Певнева Анжела Николаевна канд. психол. наук, доцент, заведующая кафедрой УО «Г родненский государственный университет им. Янки Купалы» г. Гродно, Республика Беларусь Проблема исследования психологического благополучия личности в целом и в ее собственно психологическом аспекте характеризуется высокой теоретико-методологической и практической значимостью и недостаточной разработанностью категориального аппарата. Обращение к проблеме обусловлено тем, что благополучие является большим, чем отсутствие неблагополучия, поэтому его необходимо изучать как отдельный конструкт, факторы благополучия не совпадают с факторами неблагополучия; повышение благополучия связано с решением возникших психических и поведенческих проблем, а не с лечением и профилактикой расстройств [3].
Изучение психологического благополучия (англ. psychological wellbeing) личности восходит к трудам древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Платон один из первых ввел термин «благо» в основу философского анализа и определил его в качестве высшей цели познания и ориентира для деятельности ума. Аристотель, продолжая утверждать блага в качестве деятельности души в соотношении с добродетелями, выделил внешние, телесные и психические блага. Последние приобретают особую значимость при реализации человеком высшей цели в жизни и эв- демонии (от гpeч. eudaimonia - благополучие, счастье, блаженство), направленной на достижение состояния удовольствия и счастья.
В античные временя происходит зарождение подходов, но и разногласий в подходах к пониманию счастья (благополучия), которые сохраняют актуальность до настоящего времени (Kashdan, Biswas-Diener, King, 2008). Так, в рамках гедонистического подхода, согласно Р. Вилсону (1967)], предиктором счастья является удовлетворение потребностей. Напротив, А. Уатерман (1993) доказывает доминирующую позицию личной экспрессивности (эфдемонии), а не гедонистического наслаждения в достижении счастья. Исследование счастья (условно выделенный первый период изучения благополучия) в англоязычной литературе соотносится с изучением психологического благополучия. Счастье (благо) в психологическом направлении как аспект благополучия (психологического) получает свое развитие в работах М. Аргайла, где под ним принято понимать «осознание своей удовлетворенности жизнью или частоту и интенсивность позитивных эмоций» [1, с. 42]. В настоящее время проблемой изучения счастья и его аспектов в отечественной психологии занимаются Т. П. Гаврилова, И. A. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, А. Б. Орлов. Изучение психологического благополучия в науке (второй этап) знаменуется началом отказа от исследования счастья и переходом к изучению благополучия в эвдемонистическом направлении. Основополагающим в смене парадигм является труд «Flourish» («Процветай») М. Селигмана, в котором конструкт представлен в виде пятикомпонентной модели. Модель PERMA, включает содержательные характеристики, отражающие положительные эмоции (Positive Emotion), мотивационную вовлеченность (Engagement), личностный смысл (Meaning), позитивные отношения (Relationships) и достижения (Accomplishments) [4, с. 15-16]. Концепция позитивного функционирования личности в настоящее время получила широкое распространение в работах российских (А.В. Ворорнина, Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина, Т.Д. Шевеленкова, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионов) и отечественных (Л.А. Пергаменщик, Н.Н. Лепешинский) исследователей. Однако при обращении к проблеме благополучия / неблагополучия представители эвдемонистического подхода в своих теоретических трудах оперируют понятием «психологическое благополучие», которое было введено и определено американским психологом Н. Бредбурном в 1969 году. При этом ученый, опираясь на аристотелевскую концепцию «эвдемонии», психологическое благополучие соотносит с конструктом счастья и удовлетворения жизнью [5].
Причинной обусловленностью проблемы исследования психологического благополучия личности является сохранение трудности в обосновании исследователями выбора базовых дефиниций их содержательных характеристик: - психологическое благополучие (М. Аргайл, Н. Брэдбурн, С.А. Во- дяха, А.В. Воронина, Л.В. Куликов, Н.Н. Лепешинский, Я.И. Павлоцкая, Б.Е. Пахоль, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, М. Jahoda, C.D. Ryff); - субъективное благополучие (И. Бонивелл, Е.В. Бенко, Э. Динер, Л.В. Карапетян, Я.Л. Коломинский, Л.В. Куликов, Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев, М. Селигман, М.В. Соколова, Р.М. Шамионов, 2004, 2006, D. Kahneman, A. Deaton); - эмоциональное (психоэмоциональное) благополучие (С.А. Водяха, B. В. Одинцова, Н.М. Горчакова, Д.С. Никулина, Е.Г. Трошихина, В.Р. Манукян, А.И. Подольский и др., И.А. Феленко, М.В. Михеева, R.J. Larsen, Z. Prizmic); - физическое благополучие (В.И. Гордеев, Л.В. Куликов); - духовное благополучие (Л.В. Куликов); - социальное благополучие (А.А. Власова, Е.В. Дворникова, А.В. Кошелева, Л.В. Куликов, C.L. Keyes); - личностное благополучие (Р.А. Батурин, С.А. Башкатов, Н.В. Гафарова, Э. Диси, Р. Райан); - внутреннее благополучие, эмоционально-личностное благополучие (Л.В. Карапетян, Л.В. Карапетян, Г.А. Глотова); - динамическое благополучие (dynamic well-being: P. Dolan, M. White).
