На главную Лекции и практикум по психологии Психодиагностика Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Лекции и практикум по психологии - Психодиагностика
Индекс материала
Теоретические основы психолого-педагогической диагностики
Теоретические основы проведения психолого-педагогической диагностики
Методы психолого-педагогической диагностики
Рекомендации для обследования ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации
Все страницы

1.1. Из истории психолого-педагогической диагностики

Психолого-педагогическая диагностика как наука возникла примерно 120 лет назад.
Предпосылки психодиагностики как науки заложены в объективно существующих между людьми индивидуальных различиях, выделять и учитывать которые необходимо было даже нашим далеким предкам. Ведь для проведения успешной охоты на крупного зверя требовалось известное распределение обязанностей между ее участниками исходя из их физических возможностей.
*Приведем пример. В Библии отражены способы диагностики по особенностям поведения. В Книге Судей Бог советует полководцу Гедеону (Кн. Судей, 7: 5-7), как нужно отбирать воинов для битвы:
7.5 Он привел народ к воде. И сказал Господь Гедеону: кто будет лакать воду языком своим, как лакает пес, того ставь особо, также и тех всех, которые будут наклоняться на колени свои и пить.
7.6 И было число лакавших ртом своим с руки триста человек; весь же остальной на род наклонялся на колени свои пить воду.
7.7 И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас...

С давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений у людей.
Первые методы дифференциального отбора описаны в библии (отбор по определенным психическим свойствам); Достаточно психодиагностических критериев находим в трудах Аристотеля, Гиппократа, Сенеки. Людей отбирали по красоте тела, по состоянию здоровья, по выражению лица, по графическим способностям, о физической силе и т.д. Хорошо известно, что разного рода испытания широко практиковались в Древней Греции, Спарте, рабовладельческом Риме.
Первым целенаправленным предметом психологопедагогической диагностики стало изучений интеллектуальных, умственных способностей людей.
Становление психолого-педагогической диагностики за рубежом.
Впервые начали заниматься вопросами психофизического недоразвития детей французские и немецкие врачи психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний, различных психических состояний, причем они имели дело с наиболее глубокими и тяжелыми формами недоразвития. В работах французских врачей Ж. Э. Д. Эскироля (1772—1840), Э. Сегена (1812—1880), которым принадлежит заслуга первых исследований умственно отсталых, даются некоторые дифференциально-диагностические критерии. Ж. Э. Д. Эскироль считал показателем интеллектуального развития состояние речи, Э. Сеген за основу брал волевые и сенсорные процессы. В 1866г.Э. Сеген предложил тесты действий невербального характера «Доски форм», которые мы используем широко для решения диагностических и коррекционных задач в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и сегодня (Доски Сегена)
На помощь врачам и педагогам пришли психологи, которые в своем арсенале методик имели и появившиеся в конце
XIX — начало XX в. экспериментальные методы. Стали вестись поиски наиболее объективных, компактных и универсальных путей обследования детей, что следует рассматривать как положительное явление в развитии психологии, психо лого- педагогической диагностики в целом данного исторического периода.
Экспериментальные методы исследования детей стали использоваться в целях определения уровня способностей.
Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Френсис Гальтон (1822 — 1911г.г.), создавший инструмент для их измерения — тест. Одна из основных целей Ф. Гальтона — измерение человеческих способностей Он разработал несложные головоломки для студентов, в которых использовал законы природы для изучения человеческих способностей. При этом он считал главным показателем умственных способностей состояние сенсорных функций человека: остроту зрения и слуха, скорость психических реакций и т. п. (1883 г). Ф. Гальтон еще не употреблял термин «тест» в том значении, которое в него позже вкладывает А. Бине (1857—1911).
Впервые реализован на практике и предложил термин тест американский психолог Джемс Кеттелл в 1890г. Свои интеллектуальные тесты он использовал как интеллектуальные задачки для изучения умственных способностей студентов. Ему принадлежит идея стандартизации тестов.
В 1905 г. происходит развитие тестотворчества, с основной задачей самосохранения общества от опасных асоциальных детей и людей, которые стали появляться в начала 1900г в связи с бурным развитием промышленности и обоснованным появлением в семьях трудящихся различных аномальных детей. Многолетний труд Альфреда Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие
A. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г.
