На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние асоциальной семьи на формирование нравственных качеств личности ребенка
Влияние асоциальной семьи на формирование нравственных качеств личности ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кузнецова Ирина Александровна старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы,
(Академия ФСИН России)
Кузнецова Ангелина Олеговна курсант 331 учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)

Семья - самое близкое окружения ребенка с рождения. Трудно переоценить значимость семьи для формирования личности ребенка. Первый жизненный опыт и первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какое влияние на его социализацию оказывает семья.


Необходимо отметить, что в раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных принципов и образцов поведения происходит через подражание. Принципы и нормы морали впитываются ребенком по образцам поведения родителей и воспринимаются как единственно правильные. Согласно этим представлениям ребенок формирует мировоззрение о «плохом» и «хорошем», поэтому семья может выступать, как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Подавляющее большинство людей с асоциальным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя (или просто оказались окруженными) не те объекты для подражания.
Асоциальная семья - тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением взрослых и детей. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д. Данное определение используется в психологической литературе.
По определению доктора педагогических наук Т.В. Лодкиной, асоциальная семья - это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни.
С точки зрения социологического подхода асоциальные семьи - это категория семей, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Поведение членов асоциальной семьи может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.
Асоциальная семья для ребенка - это неблагоприятный тип семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка, для которой характерны: постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных ценностей.
М.Е. Егорова характеризует асоциальные семьи следующими признаками:
- сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью;
- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне;
- проживающие в такой семье дети испытывают различные формы давления:
а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей;
б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери;
в) они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»;
г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора.
Общей характеристикой такой семьи выступает асоциальное поведение.
И так, обратимся к понятию «асоциальное поведение». Исследователи дают различные вариации трактовки данного понятия, но все же, большинство из них склоняется к следующему определению. Асоциальное поведение - это поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний [1].
У детей асоциальное поведение может проявляться в агрессивности по отношению к окружающим, конфликтности, воровстве, бродяжничестве, отсутствия в школе без уважительных причин, а порой и длительном непосещении школьных занятий. Результатом такого поведения может явиться социально-педагогическая запущенность, а в иных случаях совершение детьми и подростками правонарушений и преступлений.
Противоправное поведение подростков имеет ряд особенностей, связанных во многом с психофизиологическими и психологическими особенностями подросткового возраста. Большую роль здесь играет проявление психических расстройств, поведенческих реакций, провоцирующих
поведенческие отклонения, а также формирующих преступный стереотип поведения. Наряду с этим, отпечаток накладывает повышенная внушаемость, подростковый максимализм, неустойчивые морально-нравственная и волевая сферы, подражание идеалам, стремление к признанию в группе и т.д.
Как показывает практика, одной из главных причин подростковой преступности является семейное неблагополучие, выражающееся не столько в антисоциальном образе жизни родителей, сколько в отчуждении в семье с начальной стадии развития. Отчуждение личности в детстве проявляется повышенной тревожностью, постоянным ощущением враждебности среды и лежит в основе многих совершенных преступлений. Результатом неправильного воспитания в семье (как избытка, так и недостатка родительского внимания), постоянных конфликтов между родителями, перерастающих нередко в драки и скандалы, отсутствия позитивного общения, депривации, становится затрудненное усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, и наоборот, принятие подростком негативных норм, а часто и криминальная зараженность.
Дополнительно данная ситуация отягощается социально-педагогической запущенностью (частые прогулы в школе, невнимание классного руководителя, психолога и социального педагога к изменениям личности, происходящим в подростке), что приводит к отторжению позитивного социального окружения, появлению негативного отношения к окружающей жизни. Это является предпосылками к девиантному поведению, которое может перерасти в преступное под влиянием отягчающих обстоятельств и криминальной среды.
Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, не самокритичностью и желанием видеть в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, агрессивны обладают акцентуированными чертами характера.
В особую группу выделяют и детей из элитарных семей, в которых воспитание ориентировано не на нравственное становление личности, а на удовлетворение любых потребностей и капризов ребенка. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде [2].
В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Особую тревогу вызывает тот факт, что рост количества правонарушений, общественно опасных действий и преступлений, совершаемых несовершеннолетними сопровождается «омоложением» преступности несовершеннолетних. При этом увеличивается количество преступлений на почве наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Список литературы
1. Современный образовательный процесс: основные понятия и
термины. М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006.
2. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. М.: Генезис, 2009. 224 с.

Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.