Стрессоустойчивость одаренных подростков |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
Парфенова Галина Леонидовна канд. психол. наук, доцент, доцент Институт психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» Подростковый возраст - один из важных этапов в жизни человека. В этот период, познавая себя, подросток открывает и других, устанавливает социальные контакты, активно ищет и находит в себе все больше ресурсов развития и саморегуляции, о которых ранее не догадывался. У подростка формируются жизненные цели и установки [3]. Личностный рост и развитие подростков происходят на фоне перестройки их организма в целом и сопровождаются огромным количеством стрессов; они вызваны как физиологическими изменениями, так и школьными перегрузками, трудностями взаимопонимания со сверстниками и взрослыми и др. [2; 5]. Г. Селье описывает стресс как «общий адаптационный синдром», неспецифический ответ организма на предъявление ему требования [1; 12]. Таких «требований» к подростку со стороны себя самого, мира, социума - очень много. На вызовы подросток должен уметь отвечать, но не всегда это получается у него успешно. Эффективно справиться с состоянием стресса позволяет качество личности - стрессоустойчивость [1; 8; 10]. Анализируя различные психологические позиции по проблемам стресса и стрессоустойчивости (Н.И. Блудов, Б.Х. Варданян, Н.Н. Данилова, Р. Лазарус, В.И. Лебедев, Б.Г. Мещеряков, А.Л. Руда ков, Г. Селье, С.В. Субботин и др.), мы определились с базовым в данной работе понятием, присоединяясь к мнению В.С. Субботина. Он называет стрессоустойчивость индивидуальной психологической особенностью, заключающейся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, направленных на обеспечение гомеостаза системы (биологического, физиологического, психологического), ведущего к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности [8]. Стрессам подвержены и одаренные дети (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, М.Е. Богоявленская, А. Бине, Э. Ландау, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А. Миллер, А.И. Савенков, К.К. Платонов, П. Торренс, Е.И. Щебланова и др.). Многие их психологические качества биполярны и в определенной ситуации сами выступают стрессорами. В то же время, внешним стрессором может являться то, что социум ожидает от одаренного ребенка высоких достижений, иногда - «вопреки» или «любой ценой» [4; 11]. Педагогу, родителю, психологу важно понимать специфику стрессов одаренных детей, их реакции на стресс; изучать и создавать условия для повышения уровня их устойчивости к стрессу. В то же время, исследование проблемы стрессоустойчивости одаренных детей недостаточно представлено в научной литературе. В этом ее противоречивость и актуальность. В «Рабочей концепции одаренности» данный феномен рассматривается как системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Здесь же говорится: «Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [6, с. 3]. Одаренность проявляется в разных сферах деятельности, что определяет ее вид (литературная, математическая, моторная, социальная, т. д.), специфику выявления и развития. В то же время, ряд авторов дифференцируют одаренность, в первую очередь, на «общую» и «специальную». Дж. Рензулли предлагает выявлять и развивать как базовую модель человеческого потенциала - общую одаренность, которую представляет в виде трехфакторной структуры («интеллект не ниже среднего уровня», «креативность», «мотивация на дело»), каждый компонент которой равнозначно важен. Целью нашего исследования было: выявить и проанализировать стрессоустойчивость у подростков с феноменом общей одаренности. Определен был объект исследования - «стрессоустойчивость подростков» и предмет исследования - «стрессоустойчивость подростков с общей одаренностью». H. С. Лейтес, А.И. Савенков, А. Миллер, Э. Ландау, В.С. Юркевич отмечают, что одаренные школьники по противостоянию стрессам находятся в группе риска. В то же время, А.Г. Асмолов, Д.Б. Богоявленская, Ю.Д. Бабаева называют одаренных детей эмоционально стойкими и целеустремленными в определенной сфере деятельности. В связи с противоречиями в научных представлениях, была сформулирована гипотеза, включающая два допущения: 1) среди подростков с общей одаренностью доля тех, у кого уровень стрессоустойчивости «высокий» - больше, чем доля тех, у кого уровень стрессоустойчивости - «низкий»; 2) стрессоустойчивость подростков с общей одаренностью и стрессоустойчивость подростков, у которых не выявлен феномен общей одаренности, имеет различия. Изучив теоретические аспекты проблемы стрессоустойчивости и одаренности личности, психологические возрастные особенности подростков, провели эмпирическую часть исследования. Из общей выборки подростков 14-15 лет (120 человек), обучающихся в 8-х классах гимназии и лицея (г. Барнаул), были выявлены подростки с феноменом общей одаренности. Согласно модели одаренности Дж. Рензулли [7], для идентификации у подростков феномена общей одаренности применили: тест «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» (диагностировали интеллектуальный компонент одаренности); «Креативные тесты Ф. Вильямса» (креативный компонент); «Тест-опросник для измерения мотивации достижения» А. Мехрабиана (модификация М.