А. Бине в сотрудничестве с Анри Симоном провел серию экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления у детей разного возраста (начиная с 3 лет). Проведенные задания были проверены и стали рассматриваться как средство определения интеллектуального уровня. Ввел он и понятие «умственного возраста»; умственный возраст мог расходиться с хронологическим. Было предложено несколько вариантов тестов в 1905г., в 1908г., 1911г. Тесты Бине-Симоне стали использовать во многих странах мира, в России они стали применяться с 1912г., но не смогли на долго остаться из-за социокультурных особенностей России начала ХХ века.
Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий. Несовпадение умственного и хронологического возраста считалось показателем либо умственной отсталости (если умственный возраст ниже хронологического), либо одаренности (если умственный возраст выше хронологического).
Коэффициент интеллектуальности (IQ) был предложен
B. Штерном, он определял частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности.
Особое направление в психодиагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются, чаще всего, не тесты, а особые методы, среди которых выделяются, прежде всего, опросники и проективная техника.
Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов. Появление первых психодиагностических опросников связано с именем Ф. Гальтона
Проективные методики психолого-педагогической диагностике возникли в 1921 г., и это было связано с творчеством Германа Роршаха. Это был швейцарский ученый, специализировавшийся на психиатрии и психоанализе, и изобретателем методики, позволившей измерять бессознательные части личности людей (тест «Техника чернильных пятен»).
Еще одна из старейших и наиболее распространенных в мире методик - Тест тематической апперцепции (ТАТ) - была создана в 1935 г. Х. Морган и Г.Мюрреем. Стимульный материал ТАТ состоит из таблиц с изображениями неопределенных, допускающих неоднозначные толкования ситуаций. Испытуемому предлагается придумать небольшую историю о том, что привело к ситуации, изображенной на картине, и как она будет развиваться.
В 40-50-е г.г. разработан тест Д. Векслера (шкала Вексле- ра-Бельвью): шкалы для взрослых (WAIS), шкалы для детей (WISC), который включает вербальные и невербальные шкалы; предусматривает возможность определения характера отставания в интеллектуальном развитии. В нашей стране адаптирован А.Ю. Панасюком.
Тест Равена - это разработанная в 1936 г. Джоном Раве- ном шкала прогрессивных матриц в соавторстве с Роджером Пенроузом для оценки уровня коэффициента интеллекта и уровня умственных способностей, а также логичности мышления (60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые должен восполнить испытуемый). Данный тест может дать оценку IQ тестируемым независимо от уровня образования, социального сословия и рода деятельности. Тест был разработан в двух вариантах для детей и взрослых от 14 до 65 лет.
Развитие психодиагностики как науки в зарубежных странах происходит под влиянием общественных потребностей, практики отбора детей в школу, психоориентации, необходимости разработки тестов для диагностики детей раннего возраста.
Развитие психолого-педагогической диагностики в России.
Психологическая диагностика в России за свою вековую историю прошла несколько этапов развития и преодолела несколько кризисов. Можно выделить три крупных этапа.
Первый этап - это время зарождения российской психодиагностики Под влиянием психодиагностического бума в Европе и Америке она прошла свое бурное развитие до середины 30-х годов. За это время идеи стандартизованного изменения психических явлений нашли широкое применение в педагогике, педологии и профессиональном отборе (психотехника).
Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория была открыта в 1885 году при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета, были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте.
В 1895 г. по инициативе русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Во всех этих лабораториях работали врачи-невропатологи и психиатры, совмещавшие свои психологические исследования с врачебной практикой в клинике, активно привлекались к исследованиям студенты-медики.
Но для возникновения психолого-педагогической диагностики необходимо было, чтобы практике потребовалось знание об индивидуально-психологических особенностях человека.
Первые отечественные работы по психолого - педагогической диагностике выполнялись в первые десятилетия XX столетия. Это было обосновано необходимостью разработки методов выявления умственной отсталости у детей в связи с открытием в 1908 — 1910гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов для умственно отсталых детей.
