Гончарова И.И., Лухтан Е.С.
Материал данной статьи будет полезен специалистам дошкольных образовательных организаций, в которых создан и действует психолого-педагогический консилиум. Проблема ранней профилактики, диагностики и коррекции негативных особенностей и недостатков в детском развитии - одна из главных задач дошкольной образовательной организации. Именно поэтому она требует поиска эффективных мер и способов решения.
Решение задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, профилактика и коррекция отклонений в развитии, а также организация образовательной работы с одаренными детьми невозможны без психолого-педагогического сопровождения. С этой целью в нашем дошкольном учреждении организована работа психолого-педагогического консилиума (ППк): разработано Положение о ППк детского сада № 7, определены цели, задачи деятельности, права и обязанности, утверждён состав консилиума, который является достаточно гибким, включая в себя постоянных и временных его участников. В состав ППк нашего дошкольного учреждения мы включили следующих специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. Общее руководство осуществляет руководитель организации. В течение года проводятся плановые заседания (согласно этапам работы) и внеплановые заседания ППк. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение с детьми, а также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ. Деятельность ППк осуществляется по разработанному плану, включающему в себя три этапа: подготовительный, промежуточный, итоговый. На первом подготовительном этапе осуществляется сбор предварительных данных диагностики. Диагностика проводится всеми специалистами и педагогами учреждения (для обработки данных диагностик творческой группой были разработаны единые критерии оценивания). Психолог изучает развитие познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Учитель-логопед осуществляет логопедическое обследование, в результате которого выявляет дошкольников, имеющих речевое нарушение. После проведения обследования заполняет на каждого ребенка логопедическое представление. Воспитатели, в свою очередь, составляют на детей педагогическую характеристику. В характеристике отражены трудности, которые наблюдаются у воспитанников в разных ситуациях, а также индивидуальные характеристики их обучения и воспитания. Кроме психолога, логопеда и воспитателей педагогическую характеристику составляют инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель. Представления подготавливаются на каждого ребёнка учреждения, в том числе и на детей, которые опережают стандартные нормы. Медицинский работник представляет информационную справку о состоянии здоровья дошкольников и выписку из истории развития.
Процедурная схема заседаний консилиума содержит следующие этапы:
- организационный; - обсуждение характеристик от специалистов; - определение проблемы, постановка педагогического диагноза; - обмен мнениями и предложениями по коррекции развития; - разработка плана комплексной помощи: определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации, совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.
Председатель ППк не менее чем за 2 недели оповещает родителей (законных представителей) и специалистов консилиума о том, что необходимо обсудить проблемы в развитии ребенка. Затем организует подготовку и проведение заседания ППк.
При обследовании на консилиум должны быть представлены следующие документы: - педагогическое представление на ребёнка, в нем должны содержаться проблемы, которые возникают у педагога, работающего с ребёнком; - подробная выписка из истории развития ребёнка с заключениями врачей; - свидетельство о рождении, рисунки и другие виды самостоятельной деятельности.
На первом заседании председатель ППк проводит знакомство членов консилиума с графиком заседаний. После этого рассматривается программа коррекционной работы в ДОУ, совместно составляется план работы ППк на текущий учебный год. Рассматриваются психолого-педагогические характеристики детей, которые зачислены на ППк, и заключения детей, прошедших ТПМПК, которым рекомендовано дальнейшее сопровождение специалистов. Ко второму заседанию (ноябрь) каждый специалист проводит психолого-педагогическое обследование, оформляет заключение. В консилиуме принимают участие: специалисты, заведующий, родитель, ребенок, воспитатели. Встреча сопровождается доброжелательной обстановкой, атмосферой эмоционального комфорта. Каждый участник встречи имеет право высказаться. Проводимая встреча важна для того, чтобы определить действия специалистов по проведению коррекционной работы, а также составить план, обратить внимание родителей на проблему в развитии, получить от них согласие оказывать поддержку и самостоятельно проводить домашний комплекс мероприятий, направленных на решение проблем. Консилиум направлен на решение вопросов с родителями о консультации ребенка другими специалистами. В консилиуме вырабатывается педагогическая стратегия развития, обучения и воспитания ребенка, учитывая данные диагностики и ежедневных, систематических наблюдений. Озвучивается информация, которая получена из беседы с родителями. Демонстрируются итоги диагностики нервно - психического развития детей. По итогам коллегиального заключения разрабатывается индивидуальная образовательная программа развития и индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа предполагает совместное определение содержания коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений. В феврале проводятся промежуточные заседания, на которых специалисты проводят анализ динамик развития дошкольника на основе результатов мониторинга. Оценивается правильность выбранной стратегии образования, характеристика структуры нарушения развития (если имеется) с общими рекомендациями. Полученные данные записываются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Рекомендации меняются или дополняются, вносятся коррективы в педагогический процесс. Заслушиваются результаты эпизодического контроля заведующего и старшего воспитателя. Проводится психолого-педагогический анализ состояния дел, определяются конкретные трудности и причины, вызывавшие эти затруднения. В мае на четвертом плановом (итоговом) заседании ППк проводится анализ результатов образовательной и коррекционно-развивающей работы за учебный год, определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса, учитывая новые задачи по развитию данного ребенка. После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка с указанием и (без указания диагноза) с общими рекомендациями. При необходимости дети, прошедшие ПП консилиум, направляются на ТПМПК. Решения и заключения ППк оформляются в приказах заведующего и других локальных актах, что гарантирует статус консилиума. Коллегиальное заключение комиссии доводится до сведения родителей на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Комплексный подход к сопровождению образовательного процесса в дошкольном учреждении и деятельность ППк позволяют более качественно проектировать педагогический процесс для детей со специальными потребностями, испытывающих трудности в обучении, общении, социальной адаптации. Эти дети особо нуждаются в щадящем подходе не только в детском саду, но и при переходе из детского сада в школу. Поэтому детский сад - комфортная организационная форма для обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и подготовке к школьному обучению.
Источник: Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2020». Выпуск III (июль-сентябрь) / Отв. ред. О.В. Тюкинеева. - Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2020. - 120 с. |