«Психологический портрет учащихся с асоциальным поведением» (сообщение на семинаре кураторов групп)
Важная роль в профилактике противоправных действий подростков и юношей принадлежит мерам по выявлению и раннему предупреждению асоциального поведения на «стадии, условно говоря, еще отдаленной от совершения преступления» (Г.А.Аванесов, 1980). Асоциальное поведение – сложное явление. Говоря об асоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия девиантного, деликветного поведения, что вносит путаницу. Для ее преодоления целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы).
Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или деликвентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства). В зарубежной психологии избегают употребления термина «девиантное поведение» и предпочитают говорить о проблемном поведении. Проблемное поведение подразделяют на интернальное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других). Тогда асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения. Существуют следующие стадии развития асоциального поведения (Невский И.А., 1990):
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицательное поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
- девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);
- деликвентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
Такое стадиальное рассмотрение процесса формирования асоциального поведения достаточно традиционно. Однако не всегда путь к проступку или преступлению может быть так четко последовательно прослежен. К тому же влияние деликвентности подростка на его судьбу неоднозначно: многочисленные статистические данные говорят о том, что средняя деликвентность у большинства подростков с возрастом прекращается. Перспективным является подход тех социологов и психологов, которые пытаются рассмотреть асоциальное поведение с точки зрения самого молодого человека. Изучение мотивационно-потребностной сферы учащихся, склонных к асоциальному поведению, позволило выделить следующие потребности (от наиболее сильных к наиболее слабым):
- Потребность в физическом развитии – стремление приобрести жизненно необходимые физические качества.
- Потребность в развлечениях – стремление весело проводить свободное время, найти занятие по душе.
- Потребность в дружбе – желание найти настоящих, отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту.
- Потребность в эмоциональной близости – стремление обрести друзей, с которыми можно поделиться сокровенными мыслями.
- Потребность в противоположном поле – стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола.
- Потребность в автономии – желание получить самостоятельность и независимость.
- Потребность в комфорте – стремление к благоприятному жизнеобеспечению.
- Потребность в уважении и поддержке со стороны сверстников.
- Потребность в престиже – стремление приобрести популярность, обратить на себя внимание.
Наиболее яркой отличительной особенностью мотивационно-потребностной сферы учащихся с асоциальной направленностью поведения является потребность в физическом развитии. Желание закрепить и развить необходимые физические качества преследует различные цели. Большинство из них ориентируется в основном на «внешний эффект». Особенно ценится в их среде сила. Кроме поддержания авторитета, эти учащиеся используют свои физические кондиции как щит: они ограждают себя от воздействия равных по физическому развитию сверстников и взрослых. Такое чувство безопасности придает их действиям определенную смелость. Кроме перечисленных причин преобладания этой потребности над другими есть и еще одна, когда подростки стремятся к компенсации собственных недостатков и неуспехов в других видах деятельности. Многочисленные исследования показывают, что учащиеся с асоциальной направленностью большую часть своего свободного времени отдают развлечениям. Диапазон этих развлечений своеобразен и широк: от мелких краж, хулиганства, драк до совершения социально опасных и тяжких преступлений. В чем причина таких стремлений? Это, прежде всего – общий уровень культуры учащихся с асоциальным поведением, бедность их внутреннего мира. Как правило, выходцы из неблагополучных семей, они большую часть времени проводят на улице. Те развлечения, которые есть, требуют денег. Доминирование в структуре потребностей стремлений к эмоционально насыщенным личностным отношениям свидетельствует не об избытке тесных межличностных контактов, а об их дефиците, то есть эти учащиеся чувствуют себя одинокими, хотя порой имеют широкий круг знакомств. Стремление к эмоциональным контактам у учащихся с асоциальной направленностью отличается односторонностью. Они желают превратить партнера в средство удовлетворения только своих потребностей и не стремятся отдавать, оказывать помощь ближнему. Такое потребительское отношение очень характерно для мотивационно-потребностной сферы учащихся с асоциальной направленностью. Доминирование потребности в противоположном поле является стремлением психосексуальных установок и ориентаций учащихся с асоциальным поведением. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противоположного пола имеет для учащихся широкий социальный смысл. Оно, как правило, содействует с желанием самоутвердиться в среде сверстников. Учащиеся с асоциальной направленностью поведения имеют в большинстве случаев деформированные в сторону примитивности психосексуальные установки. На это влияют характер полового воспитания в семье, морально-этические ценности компании сверстников, специфика обучения, связанная с частотой общения с лицами противоположного пола. Данные педагогов и психологов показывают, что потребности в противоположном поле значительно выше в однородных по полу учебных группах, чем в смешанных. Характерной особенностью мотивационно-потребностной сферы учащихся с асоциальным поведением является желание приобрести самостоятельность и независимость. У них очень велико желание обособиться от всяких воздействий окружающих. Это чаще всего следствие гиперконтроля за всей их жизнедеятельностью. Чтобы подчеркнуть свою непохожесть на окружающих, они вырабатывают свой стиль поведения. От экстравагантности в одежде, сквернословия в общественных местах, нарочито вызывающего обращения к старшим до совершения асоциальных поступков или правонарушений. Этим они пытаются показать значимость собственного «Я». Еще одна достаточно сильная тенденция, которая характерна для учащихся с асоциальной направленностью: потребность в комфорте. Однако стремление к материальному благополучию, желание не испытывать нужды в модной одежде, деньгах, видеоаппаратуре и прочем никак не подкрепляется желанием трудиться и добиваться высоких результатов в профессиональной деятельности. Таким образом, побуждения учащихся, склонных к асоциальному повелению, имеют потребительский характер не только в сфере межличностных отношений и общения, но и в области получения материальных благ. Социальная пассивность и апатия – наиболее ярко выраженная особенность, характерная для большинства учащихся с асоциальной направленностью. Стремления ни за что не отвечать, разделить ответственность на всех соучастников, слиться с «серой» массой группировки, вероятнее всего, и являются основными мотивами объединения в компании с социально неприемлемой направленностью. Характерными основными индивидуальными чертами учащихся с асоциальным поведением являются ярко выраженные симптомы невротизма, психотизма и депрессии. Невротизм. Таких учащихся отличает почти хроническое чувство тревоги, беспокойства, боязливости, склонности к сомнениям, крайняя нерешительность. Поэтому у них часто по ничтожному поводу наблюдаются вспышки аффективного характера: реакция гнева, раздражения и даже агрессии, направленные против сверстников, друзей и лиц из ближайшего окружения. Как правило, учащиеся с невротическими реакциями испытывают значительные трудности при адаптации к новым условиям жизнедеятельности, распорядку учебы и труда. Состояние дезадаптации накладывает отпечаток на характер поведения учащихся. Чтобы хоть как-то избежать, затушевать возникшее чувство дискомфорта, такие учащиеся прибегают к различным способам психологической защиты. Одни стремятся с педантичной точностью следовать какому-то придуманному, только им известному распорядку. Строгое следование заранее разработанным планам избавляет их от неожиданностей и непредвиденных случайностей, делает ход событий более предсказуемым, что уменьшает чувство неуверенности и тревоги. Другие пытаются разрешить свои трудности путем «ухода» в болезнь. Они очень охотно играют роль «болезненного» учащегося, не преминут лишний раз сходить в поликлинику за справкой, целый день лечить зубы и т. п. Такие ребята требуют, чтобы до полного выздоровления их оставили в покое, не давали никаких поручений, не предъявляли высоких требований к результатам учебы и труда. Третьи стремятся во что бы то ни стало добиться признания окружающих, обратить на себя внимание. Для того, чтобы казаться значительнее, они прибегают к различным уловкам, хитростям и даже к самопожертвованию.