1909 г. в Московском университете Г. И. Россолимо (невропатолог и психиатр, 1860 — 1928) выполнена одна из первых значительных отечественных работ по психологическому тестированию.
Г. И. Россолимо поставил своей целью найти метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. Этот метод, получивший широкую известность как в России, так и за рубежом, был одной из ранних оригинальных систем тестов для измерения умственной отсталости и умственной одаренности.
Методика была названа «Индивидуальные психологические профили», сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе на основании ответов на 10 достаточно произвольно подобранных вопросов. Психические процессы, измеряемые методикой Г.И. Россолимо, в целом составляли три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность, мыслительные функции. Он предложил графическую форму представления измерений психических процессов — вычерчивание «психологического профиля», который наглядно демонстрировал соотношение указанных процессов. Отличительная особенность метода психологического профиля— его независимость от возраста испытуемого.
По сравнению с методикой Бине-Симона в методике Г.И. Россолимо была сделана попытка качественно - количественного подхода к оценке результатов работы ребенка. По мнению психолога и педагога П. П. Блонского, «профили» Г. И. Россолимо наиболее показательны для определения умственного развития. В отличие от зарубежных тестов в них проявляется тенденция многоаспектной характеристики личности.
Труды Россолимо были с интересом встречены как психологами, так и психиатрами, специализирующимися по проблемам умственной отсталости. Подобные «профили» с того времени прочно вошли в психологическую диагностику.
Русский психолог А. Ф. Лазурский (1874 - 1917) строго придерживаясь опыта и эксперимента как основных методов исследования, он, в то же время, стоял за создание научной теории индивидуальных различий.
Большой заслугой А.Ф. Лазурского стало изучение ребенка в деятельности в естественных условиях путем объективного наблюдения и разработка так называемого естественного эксперимента, включающего в себя как элементы целенаправленного наблюдения, так и специальные задания. Основное внимание в исследованиях А.Ф. Лазурского уделялось качественному описанию психических процессов и личности.
Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому (1896 - 1934 гг.), рассматривавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. В отличие от тестологов, которые статически констатировали лишь уровень развития ребенка в момент обследования, Л. С. Выготский отстаивал динамический подход к изучению детей, считая обязательным не только учитывать то, чего ребенок уже достиг в предшествующих жизненных циклах, но главным образом — установить ближайшие возможности детей.
Н.И. Озерецкий (1893—1955гг.) разработал метод и метрическую шкалу для исследования моторики детей и подростков. Разработанная в 1923г. шкала во времена борьбы с педологией и «тестоманией» была подвергнута жестокой критике. В ряде модификаций широко применяется в научной и практической работе до настоящего времени. Н.И. Озерецкий предложил дифференциально-диагностические критерии судебнопсихиатрической оценки психического состояния детей и подростков при энцефалитах различной этиологии, эпилепсии, шизофрении, неврозах и психопатиях.
Ряд исследований посвящен проблеме лечения и воспитания больных неврозами детей и подростков, а также изучению нарушений психики при алиментарной дистрофии и сосудистых заболеваниях.
В сложной социально-экономической обстановке в стране в 20 —30-е гг. XX в. передовые педагоги, психологи, врачи много внимания уделяли проблемам изучения детей. В Детском обследовательском институте (Петроград) под руководством А.С Грибоедова, на Медико-педагогической опытной станции (Москва), руководимой В.П. Кащенко, в ряде обследовательских кабинетов и научно-практических учреждений среди различных исследований в области дефектологии большое место занимала разработка диагностических методик. Именно в этот период отмечалась активная деятельность педологов. Своей первоочередной задачей они считали помощь школе в изучении детей, избрав тесты в качестве инструмента в этой работе.
Слабая еще в то время научная база психодиагностики, методическое несовершенство и количественная ограниченность диагностического инструментария, недопустимо широкое распространение тестов среди непрофессионалов - с одной стороны, неоправданно большое стремление практиков (педагогов, руководителей предприятий) получить «объективные данные» и извлечь из них практическую выгоду - с другой стороны, вызвало негативную реакцию общества. Одним не оправдано категоричным и жестоким следствием всего этого стало печально известное постановление ВКПб 1936г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса».
