На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Роль родителей и учителей в повышении самооценки детей
Роль родителей и учителей в повышении самооценки детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дорошенко Ольга Марковна,
доцент кафедры педагогики УНК ПСД, кандидат юридических наук, профессор РАЕ (ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»)
Коваленко Екатерина Евгеньевна,
курсант 1 «П» курса 892 учебного взвода (ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»)


Проблема возникновения и развития самооценки является одной из самых важных проблем становления личности ребенка. Что же такое самооценка? Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания; осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и к самому себе. Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания.
Ваш ребенок сам осознаёт, что делает? Избегает ли он ходить на вечеринки, семейные, общественные собрания или различные встречи с другими людьми? Страдает ли ваш ребенок комплексом неполноценности, связанным с некоторыми его физическими особенностями, такими как: слишком низкий или высокий рост, по телосложению очень худой или толстый? Ваш ребенок отсталый в учебе? Он/она не получает хорошие оценки на экзаменах? Ваш ребенок воздерживается от игры с другими детьми?
Издеваются ли над вашим ребенком в школе или колледже? Избегает ли ваш ребенок участия в школьных мероприятиях, таких как дебаты, сценические шоу и другие культурные программы? Наличие таких признаков и симптомов у детей указывает на возможность того, что они могут страдать низкой самооценкой или отсутствием уверенности в себе. Как ответственный родитель, и как искренний учитель, вы должны воспринять эти симптомы всерьез и пытаться решить этот серьезный вопрос. Если с этим не справиться, то на начальных этапах ребенок может вырасти сложным индивидуумом, после чего возрастет и вероятность появления поведенческих проблем позднее.


Существует семь факторов, которые могут сформировать низкую самооценку у детей и подростков. Именно сформировать, так как подобное явление у человека возникает не сразу. Среди этих семи факторов:
1. Окружение, то есть все те люди, которые находятся в одной среде с ребенком;
2. Детство;
3. Воспитание;
4. Его отношения с родителями, братьями и сестрами, учителями, сверстниками, друзьями и т.д.;
5. Бедные родственники;
6. Физические особенности: рост, вес и общий внешний вид;
7. Конкуренция с родными братьями и сёстрами.


Проблему нужно сначала выявить, а потом уже постоянными и сознательными усилиями попробовать решить. Родители являются лучшими лицами для выявления проблем и их последующего решения. Однако в наши дни также доступна профессиональная помощь, и она может быть полезна для ребенка.


Какова роль родителей в повышении уверенности в себе своих детей? Они играют очень важную роль в отношениях с теми детьми, которые страдают от низкой самооценки. В первую очередь, родители должны иметь адекватное и уравновешенное поведение, а также хорошее отношение к своим детям:
1. Не переусердствовать с критикой в их сторону;
2. Всегда говорить положительно;
3. Часто хвалить и не искать недостатки на глазах у всех;
4. Не сравнивать с его братьями, сестрами или с детьми родственников; стараться этого избегать.


Родители могут лучше понять психологию собственного ребенка. Если они страдают неуверенностью в себе, то ее надо повышать. Их следует поощрять, даже за их небольшие достижения. Это поможет им покинуть мысли о том, что всё, что они делают - никому не важно. В наши дни родители слишком заняты, чтобы даже заметить эмоциональные взлеты и падения своих детей.
Как же учителя могут помочь, если студент страдает от низкой самооценки? На самом деле, педагоги тоже играют значительную роль, помогая детям, страдающим низкой самооценкой. Ученик может не понимать какой- либо предмет, быть слабым в спорте или во внеклассных занятиях. Учитель должен достаточно хорошо понимать ученика, и не критиковать или унижать его/ее перед одноклассниками, если они лучше вплоть до отметок. Необходимо приложить усилия для повышения эффективности их работы путем свободного общения и предоставления возможности высказывать свои мысли и проблемы, которые в данный период их беспокоят. Иногда студент может быть не очень хорош в науках. Но у него может быть какой-нибудь особый талант в другом направлении, например, в спорте, искусстве или какой-то другой области. Необходимо определить все его таланты и способности, чтобы далее мотивировать его, помогать добиваться больших успехов в данных областях.


Признаками низкой самооценки могут быть:
1. Самосознание о его внешности;
2. Интроверт;
3. Демонстрация признака комплекса неполноценности;
4. Отсутствие желания выходить и встречаться с людьми.


Что можно сделать, чтобы справиться с низкой самооценкой, если факторы неподвластны нам? Есть некоторые вещи, связанные с природой, которые не зависят от нас, например, нос, зубы, цвет лица и тому подобное. Родителям принадлежит очень значительная роль, в укреплении доверия своего ребенка, с какими бы физическими особенностями он ни родился. Над личностью нужно работать. Любой комплекс неполноценности должен решаться с большим поощрением и заботой со стороны родителей и учителей, а также встречи с людьми, друзьями, которые счастливы, веселы, с позитивными мыслями, что очень помогает в укреплении самоуважения или уверенности в себе. Также необходимо заводить новых друзей, ходить на вечеринки и прогулки, следует получать поощрения со стороны родителей, учителей и старших братьев и сестер. Пусть ребенок участвует в организациях различных мероприятий. Это поможет им быть более общительными с другими и уверенными. Не маловажным в становлении самооценки ребенка считается его участие в различных играх. Необходимо играть в какую-нибудь игру вместо того, чтобы все свое время проводить за компьютером или другими любыми играми, связанными с компьютерами. Игры на открытом воздухе всегда выгодны для детей как физически, так и морально. Это превратит, так сказать, их отрицательную энергию в позитивную. Кроме развития здорового тела, это также нарастит положительный склад ума; ребенок с помощью игр будет заводить много новых знакомств с хорошими людьми. Будучи окруженным таким количеством счастливых и позитивных людей вокруг, это, безусловно, поможет им поднять свою самооценку и стать более уверенными.
Родители могу вовлечь своих детей в конструктивную деятельность, а именно: проводить многочисленные мероприятия, в которых эти дети смогут заниматься. И если они создадут что-то действительно хорошее и полезное, после чего получат похвалу и одобрение, то их самооценка также будет автоматически повышена.
Самооценка отражает тот факт, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающую самостоятельную активность, направленную на осмысление своих поступков и личностных качеств.

Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального образования и воспитания // проблемы образования и воспитания в начальной школе.
2. Антонова Г.П. Различия в интеллектуальной деятельности школьников при решении задач // типичные особенности умственной деятельности младших школьников. М., Образование, 1968.
3. Бабинский Ю.К. Оптимизация учебного процесса в образовательной деятельности. - М.: Образование, 1983.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.- М.: Прогресс, 1986.
5. Корниенко А.Ф. Психологические механизмы саморазвития человека // Гуманитарные научные исследования. 2015.


Источник: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.