействия, таким образом, представляет собой сложную систему, прочность которой основана, в частности, на установлении психологического контакта между всеми участниками взаимодействия. Данная тенденция была подробно описана Зимней И.А., которая указывала, что студент погружается в деятельность, где он выступает в роли её активного субъекта, а преподаватель - в роли организатора коммуникации. Одним из важнейших условий, которые моделирует учитель, является создание для учащихся затруднений в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит ученика (вначале с помощью педагога, а затем самостоятельно) в рефлексию, где осуществляется анализ деятельности до затруднения, затем поиск причин возникшей трудности, проблематизация прошлой деятельности и изменение нормы деятельности. Таким образом, в контексте современного развития студент рассматривается как полноправный субъект деятельности, основная задача при работе с которым - это выстраивание эффективного канала коммуникации.
Обучение в вузе представляет собой сложную систему, элементами которой являются учебные дисциплины, выполняющие определенные функции в едином процессе подготовки бакалавра. Принцип системности предполагает, чтобы изложение учебного материала преподавателем доводилось до уровня системности в сознании студентов, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Реализация принципа системности, требующего объективного и достоверного отражения взаимосвязи всех основных на современном этапе обуславливает необходимость реализации межпредметных связей. Их следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных черт современного научного познания.


При всем многообразии видов межнаучного взаимодействия можно выделить три наиболее общие направления, соответствующих основаниями для формирования МПС:
1) комплексное изучение разными науками одного и тоже объекта;
2) использование методов одной науки для изучения разных объектов в других науках;
3) привлечение различными науками одних и тех же теорий и законов для изучения разных объектов.


Межпредметные связи есть дидактическое условие интегрированного видения студентами будущей профессиональной деятельности. И именно их реализация при комплексном подходе способствует подготовке конкурентоспособных специалистов, востребованных социумом и готовых решать междисциплинарные задачи в рамках профессии.
Согласно требованиям ряда ФГОС ВПО каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла; основная образовательная программа должна обеспечиваться материалами по всем учебным курсам, дисциплинам, а содержание каждой дисциплины должно быть представлено в сети Интернет, либо локальной сети ВУЗа; удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 процентов, а занятия лекционного типа не более 40 процентов аудиторных занятий. В сложившихся условиях подготовка специалистов, востребованных обществом уже изначально не может проходить без организации на высоком уровне самостоятельной работы студентов при использовании информационных технологий. Проблема организации личностноориентированной самостоятельной работы при минимальном прямом воздействии на студентов со стороны преподавателей относится сегодня к числу наиболее актуальных проблем педагогики. В условиях перехода на кредитно-модульную систему обучения самостоятельная работа становится основным источником получения знаний и формирования различных способов деятельности обучающихся. Сегодня в отечественной высшей школе формируются предпосылки для общесистемного сдвига образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) к новой, ориентированной на вооружение личности готовностями и способностями целенаправленно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организовывать и самостоятельно решать задачи, приобретать необходимые для этого знания, а также са- мооценивать результаты своей деятельности. Все это составляет основу компетентно- стного подхода в образовании. Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль.
Одним из средств организации самостоятельной работы в контексте компе- тентностной парадигмы образования является использование Интернет-технологий. Образовательные Интернет-ресурсы заключают в себе значительные возможности для активации познавательной деятельности студентов, формирования их информационной культуры, навыков исследовательской и аналитической деятельности, а также умений самостоятельно принимать решения. Важнейшим фактором обусловливающим эффективность использования Интернет-ресурсов для организации самостоятельной работы студентов является значительная привлекательность виртуальной образовательной среды для подавляющего числа студентов. При этом отметим, что использование и внедрение Интернет-технологий в при подготовке студентов требует значительного уровня сформированности информационной культуры как преподавателя, так и студента.
Таким образом, эволюция образовательного идеала проходит под воздействием социальных факторов, потребностей общества и уровнем его технической оснащенности. Педагогическое взаимодействие в контексте компетентностной образовательной парадигмы представляет собой субъект-субъектные отношения, складывающиеся между преподавателем и студентом, ориентированные на формирование у последнего полной картины его будущей профессиональной деятельности, на основе внедрения в процессе подготовки межпредметных связей и формирования мотивации к самостоятельной работе с использованием информационных технологий.

Список литературы
1. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод предназначение. М.: Изд-во Канон, 1995. 349с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384с.
3. Формирование межпредметных связей средствами Интернет-технологий в контексте компетентностного подхода / А.В. Никитина, А.С. Сурков // Информационная среда вуза XXI века: материалы IV международной науч.-практ. конф. (20-24 сентября 2010г.). Петрозаводск, 2010. С. 199-202.
Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 19-20 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.