Постановление вызвало глубочайший кризис психодиагностики. Было фактически запрещено не только практическое использование тестов, но под идеологическим нажимом были разработаны теории о ненужности и буржуазности тестов. Резкая критика педологии сопровождалась отрицанием всего положительного, что было сделано учеными, так или иначе связанными с педологией, в области психологии и психологической диагностики.
Понадобилось около 40 лет, чтобы это направление исследований было полностью восстановлено в своих правах. Лишь в конце 60-х годов вновь начинают развиваться работы по психологической диагностике.
Лишь в случаях явно выраженной умственной отсталости допускалось обследование в медико-педагогических комиссиях (МПК) детей без пробного обучения их в школе. Специалисты МПК стремились к тому, чтобы не допустить ошибочных заключений о состоянии ребенка и неверного выбора типа учреждения, в котором он должен продолжать обучение. Однако недостаточная разработанность методов и критериев дифференциальной психодиагностики, низкий уровень организации работы медико-педагогических комиссий отрицательно сказывались на качестве обследования детей.
Второй этап - это медленное возрождение психодиагностики после почти 40 летнего перерыва под влиянием общего идеологического потепления 60-х годов. Выдающуюся роль в этот период сыграло:
1) широкое использование тестов в комплексном лонгитюдном исследовании студентов ЛГУ под руководством Б. Г. Ананьева; перевод и адаптация некоторых зарубежных тестов сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева - в Ленинграде;
2) деятельность К. М. Гуревича и сотрудников Психодиагностического института психологии РАО - в Москве;
3) работы В. М. Блейхера и Л. Ф. Бурлачука - в Киеве;
4) проведение первых Всероссийских конференций по психодиагностике - в Таллинне.
В 50 —70-е гг. XX в. внимание ученых и практических работников к проблемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованию психодиагностических методик, усилилось. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б. В. Зейгарника, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А. Р. Лурия. Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей.
В 70-е гг. XX в., на основе положений Л.С. Выготского, был разработан чрезвычайно важный метод исследования детей с отклонениями в развитии - «обучающий эксперимент» (А.Я. Иванова). Этот вид эксперимента позволяет оценить потенциальные возможности ребенка, перспективы его развития, определить рациональные пути последующей педагогической работы. Кроме того, он чрезвычайно полезен при дифференциальной диагностике.
В 80 — 90-е гг. XX в. все более активизируются усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования.
В 80-е годы начался период интенсивного развития психодиагностики. Постепенно происходило преодоление ее отставания от развивавшейся в более спокойных условиях зарубежной психодиагностики. Преодоление отставания шло двумя путями.
Первый - это создание с начала 1980-х годов большого количества новых отечественных диагностических методик (Личко, 1970; Иванова, 1973; Доскин и др. 1973; Ласко и Тонконогий, 1974 и др.).
В последующие 10 лет были созданы десятки методик (Столин, 1986; Шмелев, 1982; Мельников и Ямпольский, 1985; Залевский, 1987 Якиманская, 1991; Сенин, 1991; Романова, 1991 и многие др.). Большая их часть была предназначена только для исследовательских целей. У их создателей не было времени, да и желания превращать их в стандартизованные, надежные и валидные тесты.
Важнейшими событиями развития психодиагностики на этом этапе стали публикации трех книг: «Психодиагностическое тестирование» А. Анастази (1982), «Общая психодиагностика» (под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина (1987), «Словарь-справочник по психодиагностике» Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова (1988). Эти книги не утратили своего значения до сих пор.
Второй путь - это продолжение активного импорта зарубежных тестов. К этому времени из-за рубежа были разными путями получены большинство из базовых тестов: шкалы Векслера (WAIS и WISC), MMPI, CPI, 16-PF, тест Роршаха, ТАТ, тест Равена и др.
Большинство из них были только переведены, причем параллельно в нескольких учреждениях и разными авторами.
Средств и времени на полную процедуру адаптации и стандартизации как всегда не хватало. Психодиагностикой занимались считанные специалисты - выпускники факультетов психологии ведущих университетов страны. Методики передавались из рук в руки. Профессионализм и этика их использования контролировались за счет личного знания диагностами друг друга или через общих знакомых. Кроме того, тесты использовались в основном в научных целях или в прикладных (в хоздоговорных) исследованиях, в которых, как правило, не требовалось индивидуальной диагностики, а в основном устанавливались средне-групповые закономерности.
