О.В. Липунова, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно- педагогический государственный университет», Комсомолъск-на-Амуре (Россия)
Согласно представлениями современных исследователей, основной задачей ранней профилактики отклонений в поведении несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.
Необходимым шагом на пути к реабилитационной и коррекционной работе с несовершеннолетними с отклонениями в поведении является диагностика степени выраженности у них состояния дезадаптации, а также раннее выявление склонности к асоциализации. В основу настоящего исследования была положена модель по выявлению нарушений психической деятельности у дезадаптированных подростков, юношей, отличающихся отклонениями в поведении. Даная модель исследования разработана Л.В. Яссман, обладает критериями комплексной оценки, отражающей уровень состояния дезадаптации, а также включает анализ депревирующих факторов внешней и внутренней среды. Использование данной модели исследования позволило нам определить суммарное количество всех обнаруженных патологических факторов и их многочисленные комбинации, способные оказать влияние на возникновение и характер дезадаптации у несовершеннолетних. Эталон критерия данной методики представлен элементами основных подсистем системы психической адаптации человека, каждый из которых имеет свой измерительный инструмент, состоящий из депривирующих факторов внешней и внутренней среды. Методика позволяет выявить степень дезадаптации испытуемого в целом и ее критерии по отдельным подсистемам [10]. Модель исследования состояния психической дезадаптации позволяет конструировать комплексный критерий оценки, отражающий уровень дезадаптации личности в целом (низкий, средний, высокий), а также по отдельным подсистемам психики. Кроме того, данная модель отражает системный характер взаимообусловленности факторов социальной и биологической среды. Принцип изучения системной организации функций, включая и поведение человека, все более широко внедряется в современную психологию. Системный анализ позволяет находить новые пути к познанию, преодолевать его односторонность. Системный анализ делает основной упор на целостное понимание исследуемых объектов, помогает осознать необходимость их «многослойного» анализа, при котором каждое выдвигаемое суждение имеет непосредственное приложение лишь к явлениям, ограниченным определенными рамками, а не ко всем «слоям» наблюдаемых факторов. Применение системного анализа тех или иных явлений с целью выяснения взаимодействия различных подсистем может быть значительно больше, чем только одни аналитические методы при изучении частных процессов. Система, обеспечивающая адаптированную социально-психическую деятельность, как и любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных относительно жесткими связями. Организм человека представляет собой такую динамичную систему, в которой одни и те же морфофизиологические подсистемы и структуры могут обеспечивать множество функций и приспособительных процессов [8]. Система психической адаптации характеризуется многоплановостью самоорганизующихся подсистем, находящихся между собой как в ассоциативно дополняющихся, так и во взаимно конкурирующих отношениях. Эти подсистемы имеют неодинаковое значение при общей иерархии подсистем, отличаются разной степенью сложности своего структурного построения, различными возможностями автономной активности, своеобразием взаимозависимости и взаимообусловленности. Поэтому структура систем социальной и психической адаптации (как и любой другой сложноорганизованной системы) не может быть объяснена, если исходить из статистических отношений составляющих ее элементов. Эти системы нуждаются не только в математически однозначном, а в вероятностном описании. При этом ведущее место принадлежит познанию взаимоотношения отдельных подсистем, а не составляющих ее звеньев. Как отмечает Л. Берталанфи, если невозможен количественный анализ «и даже если компоненты систем просто плохо определены, можно, по меньшей мере, ожидать, что определенные причины анализа (речь идет о системном анализе) будут качественно применимы ко всему целому как системе. В этом случае будет возможно, по крайней мере, объяснение в принципе» [3, с. 55]. Принципиальным отличием функциональной деятельности систем социальной и психической адаптации человека от всех других самоуправляемых систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека. Благодаря этому осуществляется координирующее, направляющее вмешательство сознательной интеллектуальной активности человека в процессы адаптации [6]. Адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти «способности» соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, «нормальной» психической деятельности человека. Социальная и психическая адаптация могут быть представлены как результат деятельности открытых систем, для которых характерно, согласно Л. Берталанфи, состояние подвижного равновесия, в котором их структура остается постоянной, но в противоположность обычному равновесию это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего их вещества. Подвижное равновесие открытых систем характеризуется принципом эквифильности, т.е. отличие от состояний равновесия в закрытых системах, полностью детерминированных начальными условиями, открытая система может достигать не зависящего от времени состояния, которое не зависит от ее исходных условий и определяется исключительно параметрами системы. При этом, подчеркивает автор, живые системы можно определить как иерархически организованные открытые системы, сохраняющие себя или развивающиеся в направлении достижения состояния подвижного равновесия. Системное представление о социальной и психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных их характеристик. На возможностях социальной и психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Дезадаптация любой из них может найти свое отражение в функциональной активности систем социальной и психической адаптации. Согласно исследованиям Б.Ф. Ломова, Ю.А. Макаренко, А. Раппопорт, Е.А. Юматова, и др., биологические и социально-психологические механизмы, определяющие жизнедеятельность человека, в большей или меньшей мере участвуют в высшей сфере проявления адаптации - в адаптированной социально-психической деятельности. Это указывает на чрезвычайную сложность и взаимосвязь структуры целостных функциональных систем социальной и психической адаптации [7; 9]. Ю.А. Александровский указывает на то, что личность функционирует как единая, стройная, открытая система, состоящая из множества подсистем, находящихся в тесной взаимосвязи. Системный подход представляется средством и методом организации исследовательского процесса, обеспечивающим целостное изучение объекта во всей его структурно-информационной сложности с учетом многообразия внешних «надсистемных» связей [1]. Исходя из того, что важнейшей задачей психологической науки является вооружение практических работников научно обоснованными, диагностически значимыми критериями и признаками, позволяющими выполнять функции как ориентирования, так и прогнозирования в наблюдении, осуществляемом в ходе профилактической работы, считаем целесообразным использовать предлагаемую модель исследования несовершеннолетних с отклоняющимся поведением. При исследовании структуры состояния дезадаптации подростков и юношей с девиантным поведением мы предлагаем использовать модель исследования состояния психической дезадаптации с позиции системного подхода [10]. Использование данной модели позволило нам выявить уровень и характер нарушений адаптации несовершеннолетних с нарушениями поведения. Под адаптивным поведением мы понимаем социально-адекватное поведение, позволяющее личности успешно решать стоящие перед ней задачи. Мы исходим из того, что дезадаптация - есть прямое следствие нарушения или неправильного осуществления системного взаимодействия эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной подсистем на уровне личности. Понимание поведения личности возможно только при условии, что мы учитываем как роль социальной среды в развитии личности, так и ее жизненный путь, структуру личности, характер и способности личности. Иными словами, по определению А.Н. Леонтьева, рассматриваем личность как «системное качество» [4]. С позиций системного подхода человек рассматривается как системная целостность, структура, включающая в себя ряд подсистем, важнейшими из которых являются подсистемы восприятия и переработки информации, социальных контактов и личностного реагирования, эмоционально-аффективного реагирования, регуляции сна и бодрствования, эндокринно-гуморальной регуляции. Кроме того, эта система входит в другую, например, семью, которая, в свою очередь, входит в еще более сложную систему - общество. Поэтому, адекватное реагирование личности на любое воздействие общества зависит как от внутренних факторов - адекватность ответной реакции на уровне всех подсистем психики, так и от определенного воздействия, например, системы «семья», частью которой является индивид. И конечно, если имеет место наличие дезорганизации на уровне подсистем психики, а, кроме того, воспитание в социально неблагополучных семьях по типу гипоопеки, эмоционального отвержения, отчуждения подростков, юношей от деятельности, внутри которой обеспечивается нормальная социализация и психическое развитие, то происходит нарушение адекватного эмоционального реагирования несовершеннолетнего. Проведенный нами анализ с позиций системного подхода позволяет говорить о наличии существенных отличий в профиле адаптированных и дезадаптированных несовершеннолетних. Модель исследования и выявления уровня состояния адаптации показала, что подростки и юноши, демонстрирующие отклонения в поведении в социуме имеют высокий дезадаптивный уровень [5]. По мере нарастания состояния дезадаптации для испытуемых с девиантным поведением характерно появление или усиление имеющихся трудностей в обучении, общении со сверстниками, появление жалоб на соматическую ослабленность, снижение уровня мотивации к учебной деятельности, односторонняя увлеченность каким- либо видом деятельности. Снижение адаптивности сопровождается характерными нарушениями в подсистемах эндокринно-гуморальной регуляции, социальнопсихологических контактов и личностного реагирования. Они проявляются в вегетативных, вестибулярных расстройствах, периодических приступах слабости, быстрой утомляемости, сонливости, вялости, затруднениях при физической и умственной нагрузке и т.д. Полученные данные отражают неустойчивость физиологического и психического состояния, что приводит к снижению способности личности к адаптивному поведению. Исследование убедительно продемонстрировало рост негативной симптоматики на уровне всех подсистем по мере нарастания состояния дезадаптации девиантных несовершеннолетних. Так, нарушения в подсистеме эмоционального реагирования проявляются в повышенной эмоциональной возбудимости, аффективной насыщенности переживаний девиантных несовершеннолетних, их раздражительности, высокой тревожности, внутренней и внешней психоэмоциональной напряженности, эмоциональной неустойчивости, неадекватности эмоциональных реакций. Подавляющее большинство девиантных подростков и юношей отличается снижением интеллектуальной продуктивности, что является важнейшим критерием дезадаптации на уровне подсистемы восприятия и переработки информации. Это выражается в недостаточности абстрактного мышления, трудностях обобщения, неумении выделить главное, трудностях длительного сосредоточения внимания, нарушениях памяти в виде частичного выпадения многих приобретенных ранее сведений, школьных знаний, замедленном и неполном восприятии, снижении познавательного интереса испытуемых. В структуре дезадаптивного состояния выявлены нарушения эндокринногуморальной регуляции, регуляции тонуса сна и бодрствования. Для девиантных несовершеннолетних характерны выраженные вегетативные и вестибулярные расстройства, пароксизмальные нарушения генерализованного характера, быстрая утомляемость, приступы слабости, не связанные с ситуацией колебания артериального давления. Имеют место нарушения сна в виде внезапных ночных пробуждений, запаздывания наступления сна, бессонницы, ночных страхов, сопровождающиеся вегетативными нарушениями, различными невротическими, неврозоподобными, а также пресомническими и интросомническими нарушениями. Анализ социальной ситуации развития несовершеннолетних с девиантным, дезадаптивным поведением показал, что в большинстве своем они воспитывались или воспитываются по типу эмоционального отвержения, гипоопеки, в условиях полной или частичной безнадзорности в структурно деформированных семьях, в условиях полной или частичной безнадзорности. Таким образом, согласно анализу результатов исследования, изначально несовершеннолетние с отклонениями в поведении отличаются наличием большого числа факторов риска, способствующих развитию состояния дезадаптации. Это и нервнопсихические отклонения различного генеза, и нарушения формирования школьных навыков, и эмоциональные отклонения, и проблемы взаимоотношений в семье. Начальное состояние дезадаптации вызывает изменения в поведении ребенка, отражающее дефекты его личностного развития - неадекватное реагирование, неэффективное в данной ситуации, которое, однако, можно рассматривать как неадекватную адаптацию. Как следствие происходит отчуждение личности от деятельности, нарушаются процессы социализации и развитие личности, усложняется состояние дезадаптации. Усиление состояния дезадаптации приводит к возникновению негативных новообразований, затрудняющих возможность адаптивного поведения. Эмоциональные отклонения при этом, как показывают результаты нашего исследования, выступают и как фактор риска, провоцирующий дезадаптивное состояние и нарушения поведения, и как новообразование в структуре состояния дезадаптации, усиливающее последнюю и отклонения поведения. Для практических психологов, педагогов часто наиболее доступным и приемлемым методом психологической диагностики является психологическое, педагогическое наблюдение подростка, юноши в процессе его разносторонней деятельности, общения со сверстниками, взаимодействия с окружающими его людьми. Такого рода методы, безусловно, имеют свое существенное преимущество, так как объектом изучения, в первую очередь, является реальное поведение индивида, которое наблюдается лонгитюдно в самых разных естественных ситуациях, что способно дать наиболее объективную информацию о личности подростка, тенденциях его социального развития. Однако, как справедливо отмечает ряд исследователей, самым слабым моментом организации наблюдения является недостаточная продуманность системы признаков, по которым можно фиксировать проявление того или иного факта, отсутствие единства требований в применении этих признаков всеми участниками наблюдения. По мнению С.А. Беличевой, чтобы наблюдение выполняло свои диагностические функции, оно должно быть соответствующим образом организовано, т. е. вооружено необходимыми диагностически значимыми критериями и признаками, с помощью которых психолог, педагог смог бы выделять в поведении и системе отношений обследуемых те характерные проявления, которые несут информационную нагрузку и позволяют судить о характере девиаций. В противном случае в качестве единиц наблюдения выступают чисто внешние, порою случайные проявления и поступки, которые приводят к поспешным, неглубоким и вместе с тем чреватым печальными последствиями выводам. Автор считает, что при выборе диагностически значимых признаков социальной дезадаптации, проявлением которой и является отклоняющееся поведение, необходимо исходить из анализа общего уровня социального развития индивида и при этом руководствоваться следующими принципами. Во-первых, принцип доступности для наблюдения, осуществляемого в процессе воспитательно-профилактической работы. Во-вторых, эти признаки должны быть ориентированы не на одномоментные срезы, выявляющие сиюминутные личностные проявления, а на длительное лонгитюдное изучение, которое способно дать более полное и объективное представление о личности трудновоспитуемого, и, что очень важно, выявить наметившиеся тенденции его социального развития. В-третьих, учитывая, что процесс формирования личности, процесс ее социального развития, социализации обусловлен самыми разнообразными факторами, включая как целостные воспитательные условия семьи, школы, общественных организаций, так и стихийные, неорганизованные, трудно контролируемые влияния ближайшего окружения, необходимо, чтобы диагностически значимые критерии и признаки распространялись на самые различные каналы и институты социализации. В-четвертых, диагностически значимые показатели должны отражать как функциональную, так и содержательную стороны процесса социализации, процесса усвоения социального опыта, ценностно-нормативных представлений, знаний, навыков, то есть учитывать, какие социальные институты играют доминирующую роль в формировании личности и что при этом составляет содержание усваиваемого социального опыта. И, наконец, в-пятых, при оценке содержания усваиваемого опыта важно выявить, как происходит формирование личности в таких основных сферах социализации, как «человек и профессия», где речь идет о формировании профессиональных намерений, умений, навыков; в сфере «человек и общество», включающей систему регулятивных механизмов общественного поведения индивида, систему его ценностно-нормативных, правовых, этических, социальных представлений, взглядов, убеждений, а также формирование механизмов саморегуляции, способности к самооценке, к самокритичности, эмоционально-волевые и поведенческие характеристики и проявления [2]. Сложившиеся в науке и практике традиционные подходы исследования девиантной личности ориентированы прежде всего на изучение состояния нравственно-мотивационной сферы и направленности личности. Безусловно, как отмечает С.А. Беличева, такие личностные характеристики, как нравственно-мотивационная сфера и направленность являются весьма важными и, по сути дела, ключевыми характеристиками личности, их знание помогает прогнозировать поведение, наметить дифференцированный подход в профилактической работе. Однако, учитывая «труднодоступность» мотивов для наблюдения, а также неустойчивость и слабую дифференцированность асоциальных мотивов, особенно у несовершеннолетних, замыкаться лишь на изучении нравственно-мотивационной сферы нецелесообразно. На наш взгляд, изучение несовершеннолетних с девиантным поведением должно отражать комплексный характер общего уровня развития исследуемого, состояние его эмоциональной сферы, индивидуально-личностных особенностей, особенностей мотивационной, познавательной сфер, что необходимо для определения причин отклоняющегося поведения, организации профилактической, коррекционной работы. Исходя из вышесказанного, считаем необходимым при изучении общего уровня состояния адаптации-дезадаптации выявлять уровень выраженности каждой подсистемы в структуре данного состояния у подростков и юношей с девиантным поведением, что, в свою очередь, позволит выявить уровень и характер нарушения адаптации, и, соответственно, определить наиболее оптимальные направления профилактической, коррекционной работы. Список литературы 1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.,1976. 400с. 2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. 221с. 3. Берталанфи Л. Общая теория систем - критический обзор. В кн.: Исследования по общей теории систем. М., 1969. С. 23-82. 4. Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики. М., 1977. 565с. 5. Липунова О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы международной научн.-практич. конференции, посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластенина, 16-17 сентября 2010 г. В 2-х ч. Ч. II. Москва: МАНПО. 2010. С. 622-627. 6. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. №4. С. 19-33. 7. Макаренко Ю.А. Системная организация эмоциональнного поведения. М.,1980. 206с. 8. Раппопорт А. Системный подход в психологии // Психологический журнал. Т.15. 1994. №3. С.3-16. 9. Юматов Е.А., Белова Т.И., Ульянинский Л.С. Эмоции в системной организации поведенческих актов. Системные механизмы устойчивости к эмоциональному стрессу // Функциональные системы организма. М.,1987. С. 245-292. 10. Яссман Л. В. Психологические основы системы предупреждения правонарушений у несовершеннолетних. В ЗТ. Комсомольск-на-Амуре, 1996. ТЗ. 164с. Источник: Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 1920 декабря 2013 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова - Ульяновск: SIMJET, 2013. - 582 с.
|