На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Теоретические основы психолого-педагогической диагностики - Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики - Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Теоретические основы проведения психолого-педагогической диагностики
Методы психолого-педагогической диагностики
Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Все страницы

 


1.4. Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации


1. Психологическое обследование
Психологическому изучению детей принадлежит ведущая роль в получении сведений об уровне их умственного развития, личностных и индивидуально-психологических особенностях. Результативность психологического
обследования детей и степень обоснованности выводов
находятся в тесной зависимости от того, насколько используемый комплекс экспериментальных методик адекватен объекту и задачам психологического изучения.
Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению средствами психологической диагностики, может быть ограничен выяснением актуального уровня развития, потенциальных возможностей и причинных взаимозависимостей процессов, относящихся к познавательной сфере.
Исчерпывающе полные сведения о психическом развитии ребенка могут быть получены лишь в результате всестороннего обследования его познавательной деятельности.
В связи с этим с проведением психологического обследования ребенка психологами используются следующие основные методы: изучение документации, беседу, изучение результатов деятельности детей, наблюдение, эксперимент, тестирование.
Программа углубленного психологического обследования
Психологическое обследование ребенка предполагает:
• выявление особенностей его психического развития;
• установление нарушений психического развития;
• определение личностных нарушений поведения, системы отношений к учебной деятельности и самому себе;
• выявление сохранных, потенциальных,
компенсаторных возможностей ребенка;
• установление отношения к нормам поведения и ценностным ориентациям, различий в отношении к товарищам;
• определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации.
Схема психологического обследования
I. Общие сведения о ребенке и его семье.
• Фамилия, имя, отчество ребенка.
• Год рождения (возраст).
• Группа/ Класс.
II. Особенности психического развития ребенка.
1. Устойчивость, концентрация, распределяемость, переключаемость внимания. Отвлечение и колебание внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.
2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение (точность, полнота той последовательности), забывание (частичное, глубокое, ситуативное), вид памяти наиболее сформированная (зрительная, слуховая, смешенная), уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушение памяти.
3. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждений.
Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднение в протекании мыслительных операций анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации. Затруднение в построении выводов, обобщений, умозаключений.
Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий; выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное,
понятийное мышление. Творческое мышление.
III. Обследование личностных особенностей.
1. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушение эмоций, склонность к аффективным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Протекание волевого процесса. Соотношение эмоций и воли.
Нарушения в развитии воли: упрямство,
легковнушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность.
2. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень потребностей. Грубые нарушения в общении и поведении.
3. Деятельность личности. Развитие потенциальных
возможностей в деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Нарушение
работоспособности, отношений к деятельности, утомляемости.
Для проведения исследования отклонений психического развития детей используется пакет методик для психологопедагогического диагностирования, предназначенный для дифференциальной диагностики детей.
По итогам обследования определяются основные отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении и личностных особенностях, а также трудности в овладении учебным материалом; основные сохранные качества личности школьника; потенциальные возможности индивидуально-личностного развития школьника, зона ближайшего развития. При составлении заключений отмечаются: ведущие коррекционно-оздоровительные и
развивающие условия для развития нарушенных и сохранных функций.
На основании установленных уровней психологического развития и качественных показателей своеобразия личности и школьной успешности разрабатываются психологопедагогические рекомендации для родителей, педагогов по оказанию необходимой помощи в домашних условиях и в школе.


Пакет методик для психологического обследования


Психологические
функции Методики
1 2
Мышление - Четвертый лишний
- Классификация
- Последовательные картинки, сюжетные картинки разной степени сложности
- Продолжи ряд
- Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур
- Таблицы с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным
- Задания на выделение существенных признаков
- «Простые аналогии», «сложные аналогии»
- Пословицы и поговорки
- Сюжетные картинки для сравнения, сравнение пар слов-понятий
- Таблицы с загадками
- Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента»