Психотизм. Учащихся с психотическим складом личности более всего характеризует постоянный внутренний конфликт с собой, постоянная напряженность и возбужденность безотносительно к степени опасности реальной ситуации. Эта напряженность у них часто без внешнего повода может проявляться в немотивированных реакциях озлобления, ярости, страха. Основными чертами характера таких учащихся являются эгоизм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Эти ребята односторонни: внимание их избирательно и направлено только на интересующие их проблемы. Повышенная чувствительность ко всему, что задевает их личность, приводит к болезненной переоценке и удач, и неудач. Для этих учащихся характерны сильные эмоциональные всплески при любом реальном или мнимом действии по отношению к их личности. Чрезвычайно заботятся о личном престиже, всякую критику, замечания или просто равнодушие воспринимают как обиду и оскорбление, посягательство на их свободу. Особенно враждебные чувства они испытывают к людям, которые хоть в какой-то мере пытаются управлять их поведением. При попытках поговорить по душам, «проникнуть в их внутренний мир» могут надерзить, обругать, ударить. Считая причиной своих несчастий в основном других людей, они не только агрессивны, злопамятны и безжалостны, но и стремятся к мести, не прощают никому даже малой мелочи, никакого проступка. Не боятся вступать в конфликт ни с родителями, ни с педагогами, ни с правоохранительными органами. Депрессия. Отличительной особенностью учащихся, склонных к асоциальному поведению, является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, соматические нарушения. Мрачность, угрюмость, отгороженность, погруженность в собственные мысли и переживания – это лишь маска. За внешним фасадом отчужденности и недоступности, как правило, скрываются чуткость, душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. Таким учащимся свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям, хроническим болезням. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. Поэтому для этих ребят характерно непослушание, леность, неуспеваемость, они более драчливы, чаще убегают из дому. Нарушения депрессивного характера могут сопровождаться не только понижением настроения, чувством вины, беспокойством, но и идеями самообвинения, самоунижения, суицидными мыслями (нежеланием жить) и действиями. Чтобы хоть как-то поднять настроение, избавиться от тоски и затруднений в общении с окружающими, учащиеся чаще всего, не видя других путей борьбы с депрессией, прибегают к употреблению алкоголя, наркотиков и токсических веществ. Кроме названных индивидуальных особенностей, учащихся с асоциальным поведением отличают и некоторые негативные качества личности, такие, как безответственность, небрежность, безразличие, эгоистичность. Они часто уклоняются от выполнения своих обязанностей, игнорируют общепринятые правила, не прилагают усилий к соблюдению общественных требований, пренебрежительно относятся к моральным ценностям. Способны на нечестность и ложь ради собственной выгоды. Асоциальная направленность в поведении отличает учащихся с высокой степенью расторможенности, импульсивности и плохим самоконтролем. Такие юноши и девушки не умеют, а чаще всего просто не способны сдерживать и отсрочивать удовлетворение собственных желаний. Многие из них страдают социальным инфантилизмом, то есть, стремясь к реализации своих потребностей сразу же в непосредственном поведении, они серьезно не задумываются над последствиями своих поступков, не думают о социальной значимости собственных стремлений. Это одна из главных причин того, что учащиеся с асоциальной направленностью не учатся на своих ошибках, не извлекают пользы из собственного негативного опыта. Поэтому отсутствие сдержанности и рассудительности приводит многих из них к различным антиобщественным эксцессам (пьянству, бродяжничеству, праздности, беспорядочным половым контактам и вензаболеваниям). Даже репрессивные меры, применяемые по отношению к ним, не приносят ожидаемого эффекта. Желания и влечения учащихся с асоциальным поведением очень сильны, но вместе с тем и крайне неустойчивы. Эти ребята стремятся к острым и ярким переживаниям, порой ищут и находят новизну, интерес даже в повседневных делах. Однако у них быстро наступает пресыщение, появляется чувство скуки и раздражительности. Для учащихся с асоциальным поведением (как юношей, так и девушек) в основном характерны мужские черты характера. Их отличает большая избирательность и ограниченность круга интересов, предприимчивость, непринужденность в общении и уверенность в себе, невысокая эмоциональная чувствительность и восприимчивость к людским страданиям и бедам, напористость и агрессивность. Такие учащиеся обычно снисходительны к своим слабостям, не склонны к самоанализу, любят чувственные удовольствия, предпочитают силовые методы воздействия на людей всем прочим способам взаимодействия. Вместе с тем, учащиеся склонны к совершению асоциальных поступков, часто испытывают трудности в межличностных контактах, налаживании взаимоотношений. Как правило, все их знакомства поверхностны и формальны, только очень узкий круг сверстников заслуживает их товарищеского расположения. Таким образом, описанные индивидуальные и личностные характеристики учащихся с асоциальной направленностью поведения – это лишь обобщенный психологический портрет.
Литература.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
- Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися в средних профессионально-технических училищах: Метод. рек. / Подгот. М.А.Алемочкин, Т.А.Морозова. – М.: 1986.
- Практическая психология образования / Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: «Сфера», 1997.
- Психолого-педагогическое обеспечение индивидуальной работы по предупреждению асоциального поведения учащихся профтехучилищ: Мет. пособие. / Подгот. Л.А.Пергаменщик, И.А.Фурманов, А.А.Аладьев, С.В.Отчик. – Мн.: 1991.
- Шумский П.П., Иванова Л.Н., Буценко И.Н. Практикум по педагогической психологии. – Мозырь.: 1997.
|