В основе широкого спектра дефиниций благополучия лежат различные методологические подходы. Фундаментальным в философском подходе являются постулаты древнегреческих философов, в которых заложено понимание благополучия в рамках аксиологического направления посредством анализа «благо» (здравое состояние души; Платон), «счастья» (добродетель; Аристотель). Социологическое направление исследования социального благополучия, его факторов, предикторов и регуляторов, построено на интерпретационном и структурно-функциональном подходах (Медведева, 2018). Основу благополучия личности в медицинском подходе составляет состояние здоровья, здоровье социальных групп и общества в целом. Здоровье Всемирная организация здоровья (ВОЗ) определяет как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» [2, с. 180]. Психологический вектор существует в рамках теорий, раскрывающих различные биологические, психологические, внешние (средовые) и социальные предикторы психологического и субъективного благополучия, связанного с исследованием психических процессов, свойств и состояний, происходящих в психике человека. В поведенческой теории (бихевиоральный подход: Бандура, Левин) достижение благополучия осуществляется путем модификации проблемного поведения, фиксированных форм поведения, неврозов, аффективных расстройств (Thibodeaux, Bock, Hutchison, Winsler, 2015), приводить к перееданию (Wansink, 2007). В целом прослеживается связь между теорией обусловливания и когнитивной теорией, следствием интеграции которых является социально-когнитивная теория. Фокус внимания в когнитивной теории сосредоточен на ментальных репрезентациях (Лобанов, Пиаже, Прохоров, Холодная) и понимании того, что они оказывают воздействие на эмоциональный, конативный (поведенческий), мотивационно-потребностный аспекты (Neisse, 1976) психологического благополучия. Аффективный, конативный и мотивационный аспекты могут быть как следствием воздействия когнитивных ментальных репрезентаций, так и их причиной (Bless, 2006), а их интеграция может служить основой разработки когнитивно-личностного подхода в исследовании психологического благополучия. С конца второй половины прошлого столетия (90-е годы 20 века) отмечается интенсивный рост систематических исследований конструкта психологического благополучия в отечественной психологической, динамика которого продолжается до настоящего времени (рис. 1).
|
Рис. 1. Частота использования термина «психологическое благополучие» в отечественной литературе
Установленная динамика свидетельствует о значимости проблемы исследования психологического благополучия для мирового научного сообщества. Таким образом, исследование психологического благополучия личности является проблемной областью, которая не имеет целостного концептуального и теоретически оформленного раздела общей психологии. по причинам отсутствия общепринятого определения благополучия, диверсификации подходов, неопределенности содержания, структурно-функциональной организации. Разработку вопроса исследования психологического благополучия необходимо осуществлять, формулировать как общепсихологическую проблему с учетом ее важнейших ключевых аспектов, включающих динамику, структурную организацию в рамках общей психологии. Список литературы 1. Аргайл М. Психология счастья / М. Аргайл. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с. 2. Здоровье // Здоровье. - 2020. - С. 180. 3. Здоровье // Краткая медицинская энциклопедия. - 1994. - С. 391. 4. Huppert F.A. Psychological Well-Being: Evidence Regarding its Causes and Consequences // In Applied Psychology: Health and Well-Being. - 2009. - №1 (2). - Р 137-164. 5. Seligman M. Flourish: a visionary new understanding of happiness and Well-being. - New York: Simon and Schuster, 2011. - 349 p. 6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. - Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. - 320 p. Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов II Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Армавир, 12 апреля 2023 г.) / под общ. ред. И. В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: Среда, 2023. - 232 с. |