Память - Свяжи слова
- Запомни слова с изображением предметов (методика А.Н. Леонтьева), слова
- Запомни цифровую последовательность
- Пиктограммы (методика А.Р. Лурия)
- Тексты для воспроизведения
Эмоционально-волевая сфера, качества личности - Раскрашивание кружков
- Набор задач разной трудности и соответствующие к ним карточки с номерами задач для поведения методики исследования уровня притязаний
- Серия картин для исследования интересов личности
- Незаконченные предложения
- Корректурные пробы, лабиринты
Внимание и восприятие - Отыскивание чисел, слов
- Корректурная проба
- Предметы с недостающими деталями (из методики Векслера)
- «Зашумленные» изображения
- Таблицы с изображением

2.Логопедическое обследование
В системе комплексного обследования детей младшего школьного возраста одно из центральных мест в диагностике занимает оценка речевого развития, так как речь почти всегда является показателем того или иного отклонения в общей картине нервно-психического состояния ребенка.
Логопедическое обследование предполагает, прежде всего, определение речевых расстройств, которые проявляются как в устной, так и в письменной речи, что отражается в
успешности овладения программным материалом по русскому языку и чтению. Учитель обращается с просьбой к учителю- логопеду выяснить причину школьной неуспеваемости учащегося. Речь учащихся с особенностями развития сопровождается характерными нарушениями
звукопроизношения, особенностями лексико-грамматического строя (трудности словообразования, подбора синонимов, антонимов, затруднения в понимании лексико-грамматических конструкций, недостаточной сформированности связной речи), несформированностью фонематических процессов.
Особенности речевой функции сопоставляется с показателями врача, учителя-дефектолога, педагога-психолога. Логопедическое заключение выносится с учетом данных всех специалистов, обучающих ребенка. Логопедическое обследование проводится по определенной схеме. На основе полученных данных после исследований речевого развития определяется структура дефекта, выносится логопедическое заключение и намечаются пути коррекционной работы.
Схема логопедического обследование ребенка
1. Сбор анамнестических данных.
• характер течения беременности
• характер родовой деятельности
• данные раннего развития ребенка (когда стал держать голову, ползать, переворачиваться на живот, стоять, ходить, когда полезли зубы)
• речевое развитие (гуление, лепет, комплекс оживления, первое слово, предложение, фраза)
2. Обследование общей моторики.
• статика (поза Ромберга)
• динамические упражнения (умение переключаться с одного движения на другое)
3. Обследование мелкой моторики.
• статика (упражнения «кольцо», «зайчики», «коза», «корова»)
• динамические упражнения
4. Обследование артикуляционной моторики.
• статика (упражнения «лопаточка», «чашечка», «гриб»)
• динамические упражнения (упражнения «качели», «часики»)
5. Состояние органов артикуляции.
• губы
• зубы
• нёбо
• язык
• нижняя челюсть
• подъязычная связка
6. Обследование просодической стороны речи.
• темп речи
• ритмичность речи
• плавность
• высота и сила голоса
• тембр
7. Обследование звукопроизношения.
• работа с альбомом (картинным материалом)
8. Обследование фонематического слуха.
• повторение слогов
• выделение заданного звука из ряда звуков
9. Обследование слоговой структуры слова.
• разные типы слогов (открытый слог ма-ту-ро, закрытый ор-ум-ас, слог со стечением согласных стра-арм- барс)
• слова с разным содержанием слогов: 1 слог - пень, мак, дом; 2 слога - лампа, лупа, якорь; 3 слога - корзина, машина)
• сложные слова: термометр, велосипедист,
экскаватор, телепередатчик
10. Обследование навыка звукового анализа (звук - слог - слово - предложение).
• определить место звука в ряде звуков, ряде слогов, в слове, в предложении
• составить слово из слогов (за, ко - коза)
• придумать слово с заданным согласным, гласным звуком
• придумать предложение с заданным словом, составить графическую схему слова, предложения
11. Обследование словаря (предметные картинки).
• активный словарь
• пассивный словарь
• выявление лексического запаса слов разных частей речи (существительное, прилагательное, глагол, наречие, предлог, числительное)
- существительное: Я кину тебе мяч и задам вопрос ЧТО? или КТО? а ты придумай слово, которое отвечало бы на этот вопрос (ЧТО? - мяч, день, камень, дом, метла, окно. КТО? - человек, медведь, слон, журавль, грач.) и верни мне мяч. Какое слово лишнее (день, ночь, вечер, сон, яблоко)?
- прилагательное (какой?): Я назову тебе слово, которое обозначает предмет, а ты назови его признак: шар, стол, гнездо, небо, ручка, птица.
- наречие (делать как?): Давай придумаем, как можно совершить действие (говорить - громко, писать - аккуратно, учиться - добросовестно, кушать - медленно).
- предлог: Вставь пропущенное слово: цвету (на) окне, собака (из) бумаги, стул (у) стола.
- числительное: Я назову число, а вы суммируйте слово так, если бы мы говорили о числе месяца (шесть - шестое, двадцать - двадцатое, один - первое).
12. Обследование грамматического строя речи.
• обследование умения изменять слова с помощью окончаний, приставок, суффиксов, изменять по числам и падежам
- соедини части в слово (вы, езд; за, бежал; за, гон; с, делал)
- образуй такое слово, чтобы стало возможным большой предмет уменьшить, сделать малым: шар - шарик, стул - стульчик, пень - пенек, гвоздь - гвоздик
• образование сложных слов
- объедини два слова в одно: везде ходит - вездеход, пар вози - паровоз
• вставь пропущенные слова в текст
• деформированное предложение
• составление рассказа, пересказа, текста
13. Обследование чтения.
• знание букв
• знание и чтение слогов
• чтение слов
• чтение предложений
14. Обследование письма.
• слуховой диктант
- отдельные буквы
- отдельные слоги
- слова
- предложения
• списывание с печатного текста, с письменного текста (перевод печатных букв в письменные)
• самостоятельное письмо
• анализ письменных работ.
Перечень методик логопедического обследования
I. Материал для исследования фонетической стороны
речи.
• предметные картинки, содержащие звук в разном положении (в начале, в середине, в конце слова)
• речевой материал (слова, словосочетания, предложения, тексты, содержащие разные звуки)
II. Материал для исследования фонематической стороны
речи.
• картинки и речевой материал для определения
способности дифференцировать звуки по
противопоставлениям: звонкость - глухость, твердость - мягкость, свистящие - шипящие
III. Материал для исследования лексики и грамматического строя речи.
• картинки с изображением действий людей и животных
• картинки с изображением однородных предметов, отличающихся по какому-либо признаку (величина, высота, ширина, число)
IV. Материал для исследования состояния связной речи.
• сюжетные картинки
• серии сюжетных картинок (2-5) для разных возрастных групп
V. Материал для исследования языкового анализа и синтеза.
• речевой материал (предложения, слова, разной звуко-слоговой структуры)
• предложения и сюжетные картинки
VI. Материал для исследования состояния письменной
речи.
• тексты для чтения разной сложности
• слоговые таблицы
• буквы
• тексты диктантов и предложений
• печатные и рукописные тексты для списывания
3. Социально-педагогическое обследование
Социальный педагог изучает психологопедагогические особенности личности обучающихся школьников, их условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы в обучении и адаптации, конфликтные ситуации в коллективе сверстников, отклонения в поведении учащихся с особенностями развития и своевременно оказывает им педагогическую помощь и поддержку, выступает посредником между школьником и образовательным учреждением, семьей и ребенком, учеником и детским коллективом, а также специалистами (педагогом- психологом, медицинским работником школы и др.), осуществляющими учебно-коррекционное сопровождение, специалистами различных социальных служб района. Социальный педагог определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, возможные способы решения личностных и социальных проблем в семье, в коллективе сверстников, принимает меры в пределах своей компетенции по защите и социальной помощи детям с особенностями развития, содействует созданию благоприятной обстановки и психологического комфорта в процессе обучения.
Схема обследования
Социально-педагогическое обследование проводится социальным педагогом совместно с учителем общеобразовательного класса.
1. Выявление социально-педагогических проблем, трудностей в обучении, поведении, проблем со здоровьем и т.д.
2. Ознакомление с документами (акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, документы о заболеваниях ребенка, характеристики из детских учреждений, табель успеваемости по предметам и пропускам занятий и т.д.)
3. Анкетные данные ребенка (Ф.И.О., год и дата рождения, домашний адрес и телефон):
детское учреждение, которое посещал ребенок до поступления в школу, класс, результаты учебы, взаимодействие семьи и школы, помощь родителей ребенку в учебе, интересы ребенка, необходимость оказания помощи родителям, имеет ли ребенок какие-нибудь поручения и его отношение к ним, посещает ли кружок, любимые занятия ребенка, социально-педагогическая запущенность, личностные особенности ребенка, черты его характера, склонности и привычки, причины неблагополучия, как адаптируется и контактирует с одноклассниками, поведение дома, в школе, на улице, как неблагополучие отражается на успеваемости.