Ситуация резко изменилась с начала 90-х годов, когда в России начался бум подготовки психологов, дефектологов вначале для образования, а потом и для всех других сфер деятельности. За последние пятнадцать лет количество психологов возросло многократно, достигнув к настоящему времени нескольких десятков тысяч, а это означает, что психология превратилась в массовую профессию. Естественно, что к такому росту отечественная психология не была готова, уровень подготовки психологов, а вместе с ней и психологическая культура психодиагностики резко снизились.
Третий этап развития психодиагностики начался совсем недавно, 10-15 лет назад. За эти годы многое изменилось.
Во-первых, специалисты-профессионалы осознали критическое положение психодиагностики и многочисленных научно-практических конференциях неоднократно обсуждались самые острые проблемы, требующие своего обязательного решения.
Во-вторых, за последние годы неоднократно расширилось знакомство с тестами всего общества и педагогов в частности, в связи с внедрением в образование тестов достижения по учебным предметам сначала через Централизованное тестирование, проводимое Центром тестирования Минобразования РФ, а затем благодаря введению ЕГЭ - единого государственного экзамена в форме тестирования. Для России - это беспрецедентный случай - тестирование стало государственным актом.
За последние годы разработано несколько методик, удовлетворяющих всем психометрическим требованиям и пригодных для массового использования практическими психологами (Универсальной и Подростковый интеллектуальные тесты - УИТ СПЧ-М и ПИТ СПЧ - Санкт-Петербург - Челябинск) (2001, 2003), Личностный вопросник 16РФ-Б (2002) и многие другие.
Получены гранты или заключены договоры на право перевода, стандартизации и распространения нескольких зарубежных методик, например, Когито-центром - тесты Равена, FTT (Сказочный проективный тест) и др.; ПИ РАО - WISC-R; Ярославским университетом - В5 (Большая пятерка). Тем самым в России созданы прецеденты законного приобретения права на распространение зарубежных методик.
В России созданы или возобновили активную деятельность предприятия, занимающиеся изготовлением и распространением тестов и компьютерных программ: Когито-центр и Гуманитарные технологии (Москва), ПсиХРОН (Челябинск), Психодиагностика (Ярославль), Региональный социопсихологический центр (Самара) и др.
Издано и переиздано несколько учебных пособий по психолого-педагогической диагностике (Л.М. Шипицына, Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, М.М. Семаго, Н.Я Семаго, В.И Лубовский, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко и другие). На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В.И. Лубовско- го. В. И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики,
Открыты и активно работают несколько профессиональных интернет-сайтов, специализированных по психологической диагностике и оценке.
Таким образом, анализ истории российской психодиагностики свидетельствует о том, что она прошла в своем развитии несколько этапов и преодолела несколько кризисов. В настоящее время есть все основания считать, что очередной кризис преодолен и начался новый этап развития психологопедагогической диагностики, что позволяет смотреть на будущее психодиагностики с оптимизмом.
Вопросы для самопроверки:
1. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей?
2. Почему выявление умственной отсталости первоначально было медицинской проблемой?
3. Когда и в связи, с чем установление умственной отсталости стало психолого-педагогической проблемой?
4. Какими социальными проблемами была обусловлена разработка первых методов диагностики нарушений развития у детей.
5. Какой вклад в отечественную науку внёс А.Ф. Лазур- ский? Что такое естественный эксперимент?
6. В чём сущность положения Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития»
7. Каков путь использования методов психодиагностики в сфере образования?
8. С именами каких зарубежных ученых была связана разработка тестов интеллекта?
9. Кто из отечественных ученых внес вклад в развитие педагогической диагностики?
10. В каком направлении в настоящее время развивается психолого-педагогическая диагностика?

Практические задания

Составьте список российских и зарубежных ученых, занимавшихся проблемами психолого-педагогической диагностики, укажите годы их жизни, основные научные идеи в области диагностики и труды.

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.