Писаревская Ж.Н.
Профилактика негативных явлений в подростковой среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает сегодня большинство населения: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Безнадзорность, беспризорность, наркомания, потребление психотропных веществ и их аналогов, игромания - это зло распространилось среди различных общественных слоев, поразило представителей наиболее дееспособной части населения. Особой остротой проблема стоит среди подрастающего поколения. Подростки сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться.
Наиболее продуктивным в борьбе с негативными явлениями является профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). Профилактика - понятие емкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Она способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом.
- Как вы думаете, каковы возможные причины негативных явлений в подростковой среде? (беспризорность, безнадзорность, потребление наркотиков, психотропных веществ и их аналогов, курительных смесей, алкоголя, табака): 1. Любопытство; 2. Социально-экономическое неблагополучие семьи; 3. Беззаботность родителей или слишком большая занятость; 4. Отсутствие в семье единых норм поведения; 5. Семейные конфликты (как следствие, жестокое обращение с детьми в семьях); 6. Генетическая предрасположенность к употреблению алкоголя; 7. Синдром «неудачи» (каждая личность должна быть востребована хотя бы в одной отросли свой жизни); 8. Общение с наркозависимыми лицами; 9. Протестные реакции «назло»; 10. Разногласия между родителями и детьми.
Рассмотрим самые распространённые причины негативных явлений в подростковой среде:
1. Разногласия между родителями и детьми.
Подростковый возраст - один из наиболее важных в формировании личности ребёнка. Подросток торопится жить, все хочет попробовать, обо всем хочет составить собственное мнение. Если добавить к этому массу новых проблем, от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования, неумение справляться с собственными чувствами, то можно понять, почему именно подросток так уязвим для различных негативных явлений. Таким образом, подростку просто необходимо доверительные, дружеские взаимоотношения с родителями, если их нет, то, чаще всего, ребёнок оказывается предоставленным сам себе, а что ещё хуже, попадает в окружение более взрослой, зачастую неблагоприятной компании. Для того чтобы донести до родителей информацию о том, как важно доверительное общение между родителями и детьми, я предлагаю использовать на классных часах и родительских собраниях элементы тренинговых занятий.
Тест незаконченных фраз «Семья глазами ребёнка» 1. По сравнению с большинством семей моя семья... 2. Моя семья обращается со мной как с... 3. Большинство известных мне семей... 4. Когда я был маленьким, моя семья.
На родительском собрании совместно с родителями проводится анализ данных анкет. Например, большинство ребят видят семью дружной, любящей, полной, благополучной, превосходной, со своими плюсами и минусами. Анализ этих анкет позволил сделать вывод, что семья для ребенка это ГЛАВНОЕ! Но он хочет, чтобы с ним обращались как со взрослым, учитывали его мнение, интересы. Предложите родителям тренинг, направленный на закрепление навыков правильного общения с ребенком. Мы общаемся с детьми с помощью слов, жестов, мимики. Из нашего с вами жизненного опыта знаем, что словом можно обидеть человека, а можно, наоборот, вдохновить. Я хочу предложить вам потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства. Для этого предлагаю работу по преобразованию высказываний, наиболее часто употребляемых в семье. Тренинг В первой колонке расположены высказывания в назидательном тоне, что вызывает обратную реакцию. Назревает конфликт. Как же безобидно добиться выполнения поручения? Для этого в правой колонке, немного подумав, давайте попытаемся создать преобразованные фразы, которые смогут вызвать ребенка желание выполнить вашу просьбу. Например, вы пришли с работы уставшая, а на кухне как всегда полное ведро с мусором. Гневно вы призываете ребенка: «Почему все должна делать я?». Ребенок воспринимает вашу фразу в штыки, парируя, что ему задали много работы на дом, еще и контрольная по химии. А если бы вы сказали: «Саша, мне нужна твоя помощь.», думаю, вряд ли бы сын или дочь смогли вам отказать. Итак, я раздам вам листочки, вы за одну минуту должны будете преобразовать фразы. Подведение итогов тренинга: Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось? Итак, «прямые, безобидные высказывания» - условие прямоты и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям в улучшении взаимоотношений. Еще одна сторона невербального общения - наша мимика, которой мы иногда вообще не придаем никакого значения.
Для родителей: 1. С каким лицом Вы чаще общаетесь с ребёнком? 2. С каким лицом чаще всего общается с Вами ребёнок? 3. Каким, по Вашему мнению, должно быть лицо Вашего ребёнка во время общения с Вами?
Таким образом, эти небольшие элементы тренинговых занятий помогут привлечь внимание родителей к проблеме взаимоотношений в семье.
2. Семейные конфликты (как следствие, жестокое обращение с детьми в семьях).
Внимание современных родителей очень сложно привлечь к данной проблеме. В подростковом возрасте большая часть юношей и девушек ощущают настоятельную потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Для них главное - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Родители чаще всего не хотят замечать потребности своих детей в общении. Всё это вызывает у ребёнка протестную и даже агрессивную реакции, что в свою очередь ведёт к возникновению конфликтов в семье, а не умение родителей «совладать» с поведением ребёнка ведёт к жестокому обращению с детьми в семьях.
Чаще всего родители не афишируют существование данной проблемы в своей семье. Одной из эффективных форм привлечения внимания родителей может стать просмотр фильмов или видеороликов по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях в ходе родительских собраний. Один из таких роликов я предлагаю сейчас вашему просмотру. Не все родители, возможно, воспримут его серьёзно, но некоторых заставит задуматься и переосмыслить взаимоотношения со своими детьми. Рассмотрим ещё одну причину негативных явлений в подростковой среде - синдром «неудачи» (каждая личность должна быть востребована хотя бы в одной отросли свой жизни). Так как у сегодняшних подростков четко сформировалось кадровое мышление, лучшим способом профилактики для них служит видео либо интернет. Сейчас в интернете (особенно сайты социальной рекламы) выложены социальные видеоролики, которые вы могли бы использовать в работе. Таким образом, современная концепция первичного предупреждения всех негативных явлений основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и молодого человека и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: образовательная среда, семья, досуг. Первичная профилактика имеет приоритетное значение. Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики семейных конфликтов, употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность.
Литература 1. Антинаркотическая профилактика в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход: учеб.-метод. разработки / Г.Н. Малюченко. - Балашов: Ба- лашовеское городское отделение Фонда НАН. - 2002. - 101 с. 2. Баженов В.Г. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников / В.П. Баженов, В.Г. Баженова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 347 с. 3. Воробьёва С.В. Разработка программ профилактики социальных зависимостей подростков // Воспитательная работа в школе. - 2012. - № 10. - С. 49-53. 4. Гатальский В.Д. Система педагогической пропедевтики девиантного поведения учащейся молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2011. - 43 с. 5. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 240 с. 6. Дмитриева Н.В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности: монография / Н.В. Дмитриева, О.В. Дубровина. - Ишим: Изд. ИГПИ им. Ершова, 2010. - 210 с. 7. Друзин В.Н. Педагогическая профилактика игровой компьютерной аддикции подростков: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2011. - 23 с. 8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. - СПб.: Речь, 2007. - 190 с. Источник: Сборник методических разработок «Педагогическая копилка-2020». Выпуск III (июль-сентябрь) / Отв. ред. О.В. Тюкинеева. - Усть-Илимск: НМЦ «СОВА», 2020. - 120 с. |