4. Социальные проблемы (характеристика жилищнобытовых и материальных условий семьи, санитарное состояние условий проживания ребенка)
а) жилищные проблемы (отдельная квартира, комната в коммунальной квартире, общежитие, изучение социального положения и среды, в которой воспитывается ребенок, наличие соседей и взаимоотношение с ними, возникновение проблем и их решение, социально-правовая помощь и защита несовершеннолетних)
б) материальное состояние семьи (задержка заработной платы, пенсий, пособий, родители безработные)
в) психологическая помощь (несовместимость с родителями, сверстниками, взаимоотношения в семье, отношение к подростку, приемы воспитания (физическое наказание, ласка, задаривание, окрик, оскорбление и т.д.).
5. Изучение семьи (состав семьи, полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер, кто занимается воспитанием, отсутствие родителей, дети отобраны по суду, опекаемые, усыновленные, инвалиды, осужденные, ведущие аморальный образ жизни):
а) фамилия, имя, отчество матери, отца, опекуна, усыновителя, фактического воспитателя, приемных родителей, связь семьи с образовательным учреждением, ответственное отношение родителей к детям;
б) место работы родителей, их заработная плата, пенсии, пособия и др. доходы семьи.
6. Обследование семьи на дому (при необходимости).
7. Заключение (впечатление о ребенке, принятие мер по социально- педагогической защите, оказании помощи детям, попавшим в кризисные ситуации, помощь специалистов, сохранение и укрепление здоровья, право на отдых, развитие, педагогическое влияние на поведение ребенка и его деятельности).
8. Консультация и рекомендации родителям и ребенку, учителю.
Перечень диагностических методик социального педагога
Педагогическая диагностика отклоняющегося поведения школьников
В своей работе используются методики диагностики трех наиболее типичных в школьной практике видов отклоняющегося поведения, характерных для учащихся:
1. педагогически запущенных;
2. дезадаптированных;
3. с ослабленным психическим здоровьем.
При диагностике отклоняющегося поведения педагогически запущенного учащегося используется программа изучения учащихся, составленная на кафедре возрастной педагогики и педагогических технологий Уральского государственного педагогического университета под руководством доктора педагогических наук, академика А.С. Белкина.
При диагностике дезадаптированного поведения используется карта наблюдений Д. Скотта. Она помогает диагностировать внутренние проблемы рассогласования личности со средой через фиксацию внешних особенностей дазадаптиро- ванного поведения ребенка.
При диагностике отклоняющегося поведения учащихся с ослабленным психическим здоровьем, педагог может лишь предположить, что за странностями поведения может скрываться болезнь, а не низкая воспитанность или асоциальный характер. Чтобы самостоятельно провести дифференциальную диагностику на педагогическом макроуровне нужно хорошо ориентироваться в поведенческих признаках наиболее распространенных в настоящее время отклонений в психоневрологическом статусе. При диагностике используется программированное наблюдение за психическим здоровьем учащегося (Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1995 г.)
4. Педагогическое обследование
В комплексной оценке психического развития в выявлении индивидуальных типологических особенностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование, которое проводится в
целях диагностики уровня педагогической запущенности, выявления готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении учебной программы, и должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, на сформированность школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов диагностики зависит от целей каждого обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность).
Обследование проводится по следующим направлениям.
1. Особенности и оценка познавательной деятельности
• активность познавательной деятельности
• целенаправленность деятельность
• планирование деятельности
• темп деятельности
• понимание инструкции
• навыки самоконтроля
• восприимчивость и помощь
2. Изобразительная деятельность. Где и как располагается рисунок, аппликация; соблюдены ли пропорции; реальность окраски предметов, передача пространственных отношений на рисунке.
3. Краткая характеристика учебных навыков.
• самостоятельные высказывания
• описание предметных, сюжетных картинок
72
• пересказ текста
• творческий рассказ на заданную тему
• звуко-буквенный анализ слова
• анализ предложения
4. Чтение.
• способ чтения, характер чтения
• допущенные ошибки
• скорость чтения
• выразительность
• осознанность
5. Письмо.
• пропуски гласных и согласных букв
• звонкие и глухие согласные
• твердые и мягкие согласные
• деление слов на слоги
• ударный слог
• списывание с печатного текста
• письмо под диктовку
• фонетический разбор
• разбор слов по составу
• части речи
• разбор предложения по членам
• морфологический разбор слов
• синтаксический разбор предложения
• грамматические правила
6. Математика.
• знание цифр
• прямой и обратный счет
• число и количество
• сравнение двух групп предметов
• состав чисел
• десятичный состав чисел
• название арифметических действий и знаков
• вычислительные навыки устного, письменного счета
• таблица умножения
• порядок выполнения действий в примерах
• решение задач
• операции с долями, дробями
• единица измерения, длины, массы, времени
• сравнение предметов по величине
• геометрические фигуры
Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому школьнику способствует созданию атмосферы доверительного общения.
Учитель-дефектолог знакомится с данными обследований специалистов школы, результатами диагностики в районной Психолого-медико-педагогической комиссии и их рекомендациями по обучению. Эта работа помогает учителю- дефектологу определиться в подборе образовательной программы.
Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. До обследования проводится предварительная беседа. Ее содержание должно быть направленно на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создание условий психоэмоциональной комфортности. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей, дефектолог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
Могут быть использованы вопросы, направленные на получение следующих сведений:
1. Знание о себе, семье, близких.
Цель - выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимание родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать предложенную загадку, определить время года по признакам, знания ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о растениях, месте их произрастания и др.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знания родовых понятий.
7. отношение к учебе, познавательные интересы, мотивацию обучения.
Педагогическая диагностика детей включает в себя задания, основанные на учебном и не учебном материале. Учитель-дефектолог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, составляет мнение не только о состоянии сформированности его навыков, но и о способности воспринимать помощь, переносить действия на аналогичную ситуацию, об отношении ребенка к результатам собственной деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку успешно усваивать учебный материал, степень дисциплинированности и прилежания ученика.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым школьником для улучшения эффективности процесса обучения.
Методики педагогического обследования
Педагогические параметры Методики
Временные и пространственные представления - времена года
- дни недели
- части суток
- пространственная ориентация
- Что? Где? Когда?
Обобщающие понятия, уровень обобщения и характер выбора сведений - четвертый лишний
- классификация картинок
- сравнение предметов
Восприятие формы и цвета - геометрические фигуры
- соотнеси фигуру с предметом
- цвет и форма
- назови, какого цвета
Обследования знаний, умений и навыков по программе, которая определена заключением по ПМПК - задания из учебных пособий
По результатам обследования делаются выводы и на основании этого планируется дальнейшая учебнокоррекционная работа учителем-дефектологом и учителем общеобразовательного интегрированного класса.


Вопросы для самопроверки:

1. Какие общие диагностические задачи решают специалисты консилиума?
2. Какие особенности в развитии изучает каждый диагност консилиума?
Практические задания
1. Составление протокола обследования ребенка.
2. Выделение рекомендаций каждым специалистом по итогам обследования ребенка.
3. Основные направления консультирования по вопросам преодоления нарушений познавательных процессов у детей.

Резникова, Елена Васильевна Васильева, Виктория Сергеевна Психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / сост. Е.В. Резникова, В.С. Васильева; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 244 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.