Кузнецова Ирина Александровна старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы, (Академия ФСИН России) Кузнецова Ангелина Олеговна курсант 331 учебной группы психологического факультета (Академия ФСИН России)
Семья - самое близкое окружения ребенка с рождения. Трудно переоценить значимость семьи для формирования личности ребенка. Первый жизненный опыт и первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Каким вырастет ребенок, во многом зависит от того, какое влияние на его социализацию оказывает семья.
Необходимо отметить, что в раннем возрасте усвоение нравственных норм, моральных принципов и образцов поведения происходит через подражание. Принципы и нормы морали впитываются ребенком по образцам поведения родителей и воспринимаются как единственно правильные. Согласно этим представлениям ребенок формирует мировоззрение о «плохом» и «хорошем», поэтому семья может выступать, как положительным, так и отрицательным фактором воспитания. Подавляющее большинство людей с асоциальным поведением стали таковыми потому, что выбрали для себя (или просто оказались окруженными) не те объекты для подражания. Асоциальная семья - тип семьи, представляющий собой нарушенную систему ценностей, разбалансированную и непригодную для воспитания ребенка. Такая семья опасна для общества своим образом жизни, нормами, правилами, сформированным поведением взрослых и детей. Она может быть полной или неполной, материально обеспеченной или находящейся ниже черты бедности и т. д. Данное определение используется в психологической литературе. По определению доктора педагогических наук Т.В. Лодкиной, асоциальная семья - это семья, особенностью которой является отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, требованиям, традициям, которые чужды, а порой и враждебны нормальному образу жизни. С точки зрения социологического подхода асоциальные семьи - это категория семей, которая не выполняет в достаточной степени своих функций, а так же оказывается подверженной воздействию негативных социальных факторов. Поведение членов асоциальной семьи может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам. Асоциальная семья для ребенка - это неблагоприятный тип семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка, для которой характерны: постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных ценностей. М.Е. Егорова характеризует асоциальные семьи следующими признаками: - сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощённостью; - нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в микрорайоне; - проживающие в такой семье дети испытывают различные формы давления: а) разъединённость и эмоциональное отвержение со стороны родителей; б) заброшенность и насилие, чувство вины и стыда за поведение других членов семьи, например, алкоголизирующейся матери; в) они соизмеряют своё поведение и свои отношения с «двойным стандартом правил»; г) они стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают действенного отпора. Общей характеристикой такой семьи выступает асоциальное поведение. И так, обратимся к понятию «асоциальное поведение». Исследователи дают различные вариации трактовки данного понятия, но все же, большинство из них склоняется к следующему определению. Асоциальное поведение - это поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний [1]. У детей асоциальное поведение может проявляться в агрессивности по отношению к окружающим, конфликтности, воровстве, бродяжничестве, отсутствия в школе без уважительных причин, а порой и длительном непосещении школьных занятий. Результатом такого поведения может явиться социально-педагогическая запущенность, а в иных случаях совершение детьми и подростками правонарушений и преступлений. Противоправное поведение подростков имеет ряд особенностей, связанных во многом с психофизиологическими и психологическими особенностями подросткового возраста. Большую роль здесь играет проявление психических расстройств, поведенческих реакций, провоцирующих поведенческие отклонения, а также формирующих преступный стереотип поведения. Наряду с этим, отпечаток накладывает повышенная внушаемость, подростковый максимализм, неустойчивые морально-нравственная и волевая сферы, подражание идеалам, стремление к признанию в группе и т.д. Как показывает практика, одной из главных причин подростковой преступности является семейное неблагополучие, выражающееся не столько в антисоциальном образе жизни родителей, сколько в отчуждении в семье с начальной стадии развития. Отчуждение личности в детстве проявляется повышенной тревожностью, постоянным ощущением враждебности среды и лежит в основе многих совершенных преступлений. Результатом неправильного воспитания в семье (как избытка, так и недостатка родительского внимания), постоянных конфликтов между родителями, перерастающих нередко в драки и скандалы, отсутствия позитивного общения, депривации, становится затрудненное усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, и наоборот, принятие подростком негативных норм, а часто и криминальная зараженность. Дополнительно данная ситуация отягощается социально-педагогической запущенностью (частые прогулы в школе, невнимание классного руководителя, психолога и социального педагога к изменениям личности, происходящим в подростке), что приводит к отторжению позитивного социального окружения, появлению негативного отношения к окружающей жизни. Это является предпосылками к девиантному поведению, которое может перерасти в преступное под влиянием отягчающих обстоятельств и криминальной среды. Негативные воззрения, усвоенные в подростковом возрасте, закрепляются на всю жизнь и становятся причиной рецидивного преступного поведения. Личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, не самокритичностью и желанием видеть в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, агрессивны обладают акцентуированными чертами характера. В особую группу выделяют и детей из элитарных семей, в которых воспитание ориентировано не на нравственное становление личности, а на удовлетворение любых потребностей и капризов ребенка. Избалованное дитя, получающее с ранних лет все, о чем мечтало и не мечтало, «переедает сладкого» и отправляется в бурное море жизни в поисках чего-нибудь остренького. Кое-кому из них начинает казаться, что новые вкусовые ощущения жизни может придать романтика, а вернее, псевдоромантика правонарушений. По изощренности преступлений им нет равных в преступной среде [2]. В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминально пораженных категорий населения. Особую тревогу вызывает тот факт, что рост количества правонарушений, общественно опасных действий и преступлений, совершаемых несовершеннолетними сопровождается «омоложением» преступности несовершеннолетних. При этом увеличивается количество преступлений на почве наркомании, токсикомании, алкоголизма.
Список литературы 1. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006. 2. Методическое пособие для сотрудников органов внутренних дел. М.: Генезис, 2009. 224 с. Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |