На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Теоретические основы психолого-педагогической диагностики - Методы психолого-педагогической диагностики
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики - Методы психолого-педагогической диагностики
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Теоретические основы проведения психолого-педагогической диагностики
Методы психолого-педагогической диагностики
Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Все страницы

 


1.3. Методы психолого-педагогической диагностики


Метод - это обобщённый способ действия, путь исследования для достижения диагностической цели; совокупность однородного класса психодиагностических методик. Он определяется общим родством технологических приёмов и процедур в проведении всех методик данного типа (О.В. Алмазова, Г.А. Карпова, А.Г. Шмелёв).
Метод - широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность (соответствие методик и результатов исследования поставленным задачам психолого-педагогической диагностики) данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой.
К методам психолого-педагогической диагностики относятся тестирование, анкетирование, опрос, наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности человека, эксперимент. Каждый из этих методов имеет свою специфику, является особым способом построения и проведения обследования ребенка в зависимости от его цели и участников. В психологопедагогической диагностике должны применяться разные методы для получения объективных выводов.
Методика - это конкретные приёмы, средства, формы для достижения диагностической цели, направленные на изучение некоторых свойств или параметров; воплощение, реализация определённого метода. Частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определённых свойств (О.В. Алмазова, Г.А. Карпова, А.Г. Шмелёв).
Методика - конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования). Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.
Наблюдение - это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Достоинством наблюдения, как метода диагностики, является возможность изучить ребенка в естественной для него ситуации. Активное или пассивное наблюдение за ребенком организуется на обучающих занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями. С помощью метода наблюдения можно выявить и оценить такие составляющие деятельности ребенка, как навязчивые или стереотипные действия, выраженные аффективные и эмоциональные реакции, проявления тревожности. Наблюдения за ребенком позволяют выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, как он относится к поручениям, какой фон настроения у него преобладает, каковы особенности его двигательного, эмоционального, речевого развития. Такая информация становится основанием для последующего углубленного изучения ребенка. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития.
Недостатки метода: его длительность; субъективность, которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, от профессионализма специалиста; невозможность статистической обработки результатов.
Особенности использования метода - возможная фиксация объективных внешних проявлений, наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов, избирательность записи.
По результатам наблюдения исследователь, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о качественной стороне и уровне имеющихся у ребенка проблем, что позволяет ему оптимально подобрать диагностический инструментарий и правильно организовать дальнейшее психологическое изучение ребенка.
Наблюдение позволяет определить наличие различных проявлений психики ребенка в условиях его естественной деятельности при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно быть целенаправленным и определяться задачей исследования.
Ценность метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, определения его «зоны ближайшего развития». Диагност наблюдает за игрой ребенка, поведением, общением и состоянием работоспособности.
Беседа - тематический направленный диалог между исследователем и респондентом (родитель, педагог, ребенок) с целью получения сведений от последнего.
Беседа необходима для получения информации от родителей, педагогов, детей об особенностях психического развития ребенка, об особенностях взаимодействия ребенка с членами детского коллектива, взрослыми и в семье, об имеющихся представлениях у ребенка об окружающей действительности.
Цель беседы - обмен мнениями о психическом развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе его воспитания и обучения.
Достоинства беседы - заранее подготовленные и продуманные вопросы для собеседника, индивидуальный характер взаимодействия, временная ограниченность, взаимодействие с другими диагностическими методами.
Недостатки - учет эмоционального состояния собеседника, необходимость продумывания вопросов и фиксирования ответов на вопросы, временная ограниченность .
Особенности использования беседы, как метода диагностики: должна побуждать и поддерживать интерес у собеседника, необходимо продумать организацию пространства; выбор времени для проведения беседы; отбор и продуманность вопросов для беседы; беседа предполагает определенный уровень доверительности между собеседниками; итоги беседы не дают возможности получить быстрые результаты.
Беседа может выступать самостоятельным методом диагностики или сочетаться с экспериментом, наблюдением.
С помощью беседы выясняются особенности психических проявлений ребенка в процессе личного общения с его родителями, с самим ребенком, с лицами из его микросоциального окружения. Беседа проводится по специально составленной программе. С ее помощью можно выяснить, как ребенок развивался в раннем и дошкольном детстве, каковы его интересы, способности, особенности характера, поведения. Содержание беседы варьируется в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных особенностей. Большое значение имеет беседа для установления контакта
Опрос - это метод исследования, основанный на устном или письменном обращении к человеку или определенной группе людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.
Опрос в отношении проблем развития ребенка осуществляется с применением опросников, т.е. методик, содержащих вопросы, на которые родители, педагоги, дети более старшего возраста должны ответить в свободной форме (открытый тип опросника) или выбрать ответ из вариантов, предлагаемых в опроснике (закрытый тип).
Достоинства опроса - заранее подготовленные и продуманные вопросы и ответы для собеседника, продуманность предполагаемых ответов.
Недостатки - учет возрастных особенностей детей и психофизического состояния ребенка, необходимость продумывания вопросов ответов на вопросы, фиксированный порядок вопросов, содержание, форма вопросов и ответов, ограниченность количества вопросов.
Особенности использования опроса, как метода диагностики: определение цели и задач опроса, учет особенностей развития респондентов, возможность сочетания опроса с беседой.
Метод эксперимента - это метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально-предметной действительности в определённых (заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.
Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений.
Достоинства эксперимента - при его использовании возможно многократное повторение процедуры исследования; проводится статистическая обработка данных; он требует меньших затрат времени на проведение; предполагает сбор фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Эксперимент осуществляется с помощью специально подобранных экспериментальных методик. Их выбор и количество определяются задачей, которую необходимо решить исследователю с обязательным учетом требований по организации и проведению экспериментального изучения психического развития ребенка.
Недостатки. При описании отдельных методик обычно приводятся указания на то, какие виды помощи в данном случае уместны. Выбор адекватных способов помощи остается одним из трудных моментов экспериментальной работы, требующих опыта и квалификации.
Особенности использования эксперимента - эксперимент должен моделировать психическую деятельность, осуществляемую ребенком в игре, в труде, учебе, общении; должен помочь обнаружить структуру не только нарушенных, но и оставшихся сохранными психических функций; экспериментально-психологические приемы должны быть направлены на раскрытие качественной характеристики психических нарушений; результаты экспериментально-психологического исследования должны точно и объективно фиксироваться в протоколе.
Важным условием использования эксперимента является возможность оказания ребенку дозированной помощи во время обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн. Это простое переспрашивание, одобрение или стимуляция дальнейших действий, наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора, подсказка, демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить, обучение тому, как надо выполнять задание.
Эксперимент проводится после того, как изучены анамнестические и медицинские данные, проведена беседа и наблюдение за ребенком, что позволяет исследователю ставить конкретные задачи и в соответствии с ними выбирать те или иные методики исследования.
Проведение эксперимента осуществляется поэтапно. Вначале устанавливается контакт с ребенком, получается согласие ребенка на проведение заданий. При негативной реакции ребенка эксперимент не проводится. Результат количественного и качественного анализа эксперимента интерпретируются.
Анализ продуктов деятельности. Это метод психологопедагогической диагностики, который предполагает изучение и анализ продуктов изобразительной и конструктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), пересказ текстов и прочтение стихотворений, выполненные письменные и контрольные работы по учебным предметам и др.
Достоинства - разнообразное представление деятельности ребенка. Особенности использования метода. Предварительно четко формулируют цель исследования, в соответствии с целью исследования выбирают испытуемых, помня о том, что овладение техническими умениями в той или иной деятельности зависит от возраста ребенка.
Недостатки - создание одинаковых условий для всех детей, невозможность оказания помощи, нельзя вмешиваться, чтобы не повлиять на результат, нельзя оценить и зафиксировать эмоциональную заинтересованность в выполнении задания у ребенка. Анализу подвергается конечный результат деятельности ребенка. Анализ результатов детского творчества позволяет судить также о таких качествах ребенка, как воображение, особенности зрительного представления, развитие мелкой моторики. В этих результатах отражается отношение детей к действительности, уровень развития их сенсорных, моторных навыков, наличие патологических проявлений.
Тестирование - это метрический подход к изучению особенностей развития детей, предполагающий количественное измерение тех или иных показателей психического развития. Этот подход осуществляется с использованием тестов.
Достоинства. Стандартна и процедура предъявления заданий: они даются в определенной последовательности, время выполнения и оценка результатов.
Недостатки использования тестов для детей с ОВЗ - стандартизированная процедура, недостаточно понятны особенности смыслового содержания тестов детям с ОВЗ, временны ограничения при выполнении тестов.
Особенности использования тестов для детей с ОВЗ обусловлены возрастом ребенка и структурой дефекта.
Метод «Изучение документации» используется с целью сбора анамнестических данных и получения представления о причинах отклонений в развитии.
Изучение документации позволяет специалисту - диагносту определить, в каких направлениях следует строить дальнейшее обследование ребенка.
Таким образом, диагностирование нарушения развития детей с ОВЗ, безусловно, требует комплексного подхода и разных методов для получения надежных результатов, при этом важна дозированная помощь испытуемому на протяжении всей работы и экспериментов.
Вопросы для самопроверки:
1. В каких случаях для обследования ребенка целесообразно использовать проективные методики?
2. Назовите преимущества каждого диагностического метода.
3. Какова значимость ППД в изучении особенностей развития детей с ОВЗ.
4. Как результаты диагностики связаны с содержание коррекционной работы?


Практические задания


Определите и впишите на изучение какого психического процесса или личности направлена методика? (В графе, где указана направленность данной методики, ставится знак «+»)

Методика

Восприятие

Внимание

Мышление и речь

Память

Воображение

Личность

1

2

3

4

5

6

7

Доски Сегена

 

 

 

 

 

 

Разрезные картинки

 

 

 

 

 

 

Корректурные пробы

 

 

 

 

 

 

Отыскивание чисел

 

 

 

 

 

 

Кубики Кооса

 

 

 

 

 

 

Классификация предметов

 

 

 

 

 

 

Прогрессивные матрицы Ровена

 

 

 

 

 

 

Таблицы Шульте

 

 

 

 

 

 

Тест цветовых выборов Люшера

 

 

 

 

 

 

Четвертый лишний

 

 

 

 

 

 

Методика Ивановой

 

 

 

 

 

 

Объяснение смысла текстов, пословиц

 

 

 

 

 

 

Объяснение сюжетных картин

 

 

 

 

 

 

Тест «дом дерево человек»

 

 

 

 

 

 

Установление последователь ности событий

 

 

 

 

 

 

Тест Роршаха

 

 

 

 

 

 

Заучивание 10 слов

 

 

 

 

 

 

Пиктограммы

 

 

 

 

 

 

Опосредованно е запоминание (по А.Н. Леонтьеву)

 

 

 

 

 

 

Найди различия

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

Тест Розенцвейга

 

 

 

 

 

 

Тест Керна -Иерасика

 

 

 

 

 

 

Тестовая беседа

 

 

 

 

 

 

Нелепицы

 

 

 

 

 

 

Рисунок семьи

 

 

 

 

 

 

Тест Векслера

 

 

 

 

 

 

 

Практическое приложение к разделу
1. Программа изучения детей с ОВЗ
Предлагаем Вашему вниманию программу педагогического изучения детей с нарушениями развития в условиях образовательного учреждения, разработанную С.Д. Забрамной.

Содержание

Методы

1

2

I.        Общие       сведения       о       ребенке
Фамилия, имя, дата рождения. Дата поступления в специальное образовательное учреждение. Посещал ли до этого специальные (коррекционные) учреждения, детский сад общего типа, массовую школу (в каких классах и сколько лет обучался)

Изучение документации

II. История развития
Состояние здоровья родителей. Как протекала беременность у матери, вовремя ли родился, как протекали роды. Особенности раннего развития ребенка. Какие заболевания или травмы перенес в первые годы жизни

Беседа с родителями. Изучение медицинской    доку
ментации

1

2

III. Семья Состав, взаимоотношения между членами семьи. Материальные условия

Посещение семьи. Беседы с родителями

жизни, занятия родителей. Отношение членов семьи к ребенку

 

IV.                 Физическое               состояние
Отклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и др.); нарушения движений; наличие параличей, парезов; стереотипные и навязчивые движения, жесты, мимика. Утомляемость при физических нагрузках. Выдерживает ли нагрузки, предусмотренные режимом данного детского учреждения

Наблюдение во время занятий, игр и т.д. Врачебное обследование

V. Особенности познавательной деятельности
1. Состояние органов чувств (слуха, зрения,

Изучение медицинской документации. Специальные

обоняния, вкуса, осязания). Не бывает ли обманов чувственного восприятия (иллюзий, галлюцинаций)

исследования.

2. Особенности речи. Владеет ли связной речью или изъясняется отдельными словами. Дефекты произношения и их характер. Понимание устной речи (указаний, инструкций, объяснений). Запас слов. Сформированность грамматического строя речи. Умеет ли давать полные ответы на вопросы и связно рассказывать. Нет ли многоречия, нецеленаправленности речи. Понимание письменной речи (написанных слов, текстов книг, таблиц и т.д.)

Наблюдение за речью ребенка. Беседы с ребенком. Логопедическое обследование. Изучение письменных работ

1

2

3. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание; устойчивость внимания. Способность распределять внимание. Переключаемость с одного вида деятельности на Другой

Наблюдение за ребенком на занятиях и в свободное от занятий время

4. Особенности восприятия и осмысливания воспринимаемого. Понимает ли окружающую обстановку, не бывает ли случаев помрачения сознания. Знает ли названия и назначение простых предметов. Соотносит ли реальные предметы и их изображения на картинках. Понимает ли содержание картин. Улавливает ли главное в воспринимаемом. Умеет ли сравнивать предметы и определять черты сходства и различия. Умеет ли классифицировать предметы и делать простые обобщения. Способен ли самостоятельно понять содержание прослушанного текста. Устанавливает ли причинно-следственные связи

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их. Беседы с ребенком

5. Особенности памяти. Как запоминает; преобладающий вид памяти (зрительная, моторная, слуховая, "смешанная"). Быстрота запоминания. Надолго ли запоминает (прочность запоминания). Что лучше запоминает: цифры, факты, описания. Особенности процесса припоминания

Наблюдение за ребенком на занятиях и в играх. Индивидуальные беседы с ребенком

6. Особенности усвоения учебного материала. Отношение к отдельным учебным предметам. Имеет ли понятие о пространственных характеристиках предметов: длине,

Наблюдение за ребенком в процессе занятий, изучение работ, выполненных

Продолжение таблицы

 

1

2

высоте, форме. Знает ли буквы, цифры (умеет ли читать, писать, считать). Знает ли стихи. Умеет ли пересказывать прослушанное (прочитанное). Развитие навыков ручного труда, рисования, самообслуживания. Трудности в овладении новым материалом. Результаты работы, проведенной педагогом по преодолению этих затруднений

на занятиях

7. Интересы (отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием, танцами и т.д.)

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их, на экскурсиях. Изучение практических работ детей

VI. Эмоционально-волевая сфера Преобладающее настроение ребенка (веселое, грустное). Отмечаются: возбудимость, тормози- мость, неуравновешенность, спокойствие. Реакция на происходящее вокруг. Свойственны ли ребенку чувства страха, удивления, восторга, сострадания. Способность к волевому усилию в занятиях, в поведении. Умеет ли сдерживать себя от недозволенных действий

Наблюдение за ребенком на различных занятиях, вне их, на экскурсиях, в играх и т.д.

VII. Особенности личности Соблюдение правил поведения. Как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

Нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви, доброго

 

 

 

отношения к окружающим; склонность вредить, обижать других, лживость и др. "Разрушительные" наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

 


2. Перечень диагностических методик, для проведения психолого-педагогического эксперимента


Для психолого-педагогического обследования детей мы рекомендуем примерный перечень материалов, которые могут быть использованы в зависимости от целей исследования, индивидуальных особенностей детей и их возраста. Необходимо отметить, что экспериментально-психологические методики и тестовый материал используются, как правило, психологом. Задания, которые даны на таблицах в приложении, а также игровой материал применяются дефектологом в психологопедагогическом обследовании.


Для исследования внимания.
1. Бланки «Корректурных проб»
2. Таблицы Шульте (5 таблиц с произвольно расположенными цифрами от 1 до 25).
3. Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера).
Для исследования восприятия.
1. Таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой — фигуры Поппельрей- тора).
2. «Почтовый ящик» (коробка форм).
3. Доски Сегена разных вариантов сложности.
4. Кубики Кооса.
5. Таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной).
6. Набор предметных картинок, разрезанных на 2-3-4-6-8 частей.


Для исследования мышления.
1. Таблица с изображениями предметов, один из которых, не, подходит по тем или иным признакам (величине, форме, цвету, родовой категории).
2. Таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей.
3. Набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации. (Классификации).
4. Бланки к методикам «Простое аналогии», «Сложные аналогии».
5. Таблицы с пословицами, поговорками и загадками.
6. Сюжетные картинки «Нелепицы».
7. Таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием).
8. Таблицы и карточки для проведения «обучающего эксперимента» (методика А.Я. Ивановой).


Для исследования памяти.
1. Таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, букв, слов, геометрических фигур, предметных изображений т. д.).
2. Бланки к методике для запоминания 10 слов.
3. Картинки для опосредованного запоминания слов с
изображением предметов (методика А. Н. Леонтьева).
4. Бланки с текстами для воспроизведения.
Для исследования эмоционально-волевой сферы, качеств личности.
1. Бланки для исследования самооценки по методике Дембо-Рубинштейн.
2. Наборы сюжетных картин с изображением различных ситуаций, подлежащих оценке (нравственной, эстетической и т. д.).
3. Методика изучения фрустрационных реакций («Методика рисуночной фрустрации» Розенцвейга).
4. Бланки с методикой незаконченных предложений.
5. Таблицы к методике Рене -Жиля.
Для исследования сформированности школьной, учебной мотивации.
1. Тестовая беседа.
2. Тест Керна Иерасика.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.