Ш. Магомед-Эминова) - диагностировали мотивационный компонент. Анализируя результаты методик, придерживались мнения автора модели - Дж. Рензулли о том, что количество одаренных детей гораздо больше, чем при их выявлении с помощью тестов интеллекта, если говорить об одаренности как о потенциале, находящегося на стадии становления и развития. Таким образом, на основе интерпретации методик, выявили 32 подростка (26,6% от первоначальной выборки) с показателями «выше нормы» по диагностируемым параметрам. Именно этих подростков идентифицировали в группу одаренных и далее в работе называем «одаренные подростки». Далее, с подростками провели «Тест на определение стрессоустойчивости» (Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова) [9]. I. Проверка первого положения гипотезы показала: одаренных подростков с высоким уровнем стрессоустойчивости - 19 чел. (59,4%); со средним уровнем стрессоустойчивости - 9 чел. (28,1%); с низким уровнем - 4 чел. (12,5%). То есть, среди подростков с общей одаренностью доля тех, у кого уровень стрессоустойчивости «высокий» - преобладает (59,4%); это больше, чем доля тех, у кого уровень стрессоустойчивости - и «средний» (28,1%), и «низкий» (12,5%). Первое допущение гипотезы исследования было подтверждено: у большинства подростков с общей одаренностью - высокий уровень стрессоустойчивости; среди подростков с общей одаренностью значительно больше тех, у кого стрессоустойчивость - высокая (59,4%), значительно меньше тех, у кого стрессоустойчивость - низкая (12,5%). Различие составляет - более, чем в 4 раза. Эмпирически выявленные данные позволяют нам присоединиться к мнению А.Г. Асмолова, Д.Б. Богоявленской, Ю.Д. Бабаевой, которые считают, что одаренные подростки в большей своей массе - личности стрессоустойчивые. По полученным нами данным, лишь каждый восьмой подросток с общей одаренностью имеет низкую стрессоустойчивость. Психологи, проводя антистрессовую деятельность с детьми в образовательных организациях, могут опираться на стрессоустойчивых одаренных подростков. 2. Для проверки второго допущения гипотезы исследования о том, что стрессоустойчивость подростков с общей одаренностью и подростков, у которых не выявлен феномен общей одаренности, имеет различия, был проведен статистический анализ данных. По критерию Колмогорова - Смирнова проверили данные на нормальность распределения показателей. Так как распределение признака отклонялось от нормального (что объективно - работа шла с одаренными детьми), для сравнения показателей в двух группах использовали U-критерий Манна - Уитни. Статистический анализ показал, что у подростков с общей одаренностью (Х=1229,5), в отличие от подростков, у которых не был выявлен феномен общей одаренности (Х=3048,5), достоверно ниже показатели по шкале «стрессоустойчивость» (U=716; при p<0,04). Так, доля подростков с низкой стрессоустойчивостью больше среди одаренных подростков, чем доля подростков с низкой стрессоустойчивостью среди испытуемых, у которых не выявлен феномен общей одаренности. Одаренные подростки менее стрессоустойчивы, по сравнению с подростками, у которых феномен общей одаренности не выявлен. Выводы по результатам эмпирического исследования учтены были нами при разработке тренинга повышения стрессоустойчивости. Он должен быть направлен, по нашему мнению, на развитие у подростков понимания причин и условий возникновения у них стрессов, на совершенствование умения противостоять стрессам, навыков рефлексии, эмоционально-волевой саморегуляции, самоуправления. Список литературы 1. Апчел В.Я. Исторические аспекты изучения проблемы стресса / В.Я. Апчел, В.М. Лымаренко, Н.В. Павлова [и др.] // Вестник Российской военно-медицинской академии - 2012. - №4 (40) - С. 255-260 2. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. - М.: Питер, 2008. - 282 с. 3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2005. - 464 с. корреляты одарённости / H.H. Носков, В.Г. Васильев, В.Н. Кожевников [и др.] // Одарённый ребенок. - 2006. - №1. - С. 35-44. 5. Попова С.И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы / С.И. Попова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. №6. - С. 99-108 6. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская [и др.]. -2-е изд., расш. и перераб. - М.: 2003. - 90 с. й и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса - М.: Академия, 1996. - С. 188-191 8. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. - Пермь, 1992. - 152 с. 9. Психология личности. Тесты, опросники, методики / авт.-сост. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова // Библиотека практической психодиагностики. - М.: Геликон, 1995. - 236 с. 10. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. - 2011. - №1 11. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники / Е.И. Щебланова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 245 с. 12. Rizvi N.H. A critique of the models to study stress / N.H Rizvi // J. of Social Science and Humn. - 1985. - Vol. 1.2. - P. 103-123. Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов III Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 6 апреля 2023 г.) / науч. ред. С. Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2023. - 328 с.
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |