Страница 3 из 4
1.3. Методы психолого-педагогической диагностики
Метод - это обобщённый способ действия, путь исследования для достижения диагностической цели; совокупность однородного класса психодиагностических методик. Он определяется общим родством технологических приёмов и процедур в проведении всех методик данного типа (О.В. Алмазова, Г.А. Карпова, А.Г. Шмелёв). Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность (соответствие методик и результатов исследования поставленным задачам психолого-педагогической диагностики) данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой. К методам психолого-педагогической диагностики относятся тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности человека, эксперимент. Каждый из этих методов имеет свою специфику, является особым способом построения и проведения обследования ребенка в зависимости от его цели и участников. В психологопедагогической диагностике должны применяться разные методы для получения объективных выводов. Методика - это конкретные приёмы, средства, формы для достижения диагностической цели, направленные на изучение некоторых свойств или параметров; воплощение, реализация определённого метода. Частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определённых свойств (О.В. Алмазова, Г.А. Карпова, А.Г. Шмелёв). Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования). Способы реализации методики называются диагностическими процедурами. Наблюдение - это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Достоинством наблюдения, как метода диагностики, является возможность изучить ребенка в естественной для него ситуации. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на обучающих занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения за ребенком позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного, эмоционального, речевого развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Недостатки метода: его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов. Особенности использования метода - возможная фиксация объективных внешних проявлений, наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов, избирательность записи. По результатам наблюдения исследователь, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка. Наблюдение позволяет определить наличие различных проявлений психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным и определяться задачей исследования. Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Диагност наблюдает за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности. Беседа - тематический направленный диалог между исследователем и респондентом (родитель, педагог, ребенок) с целью получения сведений от последнего. Беседа необходима для получения информации от родителей, педагогов, детей об особенностях психического развития ребенка, об особенностях взаимодействия ребенка с членами детского коллектива, взрослыми и в семье, об имеющихся представлениях у ребенка об окружающей действительности. Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения. Достоинства беседы - заранее подготовленные и продуманные вопросы для собеседника, индивидуальный характер взаимодействия, временная ограниченность, взаимодействие с другими диагностическими методами. Недостатки - учет эмоционального состояния собеседника, необходимость продумывания вопросов и фиксирования ответов на вопросы, временная ограниченность . Особенности использования беседы, как метода диагностики: должна побуждать и поддерживать интерес у собеседника, необходимо продумать организацию пространства; выбор времени для проведения беседы; отбор и продуманность вопросов для беседы; беседа предполагает определенный уровень доверительности между собеседниками; итоги беседы не дают возможности получить быстрые результаты. Беседа может выступать самостоятельным методом диагностики или сочетаться с экспериментом, наблюдением. С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с самим ребенком, с лицами из его микросоциального окружения. Беседа проводится по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение имеет беседа для установления контакта Опрос - это метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к человеку или определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования. Опрос в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители, педагоги, дети более старшего возраста должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать ответ из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип). Достоинства опроса - заранее подготовленные и продуманные вопросы и ответы для собеседника, продуманность предполагаемых ответов. Недостатки - учет возрастных особенностей детей и психофизического состояния ребенка, необходимость продумывания вопросов ответов на вопросы, фиксированный порядок вопросов, содержание, форма вопросов и ответов, ограниченность количества вопросов. Особенности использования опроса, как метода диагностики: определение цели и задач опроса, учет особенностей развития респондентов, возможность сочетания опроса с беседой. Метод эксперимента - это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Достоинства эксперимента - при его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение; предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка. Недостатки. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации. Особенности использования эксперимента - эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе. Важным условием использования эксперимента является возможность оказания ребенку дозированной помощи во время обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн. Это простое переспрашивание, одобрение или стимуляция дальнейших действий, наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора, подсказка, демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить, обучение тому, как надо выполнять задание. Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведена беседа и наблюдение за ребенком, что позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с ними выбирать те или иные методики исследования. Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале устанавливается контакт с ребенком, получается согласие ребенка на проведение заданий. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Результат количественного и качественного анализа эксперимента интерпретируются. Анализ продуктов деятельности. Это метод психологопедагогической диагностики, который предполагает изучение и анализ продуктов изобразительной и конструктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), пересказ текстов и прочтение стихотворений, выполненные письменные и контрольные работы по учебным предметам и др. Достоинства - разнообразное представление деятельности ребенка. Особенности использования метода. Предварительно четко формулируют цель исследования, в соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка. Недостатки - создание одинаковых условий для всех детей, невозможность оказания помощи, нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на результат, нельзя оценить и зафиксировать эмоциональную заинтересованность в выполнении задания у ребенка. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, наличие патологических проявлений. Тестирование - это метрический подход к изучению особенностей развития детей, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов. Достоинства. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов. Недостатки использования тестов для детей с ОВЗ - стандартизированная процедура, недостаточно понятны особенности смыслового содержания тестов детям с ОВЗ, временны ограничения при выполнении тестов. Особенности использования тестов для детей с ОВЗ обусловлены возрастом ребенка и структурой дефекта. Метод «Изучение документации» используется с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии. Изучение документации позволяет специалисту - диагносту определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка. Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов. Вопросы для самопроверки: 1. В каких случаях для обследования ребенка целесообразно использовать проективные методики? 2. Назовите преимущества каждого диагностического метода. 3. Какова значимость ППД в изучении особенностей развития детей с ОВЗ. 4. Как результаты диагностики связаны с содержание коррекционной работы?
Практические задания
Определите и впишите на изучение какого психического процесса или личности направлена методика? (В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)
Методика
|
Восприятие
|
Внимание
|
Мышление и речь
|
Память
|
Воображение
|
Личность
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Доски Сегена
|
|
|
|
|
|
|
Разрезные картинки
|
|
|
|
|
|
|
Корректурные пробы
|
|
|
|
|
|
|
Отыскивание чисел
|
|
|
|
|
|
|
Кубики Кооса
|
|
|
|
|
|
|
Классификация предметов
|
|
|
|
|
|
|
Прогрессивные матрицы Ровена
|
|
|
|
|
|
|
Таблицы Шульте
|
|
|
|
|
|
|
Тест цветовых выборов Люшера
|
|
|
|
|
|
|
Четвертый лишний
|
|
|
|
|
|
|
Методика Ивановой
|
|
|
|
|
|
|
Объяснение смысла текстов, пословиц
|
|
|
|
|
|
|
Объяснение сюжетных картин
|
|
|
|
|
|
|
Тест «дом дерево человек»
|
|
|
|
|
|
|
Установление последователь ности событий
|
|
|
|
|
|
|
Тест Роршаха
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание 10 слов
|
|
|
|
|
|
|
Пиктограммы
|
|
|
|
|
|
|
Опосредованно е запоминание (по А.Н. Леонтьеву)
|
|
|
|
|
|
|
Найди различия
|
|
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Тест Розенцвейга
|
|
|
|
|
|
|
Тест Керна -Иерасика
|
|
|
|
|
|
|
Тестовая беседа
|
|
|
|
|
|
|
Нелепицы
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок семьи
|
|
|
|
|
|
|
Тест Векслера
|
|
|
|
|
|
|
Практическое приложение к разделу 1. Программа изучения детей с ОВЗ Предлагаем Вашему вниманию программу педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанную С.Д. Забрамной.
Содержание
|
Методы
|
1
|
2
|
I. Общие сведения о ребенке Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался)
|
Изучение документации
|
II. История развития Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни
|
Беседа с родителями. Изучение медицинской доку ментации
|
1
|
2
|
III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия
|
Посещение семьи. Беседы с родителями
|
жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку
|
|
IV. Физическое состояние Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения
|
Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование
|
V. Особенности познавательной деятельности 1. Состояние органов чувств (слуха, зрения,
|
Изучение медицинской документации. Специальные
|
обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций)
|
исследования.
|
2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.)
|
Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ
|
1
|
2
|
3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время
|
4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком
|
5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, "смешанная"). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком
|
6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине,
|
Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных
|
Продолжение таблицы
|
|
1
|
2
|
высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений
|
на занятиях
|
7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.)
|
Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей
|
VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормози- мость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий
|
Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.
|
VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности.
|
Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности
|
Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго
|
|
|
|
отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.
|
|
2. Перечень диагностических методик, для проведения психолого-педагогического эксперимента
Для психолого-педагогического обследования детей мы рекомендуем примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспериментально-психологические методики и тестовый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таблицах в приложении, а также игровой материал применяются дефектологом в психологопедагогическом обследовании.
Для исследования внимания. 1. Бланки «Корректурных проб» 2. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25). 3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера). Для исследования восприятия. 1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрей- тора). 2. «Почтовый ящик» (коробка форм). 3. Доски Сегена разных вариантов сложности. 4. Кубики Кооса. 5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной). 6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4-6-8 частей.
Для исследования мышления. 1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории). 2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей. 3. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. (Классификации). 4. Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии». 5. Таблицы с пословицами, поговорками и загадками. 6. Сюжетные картинки «Нелепицы». 7. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием). 8. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).
Для исследования памяти. 1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.). 2. Бланки к методике для запоминания 10 слов. 3. Картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева). 4. Бланки с текстами для воспроизведения. Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности. 1. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн. 2. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.). 3. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга). 4. Бланки с методикой незаконченных предложений. 5. Таблицы к методике Рене -Жиля. Для исследования сформированности школьной, учебной мотивации. 1. Тестовая беседа. 2. Тест Керна Иерасика.
|